Классическая музыка с человеческим лицом: итоги первой встречи "Муз.Про.Света"
25.09.2014 21:51
—
Новости Культуры
|
24 сентября Музыкальный Дом "Классика" провел первую из серий встреч "Муз.Про.Свет". Организаторы называют его "жизненно-музыкальным проектом в культурной жизни Беларуси". В программе было непринужденное общение, шутки, музыка и рассказы о секретах мастерства. "Классическая музыка. Это так скучно. Так сложно. Так непонятно. Так уныло и неактуально. Да! До тех пор, пока не зазвучит музыка. До того момента, пока ты не узнаешь чуть ближе…человека", - таков посыл "Муз.Про.Света".
Приглашенными гостями из мира академической музыки стали флейтист, солист ансамбля "Кантабиле" и квартета V.S.O.P. Евгений Виданов. Он также педагог, музыкант в третьем поколении, посетивший более десятка стран с гастролями, "экстраверт до мозга костей" и гурман. Именно благодаря отцу Евгения современники услышали бытовую музыку XVII века из найденной "Полоцкой тетради". Она хранилась в частном собрании у коллекционера и литературоведа Адама Мальдиса, пока писатель Владимир Короткевич не предложил открыть ее общественности. Вторым приглашенным гостем был Станилав Петченко – также солист ансамбля "Кантабиле" и квартета V.S.O.P., виолончелист, педагог, отец троих детей и "брутально-интеллигентный интроверт". "Мы разбиваем стереотипы восприятия классической музыки, рассказываем вам в легкой, интересной, современной форме о наследии академической музыки Беларуси и мира. Мы знакомимся с личностью, благодаря которой в Беларуси и за ее пределами звучит музыка", - объясняют цель мероприятия организаторы. За имбирным чаем, грогом и венскими вафлями беседовали с артистами, задавали вопросы, шутили, рассказывали анекдоты и слушали музыку. Музыканты рассказали о своих любимых композиторах, музыкальных пристрастиях, о том, какую музыку слушают в машине. Станислав Петченко в юности слушал группу Genesis, сейчас любит Стинга, особенно последние его альбомы, и коллекционирует барочную музыку. Евгений Виданов признался, что в его машине не играет сложная музыка, так как сразу начинает вслушиваться, отвлекается от вождения и нарушает скоростной режим. Из простого он назвал Фрэнка Синатру. Музыканты объясняли тонкости исполнения мелодий. К примеру, они сыграли пастораль XVII века в современном звучании, по правилам гармонии, и в архаичном, когда правил не было. Слушатели могли сравнить и попытаться понять, что же такое гармония. Из зала задали вопрос об эволюции музыкального инструмента в жизни музыканта. Виданов объяснил, что инструмент приобретается, когда музыкант становится профессионалом. "Дешевый инструмент грубее сделан, он менее совершенен, это сказывается на звуке. Я долго играл на старом инструменте и не чувствовал необходимости приобретать лучший. После того как я поиграл на качественной флейте, я почувствовал простор для совершенства. Инструмент меняется, когда педагог понимает, что ученик может шагнуть дальше, а дудочка не выдерживает", - пояснил флейтист. Говоря о педагогике, Виданов отметил три рубежа, через которые должен пройти ученик. Первый - когда ребенок может запомнить музыкальный текст. Второй - когда растет совершенство и ученик может играть более сложные музыкальные произведения. Третий - самый важный, определяет, какой ученик пойдет дальше и станет профессионалом, а какой - только любителем. Будущий профессионал начинает понимать, что такое звук, его окрашенность. "В возрасте 13-14 лет наступает пограничный период, в который надо быть очень внимательным, чтобы не заставить ребенка заниматься нелюбимым делом. Без любви нельзя. В финансовом смысле музыкальная профессия нигде в мире особо не прибыльна. У нас она вообще не очень доходна. Но музыкант срастается со своим инструментом. Если меня лишить моей флейты, разрушится моя личностная целостность и пойдут деструктивные процессы", - говорит Виданов. Петченко, рассуждая о работе с учениками, привел в пример Владимира Перлина, ведущего музыкального педагога страны, и его умение привить любовь к инструменту. Он говорил: "Если ты без этого можешь жить, то тебе здесь делать нечего". Виолончелист отметил, что музыкальному педагогу надо быть тираном: "Только пряником не вырастишь профессионала. Соотношение кнута и пряника определяется индивидуально: кому-то кроме кнута ничего не помогает".
Один из слушателей поинтересовался, что чувствуют артисты, выходя из здания после концерта, видя общество, слякоть и реальный мир. "На самом деле нормальные мы люди, - заверил Станислав Петченко. – Если мы выходим на улицу в дождь, ничего страшного не происходит, ходим на работу, в магазин, делаем ремонт. Мы не небожители". Виданов же поделился своими наблюдениями: "Нормальный музыкант никому не нужен, это серость. Музыкант должен быть немножечко ненормальным. С психологической точки зрения, чтобы получился артист, мы расшатываем нервную систему ребенка, чтобы он был более чувствителен. Поэтому музыканты порой бывают несдержанны, эпатажны не по рыночным требованиям, а потому, что у них бывают всплески. Чтобы публика услышала настоящую музыку, артист должен пережить то, что исполняет". Говоря об издержках профессии, он отметил, что поскольку музыкант всю жизнь работает с интонациями, он острее чувствует фальшь, ложь и искренность: "Часто это помогает в жизни, а часто расстраивает". По словам организатора Ольги, желающих прийти на мероприятие было очень много. Такой спрос был для них сюрпризом, потому что идея провести такой вечер классической музыки возникла всего две недели назад. Тем не менее, зрителей было гораздо меньше, чем число заинтересованных первоначально. В планах - продолжать формат музыкальных встреч как минимум до конца года и пригласить династию дирижеров - Оводка старшего и младшего, также оперных певцов. Ближайшая встреча пройдет 14 октября с Сергеем Долгушевым, лидером группы "Вурай", который познакомит зрителей с этномузыкой: покажет видео с народными песнями в исполнении деревенских бабушек, собранными во время этнографических экспедиций. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Классическая музыка. Это так скучно. Так сложно. Так непонятно. Так уныло и неактуально. Да! До тех пор, пока не зазвучит музыка. До того момента, пока ты не узнаешь... |
|