Белорусская художница в Париже: "Француженка может не накраситься или надеть безразмерное платье, но чулки на ней будут безупречные". 21.by

Белорусская художница в Париже: "Француженка может не накраситься или надеть безразмерное платье, но чулки на ней будут безупречные"

01.10.2014 13:46 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Современный белорусский художник Снежана Бартенева работает в направлении медиа-арт, специализируется на фото и видеоинсталляциях. Проучившись в Минске и Москве, она продолжила образование в престижной французской студии искусств, став лишь четвертым выпускником-белорусом. Теперь фотохудожник работает в Париже и организует ярмарку искусств в Минске. TUT.BY поговорил с фотографом о парижской жизни, узнал, чем отличается французский технический администратор от белорусского, в чем очарование парижанок и почему во Франции в почете русские жены.




Снежана Бартенева училась в Минском технологическом колледже по специальности "фотография". Однако в середине пятилетнего курса она забрала документы, не видя перспектив для творческого развития, и поступила в Московскую академию фотографии при Институте кинематографии. Вернувшись в Минск, фотохудожник работала для глянцевых изданий, арт-директором собственных съемок, делала имиджевую рекламу для крупных компаний и сотрудничала с Владимиром Цеслером. Знакомство с ним стало в каком-то смысле судьбоносным. В один из своих визитов в Минск Ален Флeшер (Alain Fleischer), директор Французской национальной студии современного искусства Ле Френуа (Le Fresnoy), организованной при поддержке Центра Жоржа Помпиду, посетил мастерскую Владимира Цеслера. Художник пригласил Снежану показать свои работы.
 
Для поступления в студию необходимо пройти три отборочных тура. На первом происходит отбор кандидатов по портфолио и проектам, которые они будут реализовывать в течение двух лет. Следующие туры представляют собой собеседование с двенадцатью членами жюри. В конкурсе участвуют режиссеры, фотографы, художники из Японии, Китая, Алжира, США, Австралии и других стран. В финал проходит 25-30 человек. Обучение в студии длится два года, для каждого года ученик разрабатывает проект, который затем защищает перед комиссией из Министерства культуры. На каждый проект Евросоюз выделяет 10 тысяч евро. Объектом искусства может быть короткометражное кино, мультимедийные инсталляции, фотография и все, что связано с современным и актуальным. По итогам годовой работы проводится большая коллективная выставка, на которую приглашаются коллекционеры, представители музеев и культурных сообществ, выпускается ежегодный каталог.
Примечательно, что Снежана – лишь четвертый белорус, окончивший студию. В рядах выпускников не числится пока ни одного россиянина. Для поступления Снежана за два месяца выучила французский с нуля. Поступая в первый раз, она рассказывала о своих проектах, заучив их по бумажке, и в итоге не всегда понимала, о чем ее спрашивает приемная комиссия. В следующий раз, подучив язык, она прошла конкурс и на два года переехала с мужем в Лилль.

 
По наблюдениям Снежаны, в процессе работы над проектом во Франции не диктуют, что нужно делать, а, скорее, создают благоприятные условия для развития уже имеющегося потенциала. В Москве, по словам художницы, было много лекций, практических мастер-классов по фотографии, а в Ле Френуа упор делается на междисциплинарные виды искусства, современные технологии. По ее наблюдениям, во Франции обучение больше напоминает работу, где художник выполняет проект с профессиональной командой, но при этом самостоятельно принимает решения и несет ответственность за каждый шаг как директор проекта.

На вопрос, в чем разница образования в Москве и Лилле, Снежана коротко ответила: "В уровне". В Москве она многому научилась и, став выпускницей, работала фэшн-фотографом. Во Франции же сложно учиться, защитить работу перед комиссией, но выпускаешься из студии со статусом художника: "Даже потом на стадии оформления документов у меня не было особых проблем. Большую роль сыграл диплом и авторитет Ле Френуа: в глазах любых госструктур я выглядела достойно".
 
Сейчас у художницы вид на жительство competence et talent, что дает ей возможность развивать отношения между Францией и Беларусью. Девушка уже почти год работает над проектами в Париже и Минске. 

Работа Снежаны: 

Snejana BARTENEVA - "Un élément" from Le Fresnoy on Vimeo.
 

"Ты не можешь не быть эстетом в Париже"

"Париж - город для людей с большими эстетическими запросами, - говорит о жизни во Франции Снежана. - Я всегда могу пойти на новую выставку, чего мне, к сожалению, очень не хватает в Минске. Мне нравится уклад жизни французов, их интерес к искусству, желание жить красиво каждый день. Порой мы пропускаем жизнь, мечтаем о будущем, зарабатываем и не наслаждаемся сегодняшним днем. Французы могут долго снимать квартиры и тратить деньги на путешествия, искать работу по душе, а не ради денег, в обед пить кофе и вино за написанием книги".
 
При всей радужности описаний художник не отрицает: есть во Франции и свои сложности. К примеру, эмигрантам очень сложно ассимилироваться с парижским обществом: "Лучше не попадать в районы, где полно безработных. Люди там очень агрессивно настроены, и это не та Франция, к которой мы привыкли. Есть аристократические районы, и они не пересекаются с турецкими, китайскими, негритянскими, каждый живет своим укладом жизни в одном большом городе. Париж может быть одновременно роскошный и нищий".
 

Фрагмент фотоинсталляции Снежаны Бартеневой "Меланхолия". Фото: из личного архива героини
 
По наблюдениям Снежаны, во Франции общество очень критично относится к искусству. "Люди хотят уйти с выставки не с поставленной галочкой о просмотре, а с осознанием идеи. Им важно порассуждать о произведении, выпить вина, поговорить, в беседах у них рождаются новые взгляды на арт-объекты. Я, помню, очень удивилась, когда в нашей компании технический администратор живо начал рассуждать о выставке Билл Виола". По словам Снежаны, ей сразу вспомнились наши компьютерщики, которые заходят в дом, не спрашивая, снять ли обувь.
 
Снежана считает, что на такую осведомленность парижан влияет постоянное соприкосновение с искусством. "Мой любимый бутик чая расположен на одной из центральных площадей. Там стильный интерьер, большое количество сортов чая, который поставляли с 1692 года королевской семье, приглушенный свет, красивая посуда для чая. По логике чай там должен стоить немереных денег. А я покупаю 100 граммов отличного чая за 5 евро, мне упаковывают его в стильный фирменный пакет и провожают с улыбкой. Для меня как клиента во Франции делают все, чтобы даже маленькие покупки заставляли меня приходить к ним каждый день. Ты не можешь не быть в Париже эстетом", - заключает фотограф. 
 

Француженки, элегантное старение и русские жены в Париже

Художница с восхищением рассказывает, как элегантны пожилые парижанки. "Наши женщины поглощены своими проблемами. Женщина во Франции более независима, постоянно развивается и живет в свое удовольствие. За счет этого они выглядят иначе, у них живые глаза даже в 60-70 лет, улыбка, элегантные манеры. Гораздо реже можно встретить женщину, разрывающуюся только между домом и работой и живущую только ради мужчины", - делится размышлениями Снежана.
 
По ее мнению, белорусские женщины стараются все делать напоказ, одеться получше, накраситься, а под одеждой может быть плохое нижнее белье. Во Франции иначе, и Снежана доказывает эту мысль примером, когда к ней на съемку ню пришли актрисы. Когда одна симпатичная девушка, одетая по-мужски, разделась, на ней оказалось великолепное белье: "Я увидела настоящую женщину. Француженка может не накраситься или надеть безразмерное платье, но чулки на ней будут безупречные".
 
Хотя Снежана отметила, что среди французов в почете русские жены, они придают статус мужчине. По ее наблюдениям, француженки разводятся при первых проблемах, а разрыв дорого обходится мужчинам, особенно когда в браке были дети. На вопрос о причине такой любви к русским женщинам Снежана ответила: "Русская жена эффектная, с характером, но и покорная". 
 

Работа Снежаны Бартеневой. Фото: из личного архива героини
 

Первая ярмарка современного искусства в Минске

В Минске художница занимается организацией первой ярмарки современного искусства Minsk Art Place, которая должна состояться через год. В ней примут участие галереи и художники из Беларуси, Франции, России и других стран, в программу также будут включены кинопоказы и лекции. "Мне бы очень хотелось, чтобы наши художники и фотографы имели большую возможность продаваться, узнали, как это функционирует во всем мире. Ярмарка создается, чтобы сделать искусство доступным. Будут открыто висеть цены на работы, можно будет свободно ходить и выбирать предметы искусства для своих коллекций. Также можно будет посетить полезные мастер-классы по коллекционированию и созданию творческих пространств", - объясняет идею ярмарки Бартенева.
 
Снежана рассказывает, что в Минске она редко попадает на события и выставки, которые потом долго вспоминаешь и обсуждаешь. По ее мнению, по разным причинам у таких мероприятий по-прежнему проблема с рекламой, и часто люди просто не узнают о достойных экспозициях. "В Париже люди не пойдут на выставку, если не зарядятся какой-то информацией. Ведь там миллион мероприятий, и нужно выбрать, на какое идти. Поэтому музеи и галереи постоянно подогревают интерес зрителей: либо привозят художников, на которых пойдут только ради имени, либо открывают новые яркие имена". 

По словам выпускницы Ле Френуа, находясь долго в Минске, она испытывает творческий голод, ей уже мало просто ходить на выставки, нужно что-то стоящее. Ее вдохновляют и подпитывают новыми идеями путешествия и интересные книги.   

 

Snejana BARTENEVA - " Mélancolie " from Le Fresnoy on Vimeo.

 
Теги: знакомства, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Проучившись в Минске и Москве, она продолжила образование в престижной французской студии искусств, став лишь четвертым выпускником-белорусом. Теперь...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика