На "Лістападзе" покажут серию фильмов "Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси"
12.11.2014 14:00
—
Новости Культуры
|
Документально-образовательный проект
Работа над фильмом и изучение темы художников Парижской школы началась в 2005 году. Тогда Олег Лукашевич познакомился с внучками мастера - Мерет в Париже и Беллой в Нью-Йорке. В ходе работы он узнал о здравствующем сыне Шагала – Дэвиде Мак-Ниле, который живет то в Монако, то в Париже. Встреча с ним кардинально изменила весь первый 4-серийный фильм о Шагале. Позже работа была удостоена ряда призов, в том числе и на Международном Евразийском телефоруме в Москве. Это знакомство также помогло в работе над новым фильмом, который будет демонстрироваться в рамках "Лістапада". "Дэвид гостеприимно принял нас в своем особняке в 16-м округе Парижа. Мы общались среди работ Родена, Пикассо и, конечно же, Шагала. Дэвид признался, что его любимой работой навсегда осталась огромная акварель Шагала, на которой запечатлен он с родителями в фантастическом мире художника", - рассказал Лукашевич.
Творческая группа Олега Лукашевича и Александра Алексеева работала над проектом около двух лет. Были исследованы многочисленные архивы в Беларуси, России, Франции, и зрителю впервые представлены малоизученные и неизвестные документы. "В Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов нами была случайно обнаружена кинохроника первой годовщины Октябрьской революции в Витебске. Однако в фондах она значилась 1923 годом. Каково было наше удивление, когда в человеке в шляпе мы узнали Марка Шагала. Чтобы удостовериться окончательно, подобную кинохронику мы нашли в российском архиве, где год стоял точно - 1918-й. На сегодня это, пожалуй, единственное изображение Шагала на кинопленке до его отъезда в 1922 году из СССР", - говорит о находке автор. Съемки проводились во всей Франции: от Парижа до Лазурного берега, в местах, связанных с жизнью и творчеством художников. Олег Лукашевич встретился со многими родственниками: с сыном Марка Шагала – Дэвидом Мак-Нилом, с дочерью Осипа Любича – Диной Любич и другими, что позволило узнать не только новую информацию, но и уточнить биографии художников.
"Для меня очень важно было встретиться с прямыми потомками художников. У многих из них сохранились документы, фотографии, многие никогда не были опубликованы. Так, на фотографии, на которой был изображен друг Сутина – Михаил Кикоин в Виленской рисовальной школе, среди сфотографированных оказался еще один наш герой Файбиш- Шрага Царфин, который тоже родился в Смиловичах", - продолжает Лукашевич. Он выяснил, что отец Сутина был в хороших отношениях с отцом Царфина. Они жили недалеко друг от друга, и отец Сутина часто захаживал в гости к Царфину на рюмочку ликера и пироги. Их дома располагались рядом с рекой Волма. Это уникальное фото нашлось в архиве дочери Царфина – Лилиан. Каждый 26-минутный фильм строится на документальной биографии героя, с использованием интервью с родственниками, искусствоведами, коллекционерами, экспертами и другими специалистами. Детально показывается творчество художника, путем съемки оригиналов картин, документов, фотографий и т.д. В том числе масштабно показана корпоративная коллекция Белгазпромбанка, которая насчитывает более 60 произведений искусства.
Согласие Мадонны использовать музыку из фильма "Мы. Верим в любовь"Первым зрителем проекта стала певица Мадонна. После просмотра она дала согласие на предоставление музыки к проекту и с ней было подписано соглашение. Автор объяснил, что для цикла ему было важно найти не просто музыку, а подобрать музыкальную композицию, которая ярко бы раскрывала характер художника – героя фильма. Шагал любил Моцарта, а Файбиш - Шрага Царфин – Баха, поэтому и картины художников наполнены этим звучанием. Еще в 2011 году на премьере фильма Мадонны "Мы. Верим в любовь" на Венецианском кинофестивале Лукашевич сразу отметил для себя музыку Абеля Корженевского. Польский композитор написал саундтрек к этой ленте. Приступив к работе над циклом о "Художниках Парижской школы. Уроженцах Беларуси", он ни минуты не сомневался в том, что будет использовать музыку Корженевского в фильмах о Хаиме Сутине и Марке Шагале. Однако он не подозревал, что авторские права на данную музыку уже принадлежат компании, владельцем которой является сама Мадонна. "На мое письмо, отправленное в компанию, был дан ответ с просьбой не только подробно изложить суть проекта, но и детально расписать свою биографию, а также точно указать, где и на каких словах будет звучать та или иная композиция. Мне сообщили, что Мадонна лично захотела увидеть фильм и непосредственно она будет принимать решение. За два дня работа "Хаим Сутин. Жажда цвета" была переведена на английский язык и озвучена носителем языка. Одобрение пришло сразу. Позже соглашение об использовании музыкальных композиций подписала сама Мадонна", - рассказал Лукашевич. В октябре проект был представлен в Вильнюсе, в Литовском художественном музее, а затем весь цикл показали в эфире Литовского телевидения. В проекте представлены именитые искусствоведы: директор Парижской пинакотеки Марк Рестеллини, президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова и эксперт Парижской школы 1905-1939 годов Надин Нешавер. Соблюдены все авторские права, и с каждым правообладателем заключен контракт. Получено одобрение от Комитета Марка Шагала.
В поисках материала для фильма о Надежде Ходасевич-Леже на юге ФранцииРабота над фильмом о Надежде Ходасевич-Леже завела Лукашевича на юг Франции, в городок Кальян, где находится ее могила. В ходе интервью с зятем Надежды, российским актером Евгением Самойловым (брат Татьяны Самойловой) творческая группа узнала, где именно жила художница со своим последним мужем художником Жоржем Бокье. Надгробие из черного мрамора украшает мозаичный автопортрет художницы. На этом же маленьком кладбище покоится прах кутюрье Кристиана Диора.
"Несмотря на огромное состояние, которое она унаследовала от Фернана Леже, Надежда Петровна оставалась скромным человеком, - делится впечатлениями Лукашевич. - Она не только организовала музей Леже в Биоте, подарила его Франции, но и поддерживала отношения со своей родиной. Считала она себя белоруской и не раз об этом открыто говорила. Ее усилиями были изготовлены сотни прекрасных копий из Лувра и направлены в родную Беларусь. Она считала, что каждый человек, даже в самой отдаленной деревне, должен прикоснуться к великому искусству. Сегодня часть той коллекции можно увидеть в музее деревни Зембин, где также хранятся ее прекрасные мозаичные композиции".
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Уроженцы Беларуси", авторский цикл Олега Лукашевича, представят 12-14 ноября в Национальном художественном музее Республики Беларусь. |
|