Режиссер фильма - победителя фестиваля "Лістапад" о запросах белорусов, гнетущем европейском кино и сотрудничестве с "Беларусьфильмом"
20.11.2014 06:32
—
Новости Культуры
|
Фильм режиссера Дарьи Юркевич "Баба, Ваня и коза" получил диплом в категории "игровое кино" в национальном конкурсе кинофестиваля "Лістапад". А в конце октября фильм отметили "Серебряной бульбой" и призом зрительских симпатий на 4-м Дарья рассказывает, что когда приехала учиться во Францию, возникла языковая проблема. Чтобы быстрее выучить язык, она стала ходить в кино на французские фильмы. "Я впала в депрессию от того, что вижу. Может, атмосфера отражает то, что происходит в обществе, но она гнетущая", - объясняет режиссер. Теперь она убеждена, что европейская и белорусская публика разная и запросы к кино у них другие: "Европейская публика более искушенная, уставшая. Там кино оказывается огромная поддержка и выпускается много фильмов, соответственно, выбор больше и публика критичнее". "Славянская душа с явным советским влиянием"
"Россия тоже большая, разве можно все объединить: Москву, Питер и глубинку? Я бы сказала, что это больше славянская душа с явным советским влиянием. Румыны, поляки тоже нас очень хорошо понимают, понимают наши фильмы, потому что их это тоже коснулось", - пытается определить ареал, в котором будет интересно и понятно белорусское кино, Юркевич. За годы творческого поиска она пришла к выводу, что белорусскому зрителю интересно "смотреть про себя", и такого кино в Беларуси не хватает. Доказательством тому, по мнению Дарьи, стал зрительский интерес к ее фильму "Зло", который сняла
"Белорусское кино должно быть об актуальных проблемах белорусов, люди должны узнавать себя в героях. Тогда картину будут смотреть", - говорит Дарья. Наиболее эффективным и трогающим за живое жанром кино о белорусах могла бы стать трагикомедия, считает она и тут же отмечает, что ее чрезвычайно сложно снимать. "Важно, чтобы это было смешно, но не пóшло и трогало зрителя. По мне, одним из самых гениальных фильмов в жанре трагикомедии является советский фильм про войну "Женя, Женечка и Катюша". Именно так и надо снимать про войну. Сначала очень смешно, а потом ты видишь трагизм войны, и это тебя застает врасплох", - несмотря на сложности жанра, Дарья старается снимать именно так. А вот будет ли белорусский кинематограф интересен другим странам, зависит только от уровня каждой конкретной работы, считает она. "Сокуров – один из богов в Европе, билеты на его мастер-классы раскупаются за пять минут. Хотя раньше он снимал скорее про Россию, а не аллегорично, как сейчас, - доказывает свою мысль на примерах Дарья. - Пелешяна не все знают у нас, а в Европе его имя называют сразу после Тарковского". "После того как я сдала квантовую химию, мне уже ничего не страшно"
Режиссер говорит, что на химфак пошла, чтобы успокоить родителей-инженеров. Они переживали, что дочь останется без высшего образования, просили ее получить диплом, а дальше уже заниматься, чем захочет. По словам Дарьи, она часто порывалась бросить учебу, но боялась расстроить родителей, так и доучилась до диплома. Близкие, рассказывает Дарья, убеждены, что у нее дар к синтезу, поэтому лабораторные работы по химии у нее получались без знаний теории. "Но благодаря химическому образованию у меня теперь нет страха чего-то не понять. После того как я сдала квантовую химию, мне уже ничего не страшно", - рассказывает режиссер. Зато, по словам Дарьи, она была счастлива, когда попала в Академию искусств и в расписании появилась "техника речи", "история кино", а не "химия высокомолекулярных соединений". "Я пыталась впитать все, что можно: ходила на занятия к актерам, операторам, ходила на занятие к Андрею Кудиненко, мы занимались монтажом. Но на выходе я снимала беспомощные фильмы в плане актерской работы", - переходит она к рассказу о французской школе-студии. Ле Френуа, по ее мнению, научила уважать свое дело и относиться к нему серьезно: "Этим часто болеют телевизионщики: они снимают много и теряют магию кадра. Вернуть ощущение этой магии можно, только относясь к тому, что ты делаешь, как к уникальному произведению".
По ее мнению, уважение к своей работе меняет и отношение других людей к фильму. Можно снять фильм с бюджетом миллион долларов, но в проект придут люди, которые хотят заработать, и не вложат в него душу, объясняет режиссер. Она называет кино синтезом, где важно, кто находится рядом. Режиссер не делает кино сам, он только стержень, и бюджет здесь не главное. "Беларусьфильм" получает большой бюджет, но основная часть денег идет на обслуживание огромного аппарата (юридического отдела, отдела продаж), и хорошо, если до съемочной группы дойдет половина средств", - говорит о финансовой стороне вопроса Дарья. Рассказывая о своем опыте сотрудничества с "Беларусьфильмом", Дарья вспоминает, как ее с одной съемочной площадки перевозили на другую. Водитель ехал два с половиной часа, хотя расстояние было небольшим. В пять часов заканчивался рабочий день в павильоне, и так пропал целый съемочный день. Режиссер сравнивает этот случай с тем, который произошел на площадке фильма "Баба, Ваня и коза". Исполнительница главной роли забыла подштанники, Дарья за пять минут съездила за ними на своей машине, и так команда не выпала из графика. "Каким бы вокруг все ни было странным, надо делать то, что идет из сердца"
О французском периоде учебы она рассказывает кратко - это другой мир. В качестве примера Дарья вспоминает свое первое впечатление от знакомства с преподавателями школы и их фильмами. Первой она увидела картину израильского режиссера Ави Маграби о войне с палестинцами. Камера все время дергалась, в кадр попадал кусок бороды режиссера, а снято все было так, словно камеру держали подмышкой. Еще больше ее удивило, что картина получила множество наград и мировое признание. "Я подумала, чему я тут буду учиться два года? Первый год я снимала, что хотела. Я презентовала свой проект комиссии, прежде чем запустить его в производство. А когда выходила готовая работа, комиссия удивлялась: "Это же классическое кино". Хотя получалось то же, что я презентовала вначале. От меня просили новое кино, нового взгляда и технологий. На следующий год я занималась инсталляцией. И я поняла, что каким бы вокруг все ни было странным, надо делать то, что идет из сердца. Но учение от противного – тоже опыт".
"Давайте расскажем про бабушку!"
В главной роли в "Бабе, Ване и козе" снялась непрофессиональная актриса Вера Токарева. Она всю жизнь мечтала стать актрисой, ей в молодости даже предлагали сниматься в кино. Но подруги в общежитии отговорили идти на пробы. До этого фильма Вера снималась лишь в массовке. "Когда она приехала на пробы, я увидела интеллигентную старушку. Моя бабушка по сценарию жила в деревне, и я подумала, что типаж не подходит. А потом решила попробовать, сняли вставные зубы, и лицо бабушки преобразилось", - вспоминает режиссер. Однако выбор пал именно на эту актрису из-за ее взгляда - во время проб она посмотрела в камеру так, как это нужно было для фильма: кристально-голубые глаза, которые смотрят прямо в душу. "Я только потом узнала, что весь фильм – это история нашей актрисы от начала до конца. Мистически совпало, что мы экранизировали ее жизнь, не зная этого. Она была настолько органична, что мы снимали с первого дубля", - рассказывает Дарья. Вторая бабушка - Валентина Жукавец – подруга главной актрисы, с которой они знакомы всю жизнь. По сюжету в небольшой белорусской деревне жизнь бабы Серафимы вертится вокруг ее сына, алкоголика Вани. Не имея в союзниках никого, кроме белой козы Маньки, баба Серафима начинает войну против соседки Глаши, которая варит и продает в деревне самогон. Фильм сама режиссер называет семейным. Даже местный кот, которого не было в сценарии, снимался за молоко и заходил и уходил из кадра, когда это от него требовалось. 15 минут, что длится фильм, снимали 6 дней в октябре. Было холодно, бабушки спали на печке. Все вставали в пять утра, чтобы успеть снять за короткий световой день. Интерьерная часть в фильме - дом бабушки и дедушки самой Дарьи, а снаружи – дом соседа. Ваню сыграл сосед Владимир Козорицкий, бывший, но в фильме действующий алкоголик. Музыки никакой в фильме нет, это установка режиссера. "Я хотела перестать прятаться за музыку. Она драматургически поддерживает, но упрощает историю. Самое интересное – работать со звуками и создавать музыку из них", - объясняет Дарья. Один из самых сильных эпизодов был снят случайно: через съемочную площадку прошло стадо коров. Бабушка начала их гонять, а в фильме так оказались переданы силы, которые надвигаются на героиню и с которыми она пытается бороться.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Белорусское кино должно быть об актуальных проблемах белорусов, люди должны узнавать себя в героях. Тогда его будут смотреть", - говорит Дарья. |
|