Деятели кино, имена которых должен знать каждый белорус
18.12.2014 20:00
—
Новости Культуры
|
17 декабря белорусское кино отметило свое 90-летие. Именно в этот день 1924 года было создано Управление по делам кино - Белгоскино. TUT.BY попросил людей, отвечающих за сохранность, систематизацию и появление новых белорусских фильмов назвать пять деятелей белорусского кино, имена которых должен знать каждый белорус. Свой топ-5 составили директор киностудии "Беларусьфильм" Олег Сильванович, директор Музея истории белорусского кино Игорь Авдеев и независимый кинокритик и журналист Алла Бобкова.
Среди знаковых фигур белорусского кинематографа в списке Олега Сильвановича 1. Владимир Корш-Саблин – один из основоположников белорусского кино. Он снял фильмы "В огне рожденная" (1930), "Первый взвод" (1933), "Огненные годы" (1939), "Константин Заслонов" (1949, совместно с А. Файнциммером), "Красные листья" (1958), "Первые испытания" (1960), "Запомним этот день" (1967), "Москва - Генуя" (1964, совместно с А. Спешневым и П. Армандом), "Крушение империи" (1971). Также он снял комедии: "Искатели счастья" (1936), "Моя любовь" (1940), "Поют жаворонки" (1953, совместно с Н. Санниковым), "Кто смеется последним" (1955). В киностудии "Советская Беларусь" (которая позже стала "Беларусьфильмом") Корш-Саблин с 1926 года, где он работал актером и режиссером. В 1945—1960 и 1969—1974 годах он был художественным руководителем киностудии "Беларусьфильм", а с 1962 - первым секретарем Союза кинематографистов Беларуси. 2. Виктор Туров - белорусский советский кинорежиссер, сценарист и педагог. С 1959 года он стал режиссером киностудии "Беларусьфильм". Первые его фильмы были документальными, потом снимал военные фильмы. В 1965 году фильм "Через кладбище" с новой стороны взглянул на белорусское партизанское движение и оккупацию. Режиссер показал переживания оккупированного народа и противоречивость их чувств, местами даже критикуя официальную идеологию. В 1994 году фильм стал одним из ста лучших мировых фильмов о войне, по мнению ЮНЕСКО. В 1995 Туров был включен ЮНЕСКО в число 50 кинематографистов мира, из которых состоял Почетный комитет по празднованию 100-летия кинематографии. Картины Турова о войне стали классикой белорусского кино. Режиссер также попал в пятерку Аллы Бобковой. Фильм "Я родом из детства" (1966), в которой снялся и исполнил несколько песен Владимир Высоцкий, определил суть его творчества, считает кинокритик. Это лирическая исповедь поколения, родившегося перед Второй мировой войной и вынесшего все ее тяготы. "В 1995 году белорусские критики назвали его лучшим фильмом, созданным за всю историю белорусского кино. По опросу 2014 года он занял 3-е место", подкрепляет свой выбор мнениями коллег Алла Бобкова. Также Туров экранизировал два романа из трилогии Ивана Мележа "Полесская хроника": "Люди на болоте" (1981) и "Дыхание грозы" (1982) и белорусскую классику "Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах" (1994) по произведению Яна Барщевского, основанному на белорусских легендах и преданиях. За фильм "Люди на болоте" в 1984 году режиссер вместе с оператором Дмитрием Зайцевым, актерами Геннадием Гарбуком, Еленой Борзовой и Юрием Горобцом были удостоены Государственной премии БССР. Ежегодно в конце осени в Могилеве проходит "Туровская осень". 3. Михаил Пташук с 1974 года работал на "Беларусьфильме" и за свою жизнь снял более 30 фильмов. В 1989 году Пташук создал Белорусскую независимую студию при Союзе кинематографистов и стал ее художественным руководителем. Его фильмы о войне глубоко психологичны и философичны. Наиболее известные среди них "Возьму твою боль" по произведению Ивана Шамякина, "Знак беды" по повести Василя Быкова, "В августе 44-го…". Среди его картин также - "Черный замок Ольшанский" по одноименному роману Владимира Короткевича. Его работы получили награды на международных кинофестивалях в Беларуси, Испании, России, Чехии, Швеции и Югославии. В апреле 2002 года Пташук погиб в автомобильной катастрофе в Москве. Накануне он прилетел из Голливуда в Москву на вручение кинематографической премии "Ника". Его картина "В августе 44-го..." попала во все основные номинации кинопремии. 4. В биографии режиссера Леонида Нечаева фильмы "Приключения Буратино", "Про Красную шапочку", "Проданный смех", "Рыжий, честный, влюбленный", "Питер Пэн", "Сказка о Звездном мальчике", "Не покидай". Он был одним из лучших советских режиссеров детских фильмов, и его фильмы прославили на весь Союз "Беларусьфильм", в студиях которого они были сняты. Кроме того, режиссер стал первым кавалером Ордена Буратино, учрежденного детьми города Зеленоградска Калининградской области, которым награждаются "деятели культуры, ученые, педагоги и другие взрослые, достигшие высот в воспитании у детей и подростков внутренней свободы, чистоты помыслов, гражданской активности, уверенности в собственных силах". Леонид Нечаев также в пятерке Игоря Авдеева "как автор десятка поставленных по мотивам знаменитых сказок, уникальных по поэтике детских приключенческих мюзиклов, лучшие из которых ("Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку") демонстрировались по телеканалам десятков стран мира". 5. Режиссер и сценарист Валерий Рубинчик с 1969 года работал на "Беларусьфильме", а 1990 переехал в Москву, где преподавал и работал на "Мосфильме". В 1980 году его фильм "Дикая охота короля Стаха", где он был режиссером и сценаристом, получил приз жюри на МКФ в Монреале. Кром того, в Беларуси он снял "Красный агитатор Трофим Глушков" (1969), "Могила льва" (1972), "Последнее лето детства" "1974), "Гамлет Щигровского уезда" (1975), "Венок сонетов" (1976), "Культпоход в театр" (1982), "Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа" (1983), "Отступник" (1987) и "Комедия о Лисистрате" (1989). Кинокритик Алла Бобкова не остановилась на режиссерах, а отметила также сценаристов и композиторов, которые внесли в свой вклад в белорусский кинематограф.
1. Сценарист и режиссер Юрий Тарич. Его лучший фильм "Крылья холопа" (1926) не принадлежит белорусскому кино. Но в список режиссер попал как его родоначальник, так как создал первый белорусский игровой фильм "Лесная быль" в том же 1926 году. С 1954 года он работал на Московской студии научно-популярных фильмов. Он также на первом месте у Игоря Авдеева "как самый первый профессиональный кинорежиссер "Белгоскино", ставший признанным лидером белорусского кинематографа 1920-х – 1930-х гг. Именно в его лентах "Лесная быль" и "До завтра" берет начало ряд наиболее плодотворных традиций нашего кино – опора на национальную литературу и интерес к истории Беларуси".
2. Драматург и сценарист Григорий Кобец - талантливый литератор, благодаря которому появились такие значительные для белорусского кино фильмы, как "Дважды рожденный" (1933 года, режиссер Эдуард Аршанский) и "Искатели счастья" ( 1936 года, режиссер Владимир Корш-Саблин). "У него была трудная судьба: дважды репрессирован, провел в тюрьмах и в ссылках много лет, поэтому не мог осуществиться до конца", - добавляет Бобкова. В 1958 году драматург вернулся в Минск из пожизненной ссылки в Киргизию и был реабилитирован в 1960 году.
3. Композитор Исаак Дунаевский сочинил музыку к десяти белорусским фильмам, из которых наиболее известны песни и мелодии из фильмов "Концерт Бетховена" (1936), "Искатели счастья" (1936 г) и "Моя любовь" (1940 г.). Хотя широкому зрителю он более известен как композитор советских комедий, где музыка стала одним из важных выразительных средств: "Веселые ребята" (1934), "Цирк" (1936), "Волга-Волга" (1938) и "Светлый путь" (1940). 4. Василь Быков попал в список как сценарист и писатель, чьи произведения экранизировались в Беларуси. Всего в Беларуси и России снято более двадцати фильмов по сценариям, написанным им самим или по его произведениям. С его именем связано белорусское "оттепельное" кино в 1960-е годы. "К сожалению, уровня прозы Василя Быкова достигли пока лишь два фильма – "Восхождение" (1976 года, "Мосфильм", режиссер Лариса Шепитько) и "В тумане" ( 2012 году, копродукция пяти стран, режиссер Сергей Лозница)", - считает Бобкова. Из белорусских картин она отметила: "Альпийскую балладу" (1966 года, режиссер Борис Степанов), третью серию телефильма "Долгие версты войны" (1975 года, "На восходе солнца", режиссер Александр Карпов), "Знак беды" (1986 года, режиссер Михаил Пташук) и "Круглянский мост" (1989 года, режиссер Александр Мороз). Пятым в списке Аллы Бобковой значится Виктор Туров. В списке руководителя музея истории белорусского кино Игоря Авдеева 1. Лев Голуб c 1946 года работал на "Беларусьфильме". В списке Игоря Авдеева он как классик белорусского детского кино, лучший фильм которого "Девочка ищет отца" вот уже 55 лет остается абсолютным географическим лидером нашего кино, был продан для коммерческого показа в кинопрокате 83 стран мира. 2. Валерий Рыбарев как яркий представитель подлинно национального кинематографа ("Чужая бацькаўшчына”, “Сведка”) и постановщик самого кассового белорусского фильма за всю историю нашего кино (молодежной социальной драмы “Меня зовут Арлекино”), собравшего за первые 15 месяцев демонстрации в кинотеатрах на территории бывшего СССР почти 42 млн зрителей. 3. Алесь Адамович как выдающийся писатель и киносценарист, бескомпромиссное творчество которого предопределило появление фильма "Иди и смотри" (одной из лучших в мировом кинематографе кинопритч о несовместимости человеческой жизни и войны), а также череды ярких документальных лент, "сделавших имя" ряду наших знаменитых кинодокументалистов.
Как упоминалось выше, в списке Игоря Авдеева также Юрий Тарич и Леонид Нечаев. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Свой топ-5 составили директор киностудии "Беларусьфильм" Олег Сильванович, директор Музея истории белорусского кино Игорь Авдеев и независимый кинокритик и...
|
|