Искусство в стенах иезуитского коллегиума. Репортаж из Полоцкой художественной галереи. 21.by

Искусство в стенах иезуитского коллегиума. Репортаж из Полоцкой художественной галереи

26.02.2015 14:25 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Самый древний город в Беларуси – Полоцк, а потому неудивительно, что полоцкая земля хранит немало легенд, историй и артефактов. Национальный полоцкий историко-культурный музей-заповедник насчитывает 11 филиалов. Проект "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" познакомит вас с каждым из них - виртуально. А уж решение, что же посетить, отправляясь в Полоцк, - за вами.


"Набережная". Елизаров О. В., 1996 год

Постоянная экспозиция, несколько залов для сменных выставок и художественный салон – так устроена галерея сегодня. Место прописки – один из корпусов бывшего Полоцкого иезуитского коллегиума, который открылся в 1580 г. по указанию короля Речи Посполитой Стефана Батория. Впоследствии он стал первым высшим учебным заведением с правами университета на белорусской земле (с 1812 г. по указу российского императора Александра I). Сейчас в здании коллегиума располагаются факультеты Полоцкого государственного университета и крупнейшая в Беларуси художественная галерея.




Перед взором посетителей – искусство и культура Беларуси с XI века по нынешнее время. В стенах галереи можно познакомиться с настенной живописью XI-XIX вв., а также с коллекциями иконописи XVIII-XIX вв., культового медного литья XIX в., светского портрета XVIII-XIX вв. и искусством XX века. Вместе с тем галерея – это площадка для встреч с современным искусством (белорусским и зарубежным). Здесь постоянно проходят сменные выставки и арт-проекты.






Самая новая часть постоянной экспозиции открылась в сентябре 2014 г. В ней представлена стенопись XII-XIX веков Спасского храма в Полоцке. Создание такой выставки – это результат многолетней работы ученых, реставраторов и музейщиков.

"Открывшаяся экспозиция стенописи является объективным источником для знакомства с росписями Спасской церкви, сохранившимися и дошедшими до нас через десять веков. Они важны сегодня не только как уникальный артефакт, но и как аспект исторических, культурных и художественных сведений, как произведение искусства, которое принадлежит не только прошлому, но и последующим эпохам", - рассказывает заведующая художественной галереей Лариса Лысенко.






С помощью наглядного материала и видеофильма можно познакомиться с уникальным реставрационным методом. Он позволил раскрыть фресковые росписи XII века и при этом сохранить два слоя масляной записи XIX века, а затем экспонировать их как движимые памятники. В 2008–2009 годах эта методика была разработана московскими специалистами под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. В 2009 году к работам приступили вместе с московскими специалистами реставраторы ОАО "Белреставрация" под руководством художника-реставратора Ю. И. Малиновского. Применяемый реставраторами метод позволил не только расслоить настенную живопись, но и музеефицировать ее.




"Монументальная живопись непосредственно связана с архитектурой, и поэтому в экспозиции представлены также сведения о расцвете каменного зодчества в Полоцке с середины XI до середины XIII века и развитии самобытной полоцкой школы архитектуры", – рассказывает заведующая художественной галереей Лариса Лысенко.

У истоков полоцкой школы архитектуры и монументальной живописи стоит Спасо-Преображенский храм в Полоцке. Это единственный дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли. Он связан с именем преподобной Евфросинии Полоцкой. Монахиня взяла на себя труд просвещения, строительства церквей и основание Богородицкого мужского монастыря. Подробнее о деятельности святой мы узнаем из "Жития преподобной Евфросинии Полоцкой", размещенного в экспозиции. Здесь также можно получить сведения о Кресте-реликварии, представлявшем собой ковчег с драгоценными реликвиями и мощами святых. Его в 1161 г. преподобная Евфросиния вложила в Спасский храм после завершения строительных работ.


Ктиторская фреска.


Крест Евфросинии Полоцкой.

В экспозиции "Иконопись Беларуси XVIII-XIX вв." представлены уникальные произведения униатской иконописи. Шесть икон долгое время находились в иконостасе Софийского собора. В них раскрывается местная самобытность, базирующаяся на знании ярких образцов книжной миниатюры, иконографии византийского и западноевропейского искусства. Эти иконы являются ярким примером униатского культового искусства на территории Беларуси, для которого характерно соединение живописи, резьбы, чеканки.


Чудо Георгия о змие. XVIII в.


Чудо Георгия о змие. XIX в. Оклад.

Троица ветхозаветная. XVIII в.


Одигитрия. Сер. XVIII в.

Кроме икон белорусской школы, представлено культовое искусство, рассказывающее о мирном сосуществовании нескольких религиозных конфессий. Наряду с иконами и коллекцией культового медного литья XIX в. в экспозиции представлены культовая живопись и светские портреты XVIII-XIX вв. 

Особое внимание стоит обратить на "Портрет Эльжбеты Огинской Пузыны" (1760 г.) – основательницы астрономической обсерватории при Виленской иезуитской академии, образованной женщине, которая выделяла средства в поддержку науки.


Экспозиция иконописи Беларуси.


"Портрет Эльжбеты Огинской Пузыны", 1760 год

Представленное в галерее собрание изобразительного искусства Беларуси XX в. в хронологическом порядке дает представление об этапах его развития. В экспозиции уделено внимание отдельным ярким именам, творчество которых рассказывает об уникальности человеческой личности. Можно увидеть живописные работы 1930-40-х гг., таких художников как В. К. Бялыницкий-Бируля и Я. Н. Дроздович, познакомиться с творчеством художников соцреализма, "сурового стиля", "семидесятников", многогранным искусством 1990-х гг., для которого характерно свободное соединение классической живописи с новаторскими приемами.



Экспозиция изобразительного искусства Беларуси XX в.


"Город". Басов И. М., 1992 год


"Калужница зацвела", Бялыницкий-Бируля В. К.


"Пейзаж с поездом", Дроздович Я. Н.


"Рыба". С. А. Гриневич. 1996 год

Значимое явление в развитии полоцкой художественной среды – объединение художников в группу "4-63". Отдельным блоком в экспозиции представлено творчество художников, чей путь в искусстве тесно связан с Полоцком: это Н. Счастная, С. Тимохов, В. Васильев, А. Коновалов, О. Ладисов, О. Елизаров и др.

"Сёстры", Васильев В. В., 1990 год


"Благословенный день", Коновалов А. В., 1992 год

Художественная галерея в Полоцке (филиал Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника):
Адрес: Витебская область, г. Полоцк, ул. Стрелецкая, 4а-4.
Телефоны: +375 (214) 42-36-32; 42-41-35; 42-55-47.
Время работы: 10.00-17.00. Выходной день: понедельник.
Цена билета: для взрослых – 40 000 руб., для школьников и студентов – 20 000 руб.
Экскурсионное обслуживание для взрослых – 160 000 руб., для школьников и студентов – 80 000 руб.


"Белые лилии", Ладисов О. И., 1990 год.

Справка о проекте:

Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.
Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" >>>
 
Теги: знакомства
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Самый древний город в Беларуси - Полоцк, а потому неудивительно, что полоцкая земля хранит немало легенд, историй и артефактов.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика