Витебский карикатурист Петр Козич: Чтобы понять Charlie Hebdo, нужно быть французом. 21.by

Витебский карикатурист Петр Козич: Чтобы понять Charlie Hebdo, нужно быть французом

11.03.2015 09:36 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Спустя два месяца после того, как в Париже была расстреляна редакция сатирического журнала Charlie Hebdo, мы встретились с витебским коллегой французских карикатуристов Петром Козичем, чтобы поговорить об опасности профессии и о том, куда исчезла белорусская сатира.


Петр Козич. Фото: Змицер Миртич


"Вы русского в туалет посадили!"

- Петр Серафимович, ваша профессия становится в последнее время одной из самых опасных?..

- А она всегда была небезопасной. Вот вообразите: к вам в кабинет вдруг влетает один из чиновников и истеричным голосом орет: "Почему вы ненавидите русский народ?" "В чем дело?" - спрашиваю спокойно. "А вот ваш рисунок последний". Показывает. А сюжет такой: стоит туалет на Луне, прилетает американец в скафандре, а из туалета - голос русского: "Занято!" Я говорю: наоборот, мол, он же первый прилетел и даже туалет успел построить. "Нет, - кричит чиновник, - вы не понимаете, что рисуете! Вы русского в туалет посадили!.."




- Без комментариев. Но чиновник все же не террорист, как в Париже…

- Да, с Парижем у меня связано много вещей, немало знакомых живет. Там отнюдь не один сатирический журнал существует. Там их целая прорва! Знаете, у нас некоторые писали, что в Charlie Hebdo одни моральные уроды работали. Это неправда! Но для того, чтобы понять до конца этих художников, нужно быть французом.

- То есть художником Charlie Hebdo, рисующим карикатуру на пророка Мухаммеда, вы себя вообразить не можете?

- Нет, никогда. Я даже не могу себя представить сотрудником редакции польских "Шпилек". Был как-то в Варшаве, зашел в редакцию, купил водки. Вот водка нас объединяет! Но дальше дело не пошло… Мне показывали рисунки, от которых я шарахался… Шаржи у них смелые. Я сейчас тоже шаржи рисую для одного издания. И боже упаси, если что-то выйдет не так…




"Самая жесткая цензура - в голове…"

- Белорусы перестали относиться к себе с иронией и улыбаться?

- А у нас без водки сейчас вообще праздника нет! Люди нахмуренные, понурые. Что-то им мешает. Они считают себя несостоятельными, наверное. Не знаю даже. Социальное давит. Каждый думает, как выжить и как семью прокормить. На Западе этот вопрос так остро не стоит. Ну и воспитаны по-другому.

- А этично ли вообще высмеивать пророков?

- Только мы об этом говорили: нам французов не понять! Ну, хорошо, выскажу свою позицию. Никогда в жизни я б эту тему не начинал. Она опасная. Она опасна для полиэтнической страны. Она опасна и для нашей страны. Для Беларуси. Но она страшней и опасней для России. И мы же знаем, что такое исламисты…




Вообразите: если у наших обычных людей простые темы вызывают агрессию, то что будет, если мы заговорим, как "Эбдо"? Я нарисовал как-то армянина в шапке такой, с широким козырьком - "аэродроме". На следующий день приходят пятеро армян. С угрюмейшими лицами! И говорят: ты неправильно нарисовал эту шапку… То есть, мол, я нарисовал грузинскую, а не армянскую шапку. И мне пришлось извиняться, иначе был бы конфликт. После этого я стал очень внимательно относиться к этой сфере.

Так и здесь. Французские карикатуристы получили предупреждение. Но это ведь французы! Они просто делали то, что, по их мысли, обязаны делать и как считают правильным делать. Конечно, с моих позиций, не следовало провоцировать. Но они Козича не послушали и начали рисовать (улыбается). И, я уверен, будут рисовать дальше. И их никто не остановит. У нас другая ситуация.

- Цензура?

- Цензура есть, но самая жесткая цензура - вот здесь, в голове. Я вот рисую, и вдруг что-то меня останавливает. Нет, страхом это назвать нельзя. Останавливает… воспитание, культура, в которой мы живем.

А Франция - свободное и самостоятельное государство, в котором каждый выражает свое мнение как хочет. Не нравится - проходи мимо. Нарушил закон - отвечай. Они закон не нарушали. Об этом заявили юстиция, президент и тысячи людей, вышедших на улицы Парижа. Это реакция на дикарство.




Рисунок в "Крокодиле" - две зарплаты

- Вы начали рисовать еще в 1970 годы. В Советском Союзе сатирическая карикатура была в силе.

- В каждой республике СССР существовали сатирические журналы. Именно сатирические! У нас был "Вожык", в Украине - "Перец", в Латвии - "Дадис", в России - "Крокодил" и т.д. Я со всеми сотрудничал, это были очень тиражные и влиятельные издания. Тираж "Крокодила" достигал нескольких миллионов. У "Вожыка" был миллионный тираж!

Конечно, главной темой тогда была борьба с мировым капитализмом. И я пробовал себя в этой области. Но не получилось. Однажды известный художник Анатолий Волков мне сказал: "Хлопец, это не твое. Твое дело – юмор". И я пошел по другому пути, бытовые темы и т.д.

Но все равно на художника были надеты шоры, которые не позволяли ему браться за определенные вещи. Тема секса закрыта, тема национальных отношений - боже упаси и т.д. Хорошо это или плохо по тем временам, не могу судить.

- Как государство расплачивалось за вашу лояльность?

- Государство очень заботилось о карикатуристах. "Прикармливали" - это не то слово. Два рисунка в "Вожыке" - это целая зарплата на тот момент. А рисунок в "Крокодиле" - две зарплаты. Естественно, это привлекало огромное количество как талантливых, так и бездарных художников.

"У тебя все попы смешные и добрые"

- Антирелигиозная тематика была в тренде?

- Это естественно, раз государство взяло курс на воинствующий атеизм… А сегодня расхлебываем. Правда, желания рисовать по этой теме у меня тогда не было. Но в перестроечные времена открылась другая сторона - юмористическое отношение к церкви. И тут какие-то рисунки пошли. Взял на себя грех, как говорится.

Но удивительно, что священники меня поддерживали и не обижались. А один даже сказал: "Петр, у тебя все лица людей - добрые. В твоих рисунках нет негатива. У тебя и пьяницы добрые! У тебя все попы смешные и добрые". И мне это очень приятно было слышать. И на этих позициях стою до сегодняшнего дня.

- Но сатирических журналов в нашей стране, по сути, уже нет?

- Да, сатирических журналов как таковых сейчас вообще не существует на территории постсоветского пространства. Думаю, по нескольким причинам. Во-первых, это были политические решения: закрыть сатирические издания "как порочащие жизнь людей". Во-вторых, мне кажется, само общество этого хотело и ждало. Вот говорят, народ не виноват. Но вдруг наступает какой-то период, когда у народа изнутри что-то такое прет…

В какой-то момент дошло до того, что с двери моего кабинета в редакции газеты "Витьбичи" пришлось снять табличку. Потому что приходили и старики, и люди среднего возраста. И спрашивали: "Где Козич?" А я прекрасно знаю, зачем они пришли, и говорю: "Вы знаете, он уволен". "Ну, бл…! Я б ему показал!.." Чего они все принимали на свой счет? На рисунках не было ни подписей, ни фамилий, ни даты. Редактору звонили, мол, уберите его к чертовой матери!

Вот я и говорю, что общество чего-то вдруг… повернулось. Чего-то испугалось. Чего-то захотелось ему такого чистенького, тепленького и пушистенького. В итоге получили, что хотели…

"А что тогда рисовать?.."

- "Вожык" тоже исчез?

- По поводу "Вожыка" приняли хитрое решение. Мол, ничего не закрывается. Но сейчас выходит только два номера в год. Называется он теперь альманахом. Выходит на гладкой глянцевой бумаге. Никакой сатиры! "Вожык" как бы есть, но как бы его и нет. Купить его невозможно. Рассылается только по библиотекам. Сейчас, по-моему, выходит под крылом "Звязды".

- Сейчас для кого рисуете?

- Существует еще частное издание, в котором я и работаю, которое меня и держит. Издательство "Шапокляк" издает газету "15 суток". Тоже никакой сатиры не несет.

Есть еще ряд российских изданий, с которыми я дружу. Они сразу прислали мне список: вот это нельзя! Причем в списке священники идут на первом месте. Кроме этого, никаких намеков на гомосексуальность и поменьше тюремной тематики. А сейчас еще просят не затрагивать сексуальную сферу. Не рисовать курильщиков. Так я задался вопросом: а что рисовать тогда? Говорю: "Ребята, вы вообще все убьете…"

"Занимаемся ерундой"

- Когда же наши люди начнут улыбаться, а сатирические журналы вернутся в газетные киоски?

- Когда вернутся сатирические журналы, тогда наши люди начнут улыбаться (смеется).

В 2006 году издали толстый сборник "Белорусы смеются". На обложку книги поместили мой большой рисунок. Обычный веселый рисунок. Редактор издательства посмотрел и говорит: "Ай, не надо людей раздражать!" И приказал убрать рисунок. Чтоб сборник вышел как бухгалтерская книга! Таким и вышел…

- Как-то грустно…

- Грустно… А с учетом того, что всех художников вынудили еще и отказаться от гонорара, то совсем печально. Многие из художников за эти 9 лет ушли из жизни, причем в возрасте 40-50 лет! Некоторые - ушли из жанра, потому что нечем кормить семью. У нас практически не осталось учеников…

Оглядываясь назад, думаешь: что мы сделали? Пьянство уничтожили? Да ничуть! И что мы тогда делаем? А ничего, занимаемся ерундой какой-то… (смеется). Но уметь посмеяться над собой - это очень важно! Очень!

Петр Козич - художник-карикатурист из Витебска, автор более 8 тысяч рисунков. Первые работы опубликовал в сатирическом журнале "Вожык" в 1971 году. Активно сотрудничал с журналами "Крокодил" (Москва), "Перец" (Киев), "Дадис" (Рига), "Чаян" (Казань) и др. Лауреат премии газеты "Труд" (1976-1977 гг.).

В 1977 году рисунки Козича вошли в "Антологию мировой карикатуры", изданную в Габрово (Болгария). Автор трех сборников карикатур. Работал в газете "Витьбичи", ведущий собственной рубрики-вернисажа в газете. Издавал юмористическую газету "Козел".
 
Теги: Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Карикатурист Петр Козич, рассказал об опасности профессии и о том, куда исчезла белорусская сатира.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика