Невостребованная советская Золушка Янина Жеймо
29.05.2015 09:48
—
Новости Культуры
|
29 мая 1909 в Волковыске (Гродненская область) в семье цирковых артистов родилась советская актриса Янина Жеймо, которая в 37 лет сыграла Золушку в сказке. От природы обаятельная, маленького роста, артистка так и не выбралась из образа вечной школьницы. Ее драматический талант оказался невостребованным или она хотела остаться в памяти зрителей вечно юной. Но в 45 лет Янина Жеймо сыграла свою последнюю роль в кино. Популярные фильмы с ней в главной роли сейчас неизвестны, а роль Золушки, которая может показаться рассветом карьеры, стала на самом деле ее закатом.
Семье не хватало средств, и Янина уже с трехлетнего возраста выступала на сцене. За свое детство она побывала наездницей, гимнасткой и балериной. Когда девочке было 14 лет, после продолжительной болезни умер ее отец. Мать осталась с четырьмя дочерьми на руках. Янина научилась играть на ксилофоне, и семья организовала музыкальное трио с коронным номером "Музыкальные эксцентрики". По одной из версий в то время из-за того, что приходилось носить тяжести, на 146 сантиметрах остановился рост артистки. Хотя в семье все были невысоки, а рост правнучки Янины сейчас составляет 156 сантиметров. Семья уехала в Петербург, где 15-летняя Янина поступила на ленинградский кинокомбинат "Фабрика эксцентрического киноактера" (ФЭКС). Там же учился Андрей Костричкин, который впоследствии стал ее первым мужем. В браке у них родилась дочь Янина, но вскоре пара развелась. Позже Янина Костричкина рассказывала: "Мама была пуританкой, и это несмотря на то, что трижды выходила замуж. Настырные ухажеры всех мастей отчаянно пытались добиться ее расположения, но тщетно. Янина Болеславовна и без того хлебнула лиха с мужчинами. Первый ее супруг - актер Андрей Костричкин оказался заядлым картежником, который променял любовь на игру в преферанс". После окончания киношколы в 30-е годы актрису активно приглашали на съемки. Благодаря своему росту и кукольной внешности она с успехом играла школьниц. В 1934 году она сыграла главную роль в фильме "Разбудите Леночку" (ей тогда было 25 лет, и она уже была мамой), а позже - в фильме "Подруги", которая принесла ей популярность. На "Ленфильм" приходили письма от поклонников. В 1939 году Янину Жеймо наградили орденом "Знак Почета", и незадолго до войны на съемках одного из первых звуковых фильмов "Моя родина" она познакомилась с режиссером Иосифом Хейфицем. В браке у них родился сын Юлий. Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент, а Янина осталась в блокадном Петербурге, эвакуировавшись позднее. По дороге с гражданского эшелона она по чистой случайности пересела на другой поезд, и вскоре поезд, который она покинула, разбомбили. До Хейфеца дошла ложная весть о гибели супруги, и когда Янина смогла добраться до семьи с огромным чемоданом с вещами мужа, оказалось, что супруг ее уже не ждет и нашел другую. Янина Жеймо не простила его и не вернулась к мужу. Из-за предательства любимого Янина впала в депрессию, не узнавала знакомых, не понимала, где находится. В этот период ее поддерживал режиссер Леон Жанно, за которого Янина впоследствии вышла замуж.
Оправившись от удара, актриса вновь начала сниматься в кино. Сценарист и кинодраматург Евгений Шварц предложил режиссеру "Ленфильма" Надежде Кошеверовой снять картину по сказке Перро. В 1947 году на экраны вышла "Золушка" с Жеймо в главной роли. Благодаря маленькому росту Янина Жеймо до 40 лет выглядела как юная девушка, и в 37 лет она сыграла ровесницу своей дочери. Она была старше актрис, сыгравших ее сестер в сказке, и на два года старше принца, которого воплотил Алексей Консовский. Игравший отца Золушки Василий Меркурьев был всего на пять лет старше "дочери". Говорят, что съемки велись по вечерам, потому что по утрам у актрисы "лицо было не такое". Декорации для разрушенной киностудии приносили сами работники. Часть реквизита взяли в Мариинском театре, а балерины снялись в сцене бала. Платье Золушки шили из обрезков, занавесок и тюля, специально заказывали только туфельки 31 размера. Хотя правнучка Янина вспоминает, что ее прабабушке всю обувь делали на заказ. Такого размера обувь массового производства делалась только для детей. |