Самый масштабный в республике этно-open-air "Александрия собирает друзей" прошел на границе Могилевской и Витебской областей в шестой раз. Праздник Купалье в агрогородке Шкловского района только в первый день собрал на берегу Днепра более 70 тысяч человек, сообщает телеканал ОНТ.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
4 июля корреспонденты TUT.BY отправились на фестиваль, чтобы увидеть, как проходит один из самых грандиозных праздников лета. Как выяснилось позже, вместе с нами в поезде ехали Василий и Дарья, жители Могилевского района. Сестра с братом впервые решили посетить фестиваль, "о котором говорили из каждого утюга". Ребята так впечатлились увиденным, что решили поделиться своими наблюдениями с читателями TUT.BY.
На поезде к мечте
"В Александрию на Купалье мы с братом хотели попасть не первый год, да все не получалось - то учеба, то работа, то семейные праздники. В этом году решили твердо: соберем друзей и махнем на машине во что бы то ни стало. 3 июля стало ясно, что друзья все же не горят желанием ехать за 50 км. Сказали, не хотят оставлять машину в чистом поле, а потом идти еще пешком пару километров, мол, будет жара, скукотища, все те же ремесленники, а половина гостей - силовики в штатском. Мы же с братом были тверды в своих намерениях осуществить давнюю мечту.
Решили поехать как все - на поезде. Расписание не только поездов, но и автобусов в обе стороны, а также программу праздника "нагуглили" за пару минут - красота! Просмотрев афишу, обрадовались: столько всего интересного! Загрузили ее в телефоны и отметили мероприятия, куда стоит попасть обязательно: праздники меда, сала, хлеба, кваса, чайная церемония, выставка племенного животноводства. Честно говоря, мы с братом даже злорадно посмеивались над друзьями, предвкушая, как будем веселиться и делать классные сэлфи, пока те сидят за компьютерами. Поисковик выдал, что на территории Купалья будет еще и широкополосный Wi-Fi - вот это уровень!
Запланировали ехать на поезде днем, а обратно - как получится. Во-первых, выспимся - накануне вечером мы ездили в Могилев, чтобы погулять на Дне Независимости. Во-вторых, как раз хватит времени обойти всю огромную территорию праздника, покушать, пофотографироваться. Родителей предупредили, что, возможно, останемся до утра 5 июля - признаемся, мы так и планировали.
На станцию приехали за полчаса до отправления поезда. Свободных мест не было, но и нельзя сказать, чтобы поезд был полон - по крайней мере, в нашем вагоне проводники и милиционеры ходили довольно свободно. Мы заметили, что на каждой станции в состав садятся нарядно одетые люди, и решили: наверняка они тоже едут на Купалье, как и мы! Особенно нам запомнилась семья - отец, мать и два мальчика. Мужчина был в рубашке и галстуке, женщина - в платье, с прической и ярких украшениях, дети - в летних костюмчиках, аккуратно причесанные. Вот что значит праздник!"
Вереница гостей и милиционеров в штатском
"На станции "Копысь" вагоны резко опустели. По нашим подсчетам, из поезда вышли человек 300 - не меньше. Мы сразу растерялись - не знали, в какую сторону идти, но решили, что просто вольемся в поток людей. Вереница растянулась практически на весь перрон.
В стороне от дорожки увидели аиста - он спокойно и важно ходил по поляне и, казалось, совсем не замечал толпу людей. Какая-то мама в толпе разрешила ребенку подойти и "потрогать птичку". Я возмутилась, но ничего не сказала, а брат громко пошутил: "Он же механический - со встроенной камерой, чтобы следить за прибывшими на перрон. Аист-спецагент!". Мы расхохотались, а мама резко дернула ребенка к себе.
С перехода через железнодорожные пути немного просматривалась территория праздника, слышалась народная музыка. Издали все выглядело потрясающе - ярко, красочно, многолюдно. Мы подошли ближе. Около местного магазина какое-то райпо выставило пару десятков пластиковых столиков - они были пусты. Рядом в колонке мыли ноги две девушки.
В районе десятка метров от входа на территорию праздника невозмутимо прогуливались крепкие мужчины. Одни были в парадной форме, другие - в штатском, но майки и джинсы не скрывали военную выправку, да и маскировать рации они даже не потрудились. На долю секунды подумалось: а где же отдыхающие-не милиционеры? Забегая вперед, скажу, что в нашей безопасности мы были уверены даже сидя за столиками с едой и напитками. В одной из таких палаток, мы посчитали, из 10 человек половина была правоохранителями: с рациями, вещающими во всеуслышание, наушниками и др.
Чтобы попасть на территорию праздника, необходимо было пройти досмотр. Большая таблица в паре метров от рамок в картинках показывала, с чем не пропустят. Понятно, что с оружием и колюще-режущими предметами путь на Купалье заказан, но запрет на фотокамеры удивил. Также проход был запрещен и с домашними животными. К слову, после мы видели на территории как минимум одного йоркширского терьера.
Очередей около рамок не было. Одна девушка в строительных перчатках - белоснежных! - проверила мою сумочку, вторая - меня. Обе были приветливы и дружелюбны. Брата проверял высокий и крепкий (и симпатичный!) сотрудник с серьезным лицом. Шутить о том, что неплохо бы поменяться с братом местами, я не стала - очень уж суровое лицо было у мужчины.
Сразу на входе гостей встречала группа женщин в народных костюмах - энергичные, веселые. Они пели народные песни и зазывали народ на праздник. С широко открытыми глазами, полные ожидания, мы пошли вдоль торговых рядов".
Вышиванки стоимостью в треть зарплаты и платные фотозоны
"Сразу хочется отметить: деревянный настил, который укрыл практически половину поля, поднял уровень организации праздника на несколько ступеней. Правда, ноги все равно стали черными от пыли уже через час, но не будь этих крепких деревянных щитов, все могло бы быть менее комфортно.
Торговые ряды, ведущие от входа к сценам, встретили относительной тишиной и спокойствием. Мы даже не решили, чем это объяснить: довольно высокими ценами или жарой. Гости медленно передвигались от палатки к палатке, изредка прицениваясь к сувенирам, одежде. Мастера, продавцы изо всех сил старались сохранить на солнцепеке бодрость, но редко кому это хорошо удавалось.
Увидев "вышиванки", мы бодрым шагом направились к вешалкам и... остолбенели. Льняная рубаха с машинной вышивкой стоила от 800 тыс. до 2,5 млн рублей и выше в зависимости от площади узора. И такие цены - во всех точках, которые мы обошли. Рубашки были красивыми, но отдавать треть зарплаты за самую дешевую я была не готова, брат - тоже. Прогулявшись по торговым палаткам и немного расстроившись, мы отправились "по списку" - за праздниками сала, хлеба, меда и всего остального.
Хлеб и квас мы нашли, но без праздника и за деньги. Зайдя в импровизированный дворик под вывеску "Свята мёда", встретили лишь вопрошающие взгляды группки людей. На вопрос "дзе свята" получили ответ: "Мы только с обеда пришли!". Больше "святаў" мы не искали, решив, что после 6 и более часов на жаре не всем участникам фестиваля хочется "делать праздник".
Весело и шумно было в детской зоне. Ребятня резвилась на надувных конструкциях, батутах - таких же, какие я видела в Могилеве. Аттракцион для взрослых "Бык" стоял пустой - даже не представляю, кто бы рискнул на него взобраться после того, как конструкция простояла на солнцепеке несколько часов.
Выставка племенного животноводства занимала от силы 300 кв. м. В клетках скучали коровы, бык и конь. Животные были очень красивыми и очень грустными. Правда, жеребец через какое-то время начинал нервно ходить по своему тесному загону, а бык, прикованный полутораметровой цепью, периодически мычал. Около палатки Бобруйского зверохозяйства было многолюдно - женщины с удовольствием примеряли на себя шкурки норок и песцов, рядом дети смотрели на живых зверьков.
В клетки умудрились загнать и парочку страусов - кажется, огромные птицы чувствовали себя на солнцепеке превосходно. А вот их "братья" поменьше - куры и петухи - ютились в малюсеньких клетках и дышали, раскрыв клювы из-за жары. Здесь же, между клеток, катали на лошадях и пони. Кажется, "в мыле" были не столько животные, сколько девушки, водившие их под уздцы. Пожалев прокатчиц, мы даже не решились прицениться.
Чуть веселее было на территории, обозначенной на карте как "Бард-рыбалка". После выступления бардов здесь, как мы потом узнали, проходил конкурс "Властелин села". Семьи со всей Могилевской области соревновались, кто из них самые лучшие хозяева. Рядом в палатке "продавали" полстаканчика иван-чая за частушку - дешево и весело. Недалеко от купальского костра можно было пострелять из лука - тоже бесплатно.
Удивили некоторые фотозоны. Если в большинстве случаев можно было свободно сфотографироваться рядом с какими-нибудь колоритными персонажами, то за снимок на фоне некоторых тантамаресок нужно было заплатить - например, 7 тыс. рублей.
Неспешная прогулка по территории праздника заняла около часа. Мы решили посидеть в тени, купить прохладные напитки и, конечно, шашлык. Брат, проинспектировав взглядом мясо, которое подрумянивалось на углях, выбрал одну палатку. Килограмм шашлыка стоил здесь больше 220 тыс. рублей. Напитки также были совсем недешевыми. Уже потом, дома, я вспомнила, как торговле "рекомендовали снизить цены" на Купалье - я читала об этом в интернете.
Сидя за столиком под зонтиком, мы решили, что оставаться до ночи, и тем более до утра, не будем. Перед тем, как сесть на шестичасовой поезд, еще раз обошли территорию праздника в надежде найти что-то, что зацепит и заставит остаться. На поезд мы не опоздали".
Много слов, но мало дела?
"По дороге домой не покидало чувство, что меня обманули. Громко распиаренный на всю республику фестиваль, по моему мнению, оказался чересчур местечковым, деревенского масштаба. Я все это видела на том же Дне Независимости в Могилеве. В моем понимании Купалье - это наш праздник, белорусский, на котором все должно дышать национальным колоритом. А вышло так: кто во что горазд. Я не заметила ни общей концепции, ни настоящего белорусского гостеприимства. Редким участникам было "в кайф" то, что они делают, и я это заметила. Возможно, виновата жара, могу предположить, что количество охраны на квадратный метр вносило напряжение, но я ожидала большего.
А вот брату моему понравилось. Он с удовольствием делал сэлфи на фоне артистов, участвовал во всех конкурсах, которые попадались нам на пути, танцевал, подпевал и был "на позитиве". Он даже купил себе венок из цветов за 20 тыс. рублей, который сплели тут же, при нас. Правда, ромашки и васильки оказались не местные, не александрийские - их рвали за 200 км отсюда и везли на праздник в бочках с водой.
Венок брат потом подарил мне, чтобы поднять настроение. Полевые цветы, из которого он сделан, все еще вкусно пахнут солнцем и летом. А я думаю: может, на Купалье в Александрии все действительно было неплохо?"