Новый директор "Беларусьфильма" мечтает снять минский "Париж, я люблю тебя" и белорусскую "Каменскую". 21.by

Новый директор "Беларусьфильма" мечтает снять минский "Париж, я люблю тебя" и белорусскую "Каменскую"

10.09.2015 11:10 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Директором «Беларусьфильма» недавно бал назначен Игорь Поршнев. TUT.BY пообщался с новым руководителем и узнал, каким станет «Беларусьфильм», что разрешат снимать молодым режиссерам и при каких условиях в Беларуси может появиться свой «Париж, я люблю тебя». Оказалось, что нынешний директор стоит у истоков совместных кинолент Беларуси с другими странами, а при его участии на студию пришли Валерий Тодоровский и Дмитрий Астрахан.


«Актерских амбиций у меня никогда не было»

Игорь Поршнев в «Беларусьфильме» в прямом смысле слова с младенчества. Когда он родился, его отец Валентин Поршнев (директор съемочной группы, работал над картинами «Мировой парень», «Я Франциск Скорина», «Пламя». — TUT.BY) как раз занимался съемками нового фильма. В 5 лет нынешний директор «Беларусьфильма» снялся в сказке Владимира Бычкова «Внимание! В городе волшебник!», и в титрах значился как мальчик в красной шапочке. Так началась цепочка ролей так называемых безымянных героев. Игорь Поршнев сыграл убийцу в сериале «Дронго», директора «Мосфильма» в «Московских окнах». Поршнев дружил со многими режиссерами, и благодаря его «фактуре» те приглашали его сниматься в эпизодических ролях. «Актерских амбиций у меня никогда не было», — поясняет директор.

Окончив экономический факультет во ВГИКе, Игорь Поршнев пришел на «Беларусьфильм» старшим администратором, а после армии много лет работал в документальном кино. Поднявшись по карьерной лестнице, Игорь Поршнев стал продюсером картин и занимался организационными вопросами фильмов.

Знаковым в тот период Игорь Поршнев считает фильм Сергея Лукьянчикова «Боль» о погибших в афганской войне. Сценарий к нему написали Олег Белоусов и Светлана Алексиевич. В фильм попали кадры прилета «черного тюльпана», который привозил гробы и раненых.

— Сняты кадры на кладбище, — вспоминает Поршнев, и у него наворачиваются слезы на глаза. — Матери рассказывали такие вещи… Тогда нежелательно было говорить о войне, а у них было такое горе. Одну женщину обвинили, что она построила огромный памятник на центральной аллее кладбища. А она копила сыну на свадьбу, единственный сын умер и ей незачем уже деньги. По словам Поршнева, это была первая картина на «Беларусьфильме» в жанре художественной публицистики.

После документального кино Игорь Поршнев перешел на игровое и был директором последней картины («Полет в страну чудовищ») Владимира Бычкова, того самого, у которого снялся пятилетним мальчиком.


В конце 80-х Игорь Поршнев вместе с «Белвидеоцентром» сотрудничал с французскими документалистами. «Это было, наверное, самое счастливое время моей жизни, — вспоминает директор. — В разгар перестройки советские республики очень интересовали западных партнеров. Они снимали фильмы об экологии, неформальном искусстве — обо всем. С 1988 до 1990 года мы объездили все от Соловецких островов до Курильских, на севере от Тамбея (поселок в России я Ямало-Ненецком автономном округе) до Кушки (город в Туркменистане), Каракалпакии (поселок в Узбекистане) до Аральского моря. Это были фантастические поездки».

После этой работы Поршнев работал с иностранцами в кооперативном кино. И тогда он привел на «Беларусьфильм» картину «Я Иван, ты Абрам» про еврейские погромы и дружбу двух мальчиков. В ней снялись тогда еще не известные Владимир Машков, Алексей Серебряков, Алексей Горбунов, мэтры Зиновий Гердт, Армен Джигарханян, Александр Калягин, Олег Янковский, Даниэль Ольбрыхский. Фильм получил гран-при XVIII Московского международного кинофестиваля. Французы в 1993 году выдвигали картину на «Оскар», и она вошла в сотню лучших, хоть и не прошла дальше.

В Москве всегда интересовались базой «Беларусьфильма», и Валерий Тодоровский попросил Поршнева устроить съемки фильма «Поклонник» в Минске. С тех пор началось многолетнее сотрудничество российских и белорусских кинематографистов. На данный момент последний фильм Тодоровского, съемки которого недавно закончились в Минске, — фильм под рабочим названием «Большой» — про русский балет.

После участия Поршнева в съемках сериала «Тайга. Курс выживания» «предложили возглавить объединение по производству телесериалов на «Втором канале» в Москве. Затем Поршнев стал замгенерального директора «НТВ-Кино».


«Я сразу сказал «да»

Последняя работа Поршнева — фильм для российского «Первого канала», который должен выйти осенью — «В созвездии Стрельца», посвященная футболисту Эдуарду Стрельцову. Съемки проходили в Минске, и тогда Поршневу предложили выдвинуть свою кандидатуру на должность директора «Беларусьфильма».

— Я сразу сказал «да». Я еще не понимал, что это для меня значит. Но как любой рядовой хочет стать генералом, так и я на этой студии родился и провел здесь всю жизнь. А сейчас я генеральный директор. Морально это для меня очень важно. Есть в этом какая-то мистика. Президент подписал мое назначение 27 августа. А в этот день умер мой отец. Он умер в День кино, я ездил по городу и искал его, потому что он просто упал где-то на улице и умер. Поэтому это для меня сейчас не День кино, а день памяти об отце. А тут меня все начали поздравлять с назначением в этот день. Такая связь времен стала для меня подтверждением того, что я принял правильное решение.

Фильмы мечты и дорога молодым

Новый директор говорит, что еще вникает в дела. «Работы здесь непочатый край, — не скрывает Поршнев. — В кино родилось много продюсеров, которые зарабатывают с производства, а мы те, кто пытался зарабатывать не с производства, а с результата. Чем больше денег ты вложил, тем лучше продукт и тем легче его продать. Такой принцип должен быть и на киностудии: нужно делать хорошее конкурентоспособное кино».

Чтобы делать арт-хаусную продукцию и попадать на фестивали, нужны собственные средства, рассуждает директор. «Сегодня очень глубокий кризис в России, кинопроизводство сократилось. В связи с санкциями сократилось количество рекламного времени на телевидении. Это сразу останавливает финансирование телепроизводства. На „Первом“ и „Втором“ канале на несколько лет есть задел продукции, которую они сняли в тучные времена и ни разу не показали. Поэтому сейчас нужно контактировать с российскими каналами и снимать так, чтобы это было интересно российскому зрителю. Думаю, что на этапе сценария надо советоваться с предполагаемыми московскими покупателями, будет ли им это интересно. Если надо, взять в картину медийное лицо», — рассуждает директор.

«У меня не простая задача: я свой среди чужих, чужой среди своих. Я должен снять коммерческое кино для чужих и угодить своим».

С идеей снять «Христос приземлился в Гродно» по Короткевичу к Поршневу обратился мэтр белорусского кино Вячеслав Никифоров. «Но кто сегодня даст 5−6 млн долларов на такое кино? Государство сейчас не даст таких денег. Оно даст 1 млн, а такой фильм не снимешь за такие деньги, лучше и не браться. У меня не простая задача: я свой среди чужих, чужой среди своих. Я должен снять коммерческое кино для чужих и угодить своим», — поясняет Игорь Поршнев.

На новом посту Игорь Поршнев планирует также разобраться, кто входит в состав худсовета «Беларусьфильма», и считает, что там должны быть уважаемые люди и не должно быть единоначалия. «Я мечтаю сделать конкурс для молодых режиссеров. Сейчас модный формат фильмов по 10−15 минут. Если предоставить ребятам площадку для реализации, можно будет выбрать 10−15 человек, к которым стоит присмотреться в будущем», — рассказывает Игорь Поршнев о направлениях развития киностудии.


Вторая мечта нового директора — снять фильм, подобный «Париж, я люблю тебя». «Можно предложить написать сценарий разным поколениям российских и белорусских режиссеров, написать оду Минску. Я пока не понимаю, где взять на это деньги, но если предложить на национальном конкурсе в Министерстве культуры, я думаю, эта история может выиграть», — убежден Поршнев.

Размышляя о запросах российских каналов, Игорь Поршнев вспоминает, что в 80-е годы Павел Якубович вел криминальную колонку в «Знамени юности». Директор до сих пор помнит некоторые истории. Например, один отравитель из мести подставлял отравленное спиртное, но все время не тем. И его долго не могли найти, потому что не было мотива. «В России популярны криминальные истории, такие передачи, как «Следствие вели…», которую ведет Леонид Каневский. Я думаю, можно сделать белорусскую Каменскую, собрать все эти материалы из газет, объединить единым персонажем-следователем. Это может быть интересно для «НТВ», — считает директор.

Об актуальности военного кино

По его мнению, не стоит отказываться от фильмов военной тематики, но, возможно, надо искать новые формы, думать, как привлечь молодежь к новым показам. «Но не до такой степени, как Тарантино с „Бесславными ублюдками“. Сделано классно, но, наверное, не для нашей аудитории».

Еще один направлением движения конкурентного белорусского кинематографа новый директор видит художественные фильмы об известных личностях: «Мне кажется, и у нас, и в России востребован будет фильм о Владимире Мулявине и становлении „Песняров“, о загадочной истории жизни и смерти Янки Купалы». Байопики интересны «Первому» и «Второму» каналу, считает руководитель.


«Вы понимаете, куда идете?»

Перед назначением он встречался с главой администрации президента, премьер-министром, и, по его словам, вопрос один: «Вы понимаете, куда идете?». Самая важная задача, по словам директора, закончить реконструкцию. «Моя мечта — сделать производство европейского уровня, и так, чтобы не пришлось переделывать», — делится он планами.

По словам директор, осенью возобновится строительство, и кое-что надо будет исправить уже сейчас. При этом гендиректор отказался назвать более точные сроки завершения реконструкции, объяснив, что ему еще надо во все вникнуть. «Но, как заявлялось ранее, к концу 2015 года, надо быть честными, реконструкция не закончится», — заключил Поршнев.

При этом он отметил, что параллельно с ремонтом надо снимать хотя бы три кинопроекта в год. «Один из директоров написал, что к 2016−2018 году „Беларусьфильм“ выйдет на самоокупаемость. В нашей стране это невозможно, потому что мало зрителей, мы не Китай. В России сейчас кризис, и даже если они хотят купить, им нечем заплатить. Украина пока тоже выпала из киношного пространства», — перечисляет директор тормозящие развитие «Беларусьфильма» факторы. Он заверил, что ставит перед киностудией задачу выйти на самоокупаемость, но пока реальная задача — сделать достойное кино, которое пойдет смотреть наш зритель. Жанры он очертил разные от комедии до детектива.

Пять задач, которые предстоит решать новому директору «Беларусьфильма»

Директор не отрицает, что на киностудии должны произойти серьезные изменения. В первую очередь ему надо будет разобраться в эффективности использования подразделений и понять, как происходит ценообразование.

— Моя мечта, чтобы под этой крышей были собраны все серьезные производители кинопродукции. «Беларусьфильм» — фабрика, которая производит кино, и она не загружена. Для меня загадка, почему простаивают павильоны, а их строят в другом месте. Значит, что-то не то с ценовой политикой. Казахские кинематографисты приехали снимать баталии на Дубровском озере. Но это гражданский объект, и нужно платить за разрешение там снимать. Почему они не пришли на нашу натурную площадку и не заплатили нам? Я хочу это выяснить.

При этом директор поделился, что в мечте о первоклассной фабрике найдется место и для коридора для независимого кино, «чтобы кино делалось в том месте, где его нужно делать».

— Комментировать то, что было до меня, я не буду. У всех свои трудности, они решались. Мы с Олегом Сильвановичем пожали друг другу руки. У меня к нему нет никаких претензий. Он работал здесь много лет. Сейчас сказал, что отдохнет, фотографией займется, а то уже забыл, где лежит фотоаппарат, — сказал в завершение Игорь Поршнев.


 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эксклюзивное интервью Игоря Поршнева о ближайшем будущем "Беларусьфильма".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика