24 сентября в столичном кинотеатре «Москва» состоялась белорусская премьера оскандалившегося еще на стадии сценария фильма «Мы, братья…», свою громкую славу заработавшего под рабочим названием «Авель».
В 2013 году сценарий «Авеля» победил в конкурсе национальных кинопроектов Министерства культуры Беларуси и получил из государственного бюджета 20 миллиардов рублей. Проектом занялась частная кинокомпания Nonstop Media.
Премьера фильма в Беларуси несколько раз переносилась и состоялась, наконец, в самый разгар президентской кампании. В широкий прокат «Мы, братья…» выходят 1 октября. В англоязычной версии фильм называет The Code of Cain.
Сначала фильм называли ответом на польскую ленту «Жыве Беларусь!», затем идеологические акценты критиков картины сместились в финансовую сторону. Создателей «Авеля» упрекали в том, что к национальному проекту привлечено слишком много непонятных американских киношников, а выделенные на фильм бюджетные деньги выведены из страны.
Сюжет картины — история о разладе и воссоединении двух братьев — разворачивается на фоне трагических событий, происходивших в нашей стране в последние годы. Здесь и разгон Площади после президентских выборов 2010 года, и теракт в минском метро.
То, что столь значимые для истории современной Беларуси события показаны в искаженном варианте генерального продюсера фильма Сергея Ждановича не смущает. Он убежден: самое важное — то, что, благодаря фильму о белорусской столице узнают и заговорят, как минимум, в тех государствах, где фильм будет прокатываться. И вообще, мол, лента художественная, поэтому там может происходить всё, что угодно, «всякие сходства с реальностью стоит считать случайными».
Видеорепортаж с белорусской премьеры
«На мой взгляд, это просто издевательство и извращение нашей реальности. Если бы оно было хоть талантливое, — откровенно возмущается, делясь впечатлениями от просмотренного кино, режиссер и сценарист Андрей Курейчик. — Ну, бывает же, как в советские времена, когда снимали, как Ленин на броневике брал Зимний дворец. Все это ложь, но с элементом таланта. А здесь откровенно бездарное кино, которым поиздевались над реальными трагедиями белорусского народа, и в котором рассказывают, что метро взорвал какой-то там «авелит» или не знаю кто, и что площадь 19 декабря 2010 года выглядит, как происходящее на экране. Но мы ведь взрослые и всё помним. В Минске всем прекрасно известно, что там было».
Насчет «авелита»… Андрей Курейчик ошибся, потому что метро в фильме взрывает «каинит», олицетворяющий зло. Впрочем, запутаться здесь очень просто: сюжет напоминает скомканный лист с неудовлетворительной отметкой за контрольную по новейшей истории с библейско-мистическим подтекстом.
Такое чувство, будто авторы фильма так обрадовались полученным миллиардам, что решили показать в нем всё: сотрудников Службы безопасности президента Беларуси, которые рассекают по городу на крутой тачке, а в конце фильма вообще сматываются в Америку, отремонтированный Национальный аэропорт, конечно же, БелАЗы…
«Если серьезно, меня шокирует, что деньги белорусских налогоплательщиков потрачены именно на это, потому что такие боевики на НТВ идут ежедневно и практически безостановочно, — продолжает Курейчик. — Я не увидел там ничего, что связывает этот фильм с национальной культурой и понятием национального кинопроекта. Мне кажется, что это дискредитация несчастной Службы безопасности президента. Понимаете, кино приводит зрителя к тому, что все сотрудники Службы безопасности президента мечтают уехать в Америку и ездить там на Bently? Вот в этом радостный финал картины. Каждая сцена — это вопрос. Я понял, почему на премьере не присутствовал никто: ни режиссер, ни сценарист, ни оператор. Потому что этим людям было бы стыдно посмотреть в глаза белорусских налогоплательщиков, из которых высосали миллионы долларов, а показали вот это. Мне, правда, кажется, что им было бы очень стыдно. Я бы спросил у них: «Ребята, мы вот вкладывали деньги в национальную культуру ради этого?» Думаю, им было бы сложно ответить».