Нож пичок: символ Узбекистана и амулет. 21.by

Нож пичок: символ Узбекистана и амулет

27.09.2015 11:30 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

МИНСК, 27 сен – Sputnik. Традиционный узбекский нож (пичок или пчак (печак) – в переводе "нож") – особенный, универсальный инструмент: символ государства с богатыми кулинарными традициями и незаменимый помощник на кухне не только в Узбекистане, но и в других странах, в том числе Беларуси.

Sputnik Узбекистан проследил историю этого, казалось бы, обычного, но в то же время такого особенного предмета.

Первые упоминания о пичоке датируются XIV–XV веком. Именно тогда узбекские ножи начали свое путешествие по миру сначала как диковинка, а позже как универсальный бытовой инструмент. На изготовление клинков этого узбекского ножа в основном идут углеродистые стали. В старину использовали железо из Индии или сломанное оружие. Позже, в XX веке, в ход пошли клапаны, рессоры от автомобилей и другие запчасти. В настоящее время пичоки куют из высокоуглеродистых инструментальных сталей или сталей для изготовления шарикоподшипников.

Обычно клинки пичока имеют темный цвет с голубоватым или желтым отливом. Заточка узбекских ножей – от обуха в ноль, т.е. клинки не имеют спусков. Это позволяет делать "подводку" ножа практически о любую твердую поверхность, что очень удобно в хозяйстве. Еще одна особенность узбекского ножа – его вес: пичок в отличие от других ножей подобного размера очень легкий.


Продавец ножей в Самарканде. Туркестанский альбом. 1871-1872

Что касается формы клинка (тыг), то ее происхождение достоверно неизвестно. Есть предположение, что во времена Тамерлана завоеватели опасались восстаний, и, чтобы лишить народ холодного оружия, заставляли кузнецов ковать клинки с поднятым вверх острием, – такими ножами было сложно нанести колотую рану. Стоит отметить, что именно благодаря такой форме лезвия пичок в СССР не являлся холодным оружием. В конечном итоге пичок, как раньше, так и сейчас, остается качественным удобным хозяйственным ножом.

Как и другие виды ножей, пичок делится на "подвиды", т.е. ножи, имеющую узкую специализацию. Так, например, одна из основных форм клинка, у которого кончик приподнят вверх, называется "кайкэ". "Тугри" удобен для нарезки мяса и отличается шириной клинка, которая или постоянна или сужается к острию.

Пичоки "казахча" были распространены среди жителей побережья Аральского моря. Линия обуха "казахча" примерно на одну треть до острия образует плавную выемку, которая затачивается с одной или с обеих сторон. Клинком такой формы легко чистить и потрошить рыбу. Стоит отметить, что такими ножами пользовались казахские рыбаки – отсюда и название.

Большое внимание мастера уделяют рукояти, которая называется "доста". Это практически всегда произведение искусства. Раньше ее изготавливали из дерева (чинар, абрикос), кости или рога либо металла (мельхиор, латунь). В наше время применяют и современные материалы – текстолит и оргстекло. Как правило, рукояти из дерева и кости дополнительно не украшаются, мастера пытаются сохранить натуральную текстуру. А вот в искусственные, в рог, в металл делаются цветные вставки из проволоки, садафа и перламутра, а также наносятся растительные орнаменты.

Отличительная черта узбекских ножей – клеймо (тамга). Как привило, основными элементами в тамгу являются полумесяц – символ веры, звезды и символ хлопка. Раньше считалось, что количество звезд в клейме указывает на количество детей мастера или на количество его учеников, которые стали мастерами. В наше время звезды это, скорее, дань традиции. На современных клинках в клейме можно встретить стилистическое изображение чего угодно – всего, что дорого мастеру.

В любые времена холодное оружие было признаком достатка. То же самое касается и узбекского ножа. Чем красивее и "богаче" пичок, тем достойнее его хозяин. С другой стороны, настоящие рабочие ножи просты, но удобны в обращении. Причем стоит отметить, что в Узбекистане дарить нож – к счастью. А еще острый пичок – это амулет, оберегающий владельца от злых духов, неприятностей и болезней.

В 1979 году в журнале "Вокруг света" Олег Зубов в статье "Знак мастера" писал: "… после закалки и точки на рукоятке ножа зацвела старинная орнаментальная вязь, а широкое цвета воронова крыла лезвие украсилось фамильным клеймом Абдуллаевых – три звезды и луна. Мне показалось, что все эти узоры, тонкие и певучие переливы красок, словно сошли с мозаичных стен и куполов древних среднеазиатских мавзолеев… Я не сказал, но, по-моему, это был не нож, а подлинное украшение, произведение искусства, место которому в витрине музея. Хотя сам Абдулатто никогда бы не согласился со мной.

– Можешь резать хлеб, можешь чистить картошку, а можешь повесить на ковер и смотреть, – сказал он мне на прощание. – Все можешь! – И, помолчав немного, улыбнулся: – Но лучше всего – резать дыню…"

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Первые упоминания о пичоке датируются XIV–XV веком – именно тогда узбекские ножи начали свое путешествие по миру сначала как диковинка, а позже как бытовой...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика