"Маленький принц": сказка и реальность. В Минске готовят премьеру балета
30.10.2015 17:16
—
Новости Культуры
|
Большой театр оперы и балета готовит первую балетную премьеру этого сезона — спектакль «Маленький принц» по произведению Антуана де Сент-Экзюпери. Музыку к балету белорусский композитор Евгений Глебов написал еще в 1981 году, но до сих пор спектакль не ставили в Минске. TUT.BY побывал на репетиции и узнал, как причту Экзюпери, полную аллегорий и иносказаний, переложили на сценический язык. Хотя в Минске «Маленький принц» пока не ставился, премьеры балета прошли в Хельсинки в 1983 году и в том же году в Большом театре в Москве, а в 1990 году — в Самарском оперном театре. Особенность постановки заключалась в том, что музыка была написана на определенную историю, и в ней уже была заложена конкретная драматургия, объясняет балетмейстер-постановщик и соавтор либретто Александра Тихомирова. — Хотелось увидеть эту историю с другого ракурса, поэтому мы с Ларисой Васильевной Глебовой (вдовой Евгения Глебова, которая написала либретто к постановке в Хельсинки — Прим. TUT.BY) начали с анализа этой истории. По словам Александры Тихомировой, сложность сказки в том, что у Экзюпери нет открытого конфликта. Поэтому авторы либретто занялись расшифровкой скрытых смыслов. — На сцене всегда действенный конфликт: сопротивление чему-то, поиск чего-то, борьба за что-то. Мы не хотели просто пересказать сюжет, иначе это превратилось бы в тюзовский спектакль с лисичками и зайчиками, — поясняет Александра Тихомирова. — Было интересно проанализировать, что такое полет, пустыня, дружба, любовь, кто такой Лис, что такое самолет, кто такой Летчик и Роза. Произведение Экзюпери автобиографично, в чертах Розы прослеживаются отношения автора с его супругой Консуэло. Это история о том, как не потерять в себе Маленького принца, внутреннего ребенка, который есть в каждом человеке. Конфликт замкнут во внутреннем мире автора, это история человеческой личности. По словам балтемейстера-постановщика, все, что связано с полетами в спектакле, рифмуется с полетом фантазии человека-творца, который летает, когда имеет возможностью созидать. Но если возможность творить исчезает, а мир не принимает Художника, он оказывается в тупике, а это и есть пустыня. Главными действующими лицами в балете стали Летчик, его Возлюбленная (новый персонаж, которого в литературном произведении нет), Маленький принц, Роза, Лис и Змея (в книге Змей). По замыслу композитора, у Фонарщика в спектакле особая роль: он становится двигателем сюжета, всегда рядом и освещает путь героев. В книге, по мнению Маленького принца, Фонарщик один из всех жителей планет верен своему слову и не смешон, потому что думает не только о себе. Только его труд оказывается незамеченным из-за того, что закаты сменяют рассветы на его планете ровно за одну минуту. Тем не менее, основная сюжетная линия произведения сохранена: Маленький принц покидает свою планету, где живет капризная Роза, и путешествует по другим планетам, пока не попадает на Землю. По пути он знакомится с Королем, который думает, что повелевает всем миром, с честолюбцами, которые в спектакле танцуют «сладенько», по выражению Александры Тихомировой на репетиции. По книге честолюбец хочет, чтобы за ним признали, что на этой планете он всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней, несмотря на то, что на этой планете никого, кроме него, и нет. Есть также планета Счетовода, который владеет всеми звездами, но никак не может ими распоряжаться, а постоянно их считает и пересчитывает, будучи человеком серьезным. При этом, по мнению Маленького принца, он не приносит своим владениям никакой пользы и не ухаживает за ними, а его зависимость от богатства подобна зависимости пьяницы. Планета Пьяницы, находящегося в замкнутом круге своей алкогольной зависимости, оформлена в виде танца девушек в костюме бутылок (на репетиции этого костюма еще не было, но на девушки на премьере будут словно заключены в бутылки). В финале сцены Пьяница оказывается заточен в клетку в форме бутылки. По книге Пьяница пьет, потому что хочет забыть, что ему совестно, а совестно ему, потому что он пьет. Попав на Землю, Маленький принц знакомится с Летчиком и Лисом, который рассказывает ему о настоящей дружбе. Он попадает в сад роз, где сначала расстраивается сходству тысяч роз с его единственной Розой, а затем понимает, что «видеть нужно сердцем, а не глазами», и что его Роза неповторима. Юные ученики хореографического училища наблюдают за кулисами. Александра Тихомирова рассказала, что музыка к балету была немного модифицирована: есть перестановки в музыкальных номерах, добавлены новые сцены, музыку для которых взяли из других произведений Глебова. По ее мнению, балет будет интересен и детям, и взрослым, но она «не заигрывала ни с кем из них, стараясь рассказать историю, которая будет интересна и тем, и другим». Художник-сценограф «Маленького принца» — Вячеслав Окунев, российский художник, поставивший более 400 спектаклей в разных театрах мира. С его легкой руки декорации оформлены с помощью мультимедиа: сцену обрамляет железный каркас в форме полукруга, в центре которого транслируется видеоизображение планет и галактических ассоциаций. По словам создателей спектакля, оформление отличается от всего виденного ранее на белорусской сцене. Премьера состоится 1 и 3 ноября. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сцену обрамляет железный каркас в форме полукруга, в центре которого транслируется видеоизображение планет и галактических ассоциаций. Оформление отличается от... |
|