В следующем году в Минск приедут несколько известных за границей райтеров — уличных художников. Как рассказал куратор проекта «Городские мифы» сообщества Signal Олег Ларичев, некоторые мастера уже начали готовиться к встрече с белорусской столицей.
Новый сезон Urban Myths начнется в апреле. К минским стенам присматриваются художники из Испании, Польши, России. Из Норвегии может приехать Martin Whatson, а из Португалии — Vhils. Также обещал вернуться уже известный жителям города Гвидо ван Хелтен, который нарисовал девушку в национальной рубашке на улице Рабкоровской.
«Самой большой авантюрой станет приезд анонимного художника Blu из Италии. Его иногда сравнивают с не менее известным Бэнкси, хотя их стили сильно отличаются», — рассказал Олег Ларичев.
Традиционно художники будут приезжать в Беларусь без набросков, изучать страну и лишь потом создавать образ для граффити. Правда Deih из Испании уже занялся белорусской историей и фольклором.
«Он так заинтересовался нашей страной, что хотел приехать зимой. Похоже, климат в Беларуси он тогда еще не погуглил», — отметил Олег Ларичев.
После того, как в сети развернулось активное обсуждение мурала (современный настенный рисунок) по улице Воронянского, минские власти захотели согласовывать рисунки с авторами заранее. Тогда жители многоэтажки не оценили социальное направление картины, назвали ее «ангелом смерти» и требовали закрасить, чтобы не портила вид из окна.
«Формально такая процедура была и раньше, нужно было согласовывать картины с художественным советом Мингорисполкома. Но это касалось только зданий, внесенных в список историко-культурных ценностей, — объяснил Ларичев. — А теперь из-за того, что каждая работа уличных художников вызвала широкий резонанс, потребовали согласовывать с администрацией района каждую роспись».
По cловам куратора проекта Urban Myths, городские власти часто предлагают делать работы более простыми: «Васильки предлагали нарисовать на каждой второй работе. Также популярные у них аисты, бабочки и солнышко. Но особенно васильки. Мы не переделывали ни один проект. Да и администрация к нам относится адекватно».
Олег Ларичев спокойно относится к тому, что люди так много и часто стали обсуджать муралы в разных частях города. Если стрит-арт не вызывает дискуссий, значит что-то не получилось:
«Хорошо, что муралы в Минске начали обрастать своими мифами. У нас просто этого еще мало, поэтому появляется столько негативных отзывов. Правда, и позитивных много. В странах, где постоянно проходят фестивали и монументального стрит-арта на улицах уже много, люди относятся к нему спокойно».
«У нас просто любая активность в городе вызывает резонанс. Люди привыкли жить в стабильности, где ничего не происходит. Интересно, что на форумах одни и те же люди жалуются и на бюрократию и кучу бумажек, и на то, что художникам разрешили рисовать», — отметил Олег.
У жителей города возникали даже жалобы по поводу того, что на граффити солнышко не улыбается, самолет слишком грустный или мальчик выглядит болезненно. «Люди у нас всё воспринимают буквально», — подчеркнул куратор проекта.
Он отметил, что Urban Myths нельзя назвать фестивалем. Художники не ограничены тематикой, местом или временем.
«Я ищу именно сюжетных авторов, которые работают с идеей. Чтобы это было не просто «оформиловка» и яркие картинки. Организовать приезд их не очень сложно. У художников есть какой-то минимальный райдер: проезд, виза, проживание, еда. Но без каких-то излишеств», — поделился организатор проекта.
Самым сложным становится получение визы: четырехчасовое ожидание в минском аэропорту для многих — серьезное испытание. Millo из Италии был в шоке, он сравнил оформление белорусской визы в аэропорту с тюрьмой, где не дают попить и нет места присесть.
Многие художники благодаря участию в проекте Urban Myths открывают для себя нашу страну. Так, австралийский художник Гвидо ван Хелтен даже захотел тут жить. Он заинтересовался Беларусью, потому что у нас есть такое понятие, как национальность.
«Нет такой национальности — австралиец. Поэтому ему очень интересно изучать это как феномен. Его интересуют такие страны как Беларусь, Украина. Литва, Эстония, где люди причисляют себя к какой-то конкретной нации. Особенно Гвидо заинтересовал белорусский орнамент. Когда он был в музее Университета культуры, ему рассказали, что каждый элемент имеет своё значение. Он побывал в Несвиже и Мире и был удивлен, что в такой маленькой стране есть столько всего. Даже сказал, что классно было бы тут жить — так много уродливых стенок в спальных районах, которые он обожает», — говорит Олег Ларичев.
Гвидо ван Хелтен (в центре) в Несвижском замке
В Беларуси есть интересные уличные художники, но их мало. Олег Ларичев специально подбирает заграничных гостей так, чтобы белорусские авторы могли завязать какие-то отношения и найти выход для себя на площадки других стран:
«У белорусов еще мало практики и мало пространства, где можно себя выразить. Тут стрит-арт еще только начинает развиваться. А с фестивалями хороших художников становится больше, происходит такое взаимопроникновение».
Работающая над проектом Urban Myths команда устраивает всё фактически своими силами. Постоянного спонсора до сих пор нет, и для каждого приглашенного райтера приходится искать средства, иногда помогают частные лица, иногда — компании. Город предоставляет только стенки и (в лучшем случае) подъемник, иногда краски.
«Я это делаю для того, чтобы доказать всем — в Беларуси такое возможно», — подчеркнул Олег Ларичев.