"Человек прожил, он чего-то достоин". В Минске проходит выставка похоронных услуг. 21.by

"Человек прожил, он чего-то достоин". В Минске проходит выставка похоронных услуг

02.12.2015 18:04 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Задумчивые люди, в оцепенении стоящие посреди зала, деловитые пенсионерки и жизнерадостные сотрудники служб ритуальных услуг, встреча знакомых с окриками «Здорово!»… Парадоксально, но Международная специализированная выставка похоронных принадлежностей и услуг «Мемориал-2015. Камнеобработка», которая с 2 по 4 декабря проходит в выставочном центре «БелЭкспо» (Купалы, 27), полна жизни.

TUT.BY пообщался с участниками выставки и узнал, что изменилось в восприятии смерти за последние 20 лет, какие спецзаказы делают сотрудники служб ритуальных услуг и как профессия тех, кто регулярно связан с похоронами, влияет на их восприятие жизни.


На выставке представлен полный ассортимент похоронной продукции. Это венки и цветы, гробы, памятники и надгробия, изделия для благоустройства мест захоронения, ограды и скамейки, станки для обработки камня, услуги в области бальзамирования и грима и печатная продукция.

К камнеобрабатывающим станкам практически не подобраться: по периметру их окружили толпы мужчин. Все с любопытством изучают возможности огранки и полировки камня. Пожилые люди деловито прохаживаются по рядам и рассматривают надгробия. Кто-то замирает посреди прохода и задумчиво смотрит в пустоту. Молодая женщина пришла с ребенком, который еще не понимает, почему тематика выставки печальная. Встретив знакомую, мама радостно восклицает «Здорóво!» и делится новостями. Зрелые мужчины с четкими представлениями о том, как должен выглядеть памятник, интересуются ценой сдержанных, но внушительных размеров надгробий для родителей.

Коллеги по отрасли ходят от стенда к стенду и с любопытством изучают другие предложения. Представители фирм прохаживаются по рядам, улыбаясь, общаются друг с другом. Сотрудники, представляющие свою продукцию, охотно и жизнерадостно рассказывают о тенденциях в отрасли похоронных услуг. Грустнеют лишь на вопросе о том, как на их жизнь влияет постоянный контакт со скорбящими людьми.





По наблюдениям Ирины, чья фирма производит памятники с 2008 года, выставкой интересуются как коллеги по отрасли, так и частные лица, которые присматривают надгробия родным. По ее словам, нередко пожилые люди заранее покупают себе надгробия.

— Мужчина — участник войны, заказал себе надгробие, объяснив это тем, что он всю жизнь помогает дочери. Он убежден, что когда умрет, у нее не будет возможности заказать ему памятник и она будет чувствовать себя виноватой.

Ирина говорит, что последнее время в моде сплошные гранитные надгробия. За ними проще ухаживать и могилка не зарастает. В процессе беседы бросается в глаза внушительных размеров гранитное надгробие размером в двуспальную кровать. Оказывается, его уже купили, хотя выставка работает всего два часа. Причем, по словам сотрудницы, подобный памятник не считается выходящим за рамки обычного.

— Раньше такой памятник мог себе позволить далеко не каждый. Остальные заказывали крошку. Сейчас стали делать двойные памятники, скульптуры из гранита. Нашему художнику по камню Денису, бывает, видится в необработанном материале уже готовое изделие. Для него каждый камень уникален, он его чувствует. И из каждого камня получается своя форма надгробия.

По словам Ирины, многие заказчики потом звонят с благодарностями, и сами сотрудники помнят клиентов, которые заказывают надгробия для близких, спустя годы.





Фирма Натальи Петровны уже 15 лет производит букеты и венки. Наталья Петровна говорит, что частные лица приходят на выставку за цветами. По ее словам, ассортимент продукции в ее отрасли расширяется с каждым годом и заметно повышается качество.

— 20 лет назад мы работали с парафиновыми цветами, потом с пластмассовыми, сейчас с тканью. Мы поглядываем на отрасль ритуальных услуг в России, какое-то оформление придумываем сами. Еще четыре года назад в основном брали букеты на контрасте — сине-красные. Сейчас более популярны лимонные, салатовые, белые цветы, которые вместе смотрятся спокойнее.

Подобное изменение Наталья Петровна связывает с выросшим предложением, что позволяет проявить покупателям вкус. По ее словам, до кризиса нередко заказывали букеты и венки из живых цветов, которые стоят в разы дороже. Особенно эта тенденция касалась приграничных регионов Брестской и Гродненской областей. Но после кризиса покупают то, что красиво и дешево.





Наталья Михайловна, сотрудница другой фирмы по производству венков, которая на рынке всего пять лет, рассказала, что в ее сфере кардинальных изменений в дизайне не произошло. Только добавились новые цветы: герберы, хризантемы, астры, бутоны роз…

— Но у людей поменялось отношение к самому слову «смерть». Раньше это было сильной утратой, было больше печали, а сейчас она воспринимается как переход в другой мир. Люди стали больше верить в Бога, и понимают, что умирает тело, но не душа. Кто-то увлекается эзотерикой и тоже верит, что жизнь вечная. В связи с этим родственники стали провожать людей более достойно и в более насыщенных цветах. Хотят красивые цветы, гробы, крест, хороший памятник. Человек прожил, он чего-то достоин.


Представитель спецкомбината коммунально-бытового обслуживания, который на рынке уже 45 лет, замечает, что на выставку приходят в основном коллеги по отрасли и пенсионерки. Из новинок в сфере похоронных услуг она отмечает гробы с кожаной отделкой и показывает на один, отделанный кожей под крокодила. По ее словам, раньше гробы были проще, окрашенные краской или в лучшем случае обитые тканью. Сейчас существует масса отделок, рассказывает сотрудница. Больший ассортимент она объясняет выросшим спросом и желанием родственников как можно лучше проводить близкого в последний путь. По ее словам, около 5% людей делают гробы по спецзаказам с особой формой или отделкой, остальные ограничиваются стандартным предложением.

— Мне кажется, смерть сейчас замалчивается, — делится наблюдениями специалист. Раньше на улице играл оркестр, гроб провожали, было видно, что провожают человека. Сейчас стараются провести все как можно более незаметно, в тишине, но торжественнее и дороже.

В нашей работе отношение к смерти меняется кардинально, — продолжает сотрудница, говоря о профдеформации. — Приходит осознание, что смерть реальна и ты от нее не уйдешь. Это заставляет задуматься о жизни. А когда люди говорят «не дай Бог я умру», это вызывает улыбку. Все равно все мы там будем, и неизвестно когда, возможно, даже сегодня.

В рамках выставки состоятся конкурсы «Цветы памяти» (композиции для гроба, венки и букеты) и «Лучший памятник» (изделия из камня). Предусмотрена насыщенная деловая программа, включающая мастер-классы, доклады и презентации. Судя по темам круглого стола, сотрудников похоронной отрасли волнует необходимость создания профессиональной ассоциации, обучение специалистов похоронного дела, юридические тонкости деятельности, психологические аспекты работы и технология продвижения и создания рекламы в своей отрасли.

Выставка работает 2 и 3 декабря с 10.00 до 19.00, 4 декабря с 10.00 до 16.00.

 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY пообщался с участниками выставки и узнал, что изменилось в восприятии смерти за последние 20 лет, какие спецзаказы делают люди и как профессия тех, кто регулярно...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика