Окунуться в жизнь предков. Репортаж из Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций
20.12.2015 21:34
—
Новости Культуры
|
Беларусь по праву считается многонациональной и многоконфессиональной страной. Проект « Город Ветка был основан в 1685-м (по другим данным в 1682 году) бежавшими из России из-за преследования со стороны властей старообрядцами. Старообрядчество — движение, появившееся в связи с реформами 1650−1660-х годов в Русской православной церкви. В быту у старообрядцев сохранились древние традиции, которые, по сути, стали определенным ритуалом. Именно старообрядцы оказали решающую роль на формирование облика города Ветки. Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций своеобразен тем, что в нем раскрываются история и самобытность как Гомельского Полесья, так и регионального старообрядчества. Здание, где находится экспозиция музея, построено в 1897 году. Это был особняк местного купца-судовладельца Грошикова. Экспозиции размещены в 11 залах на трех этажах основного корпуса в Ветке и в четырех залах филиала в Гомеле. Комплексы построены как образные модели пространства культуры и вписаны в исторический контекст. У музея богатая коллекция. Среди художественных произведений, которые хранятся в музее, — книги, резьба, чеканка, кузнечное дело, ткачество. Все они представлены как в готовом виде, так и «в процессе создания». Сотрудники музея стремятся восстановить не только обрядовый или фольклорный, но и духовный контекст. Экспозиция музея в первую очередь примечательна большим количеством икон. Этнограф начала XX в. писал о Ветке: «Зачастую в старообрядческих домах можно видеть целые стены, уставленные иконами в золоченых киотах — от пола до потолка…». Это попытка перенести в свои дома атмосферу храма, райского сада, залитого неземным золотым невечерним светом. Отличительной чертой икон ветковской школы являются сильные высветления вокруг рта — подбородка и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы выделяли киноварью (сырье для получение ртути) междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией. Уникальны коллекции местных художественных ремесел и промыслов XVII — начала XX вв.: золотное шитье и шитье бисером, золоченая резьба по дереву (киоты); кузнечный металл (местную специфику имеют строительный кованый инструмент и якоря); чеканные оклады на иконы и книги. Представлена живопись самодеятельных и профессиональных художников, связанных с регионом. Традиция ткачества рушников у белорусов сохранилась дольше, чем у других славянских народов. Рушники сопровождали человека на протяжении всей жизни: первый ткался к рождению ребенка, а последним повязывали могильный крест. В результате исследований и экспедиций вдоль славянских рек были собраны около трех тысяч тканых рушников, теперь это одна из интереснейших коллекций Беларуси. В орнаменте преобладает красный цвет. Этот цвет у радимичей отождествлялся с цветом крови, жизни, солнца, праздника. В основе орнамента — древние геометрические знаки. Когда-то отличать один элемент от другого учили сотрудников музея сами мастерицы: для каждого знака существует специальное название. Сегодня таких названий зафиксировано около 700. В коллекциях народных тканей (костюм, декоративные ткани, рушники) находится более 1800 предметов. Ткачество из деревни Неглюбка существенно отличается от других видов ткачества. Особенной его чертой является импровизация и необыкновенное разнообразие узоров. Сегодня этнографы насчитывают 120 разновидностей орнаментов в Ветковском регионе. Семантика народного костюма представлена на примере уникальной по сохранности древних элементов традиции села Неглюбки. Переход из одного возраста и семейного статуса в другой каждый раз сопровождался переменами в костюме, что имеет в основе архаичную практику инициаций. И каждый костюм-«строй» восстанавливается в значениях как модель всего мира. Для каждого возраста — свой мир. Там, где заканчивается ткань, где открываются голые участки тела: горло, шея, руки, ноги — пробегают красные, огненные, солнечные ручейки знаков-оберегов. В музее можно увидеть ткацкий станок — «кросны». Европейцы заимствовали этот тип у арабов еще в X веке. До этого были вертикальные станки, но у ткачихи быстро уставали руки. Ткали в основном в зимнее время, когда не было никаких земледельческих работ. В старину уделяли много внимания мифологии, и здесь мы видим модель сотворения мира на языке ткачества. У деревянных «ставов» обозначены ноги — они хранят мифологему о паре небесных коней и солнечной колеснице. В каждой витрине с рушниками представлен ритуальный объект обряда «Свеча». Свечи также разные по традициям. Раз в год общинную икону и свечу переносили из одного дома в следующий, где «жила свеча» целый год, до следующего переноса. Древние корни культа родового огня слились здесь с христианством. Пять витрин вышитых тканей вздымаются до потолка. В этих чудесных мирах — живут райские птицы, древние и новые люди, неведомые существа. Геометрические символы сопровождаются изобразительными «переводами». Уникальность книжной культуры Ветки не столько в том, что она сохранила и донесла до нас редчайшие старопечатные и рукописные книги, сколько в том, что она сохранила древние традиции книжного искусства. Здесь продолжали создавать рукописи в 20-е — 30-е годы XX столетия. Образ райского древа в райском саду в ветковских рукописях оставался долгое время актуальным. В витрине «Сотворение книги» книга как бы разложена на составные части: бумага разных веков, фрагменты переплетов (доски, кожа), образцы застежек, литых накладок с изображением евангелистов. В центре — Евангелие, изданное в Вильно в 1600 году. Внизу Евангелие XVIII в. К сожалению, до нас редко доходят богатые одежды, в которые одевалась книга. Но об этом можно узнать из записей, оставленных на страницах книг ветковскими купцами, сколько золота и серебра вкладывали они для изготовления книжных окладов. Фрагмент экспозиции, где представлены инструменты мастера-переплетчика: станок, круглый нож для обрезки блока книги, каток для тиснения орнамента на коже. С помощью таких инструментов еще в 30-е годы XX столетия переплетались книги в ветковских слободах. Их облачали в новые одежды, чтобы они могли продолжить свой путь к следующим поколениям. Бережно сохранялся каждый уцелевший фрагмент печатного текста, что было крайне важным для старообрядцев, сохранивших удивительную культуру общения с книгой, отношения к ней. В экспозиции «Чайной» можно увидеть крошечный походный самовар, а также огромный в виде вазы. Ни одна старообрядческая семья не обходилась без самовара. Как хозяин собирал он всех на утренний и вечерний чай, во время которого обсуждался предстоящий и прожитый день. Особое место в экспозиции занимают самовары, переданные музею его основателем Федором Григорьевичем Шкляровым. Чтобы рассказать о культуре чаепития, традиции сбора семьи и родни вокруг самовара, не хватило бы целого вечера. Особенно если бы этот красавец сиял и посвечивал угольками, шумел и посвистывал. Особенно если бы в нем кипела вода, принесенная из реки, а до чернобыльских событий Сож был самой чистой рекой Европы. Впрочем, и сейчас самая чистая река Европы находится на территории Ветковского района — это приток Сожа — река Беседь. Еще в начале ХХ в. этнограф Иван Абрамов писал, что дома Ветки украшены резьбой. Строители-ветковчане, возвращаясь с отхожих промыслов на зиму, стремились превратить в архитектурное чудо и свой собственный дом. Известно, что многие мотивы архитектурной резьбы брались из украшенных старинных рукописей, «коих у старообрядцев всегда довольно было». Это своеобразие старообрядческого жилища повлияло на образование «межконфессионального» стиля резного искусства Гомельской области, процветавшего почти до конца XX в. Дом воспринимался как космос, отражая всю его полноту в разных своих элементах. Сейчас такие замысловатые узоры воспринимаются как манифестация красоты, но не будем забывать, что слово «космос» в переводе с греческого означает «красота». Старые ветковские ставни — свидетели многих событий. Как и люди, они покрыты шрамами войны: пробиты осколками, иссечены шрапнелью. Через окна смотрят на нас молодые предки. В музее представлены фотографии ветковчан конца ХIХ — начала ХХ в. На них видно, как эти люди одевались, чем они занимались и даже то, где они бывали. На снимках названия фотостудий самых разных городов: Херсон, Новороссийск, Гомель. Сотрудники музея занимаются исследовательской деятельностью. Одним из лучших проектов музея является «Выратаванне старажытных знакаў» — спасение движимых материальных и нематериальных культурных памятников региона. У проекта есть несколько направлений. Одно из них — археологические исследования и мероприятия по сохранению археологических памятников района. Помимо этого проекта, музей исследует традиции ткачества Ветковского района, систематизирует сведения о старообрядческой книжной культуре (делает выставки «Гісторыя беларускай кніжнасці» в Музее редкой книги в Гомельской областной библиотеке им. Ленина), о ветковской школе иконописи, о домовой архитектурной резьбе, собирает и популяризирует устное народное творчество. Адрес музея: Ветка, Красная площадь, 5 Время работы: вторник-воскресенье, 9.00−18.00, выходной — понедельник E-mail: vetkamuzejj@rambler.ru Телефон: 8 (2330) 4−03−30 Входные билеты в 2015 году: для школьников — 10 000 рублей, для учащихся колледжей, техникумов и высших учебных заведений — 15 000 рублей, для остальных категорий посетителей — 20 000 рублей. Экскурсионное обслуживание: для школьников, учащихся колледжей, техникумов и высших учебных заведений — 40 000 рублей, для остальных категорий посетителей — 80 000 рублей. Фотографирование (1 этаж) — 5000 рублей Видеосъемка (1 этаж) — 20 000 рублей Лекции — 40 000 рублей
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Только тут можно познакомиться с жизнью и традициями одного из самых необычных белорусских городов.
|
|