Олег Скрипка: "Украина находится в стадии борьбы, а я нахожусь в стадии креатива". 21.by

Олег Скрипка: "Украина находится в стадии борьбы, а я нахожусь в стадии креатива"

09.01.2016 08:22 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В начале весны украинская группа «Воплі Відоплясова» выступит в Минске с большим юбилейным концертом «ХХХ лет». TUT.BY встретился с бессменным лидером коллектива Олегом Скрипкой и сходил в Минский археологический музей на выставку «Сумерки Средневековья. Орудия наказания».

«Ты притягиваешь то, что тебе не нравится»

Мы входим в первый зал археологического музея, открывшегося в прошлом году в подземелье бывшего монастыря бернардинцев. В арках верхнего яруса выставлены большие картины с изображенными на них средневековыми казнями. Девушка-гид предлагает нам провести экскурсию по выставке, но Олег отказывается. Наблюдая с балкона висящие внизу кованые маски для пыток, Скрипка говорит, что боится окружающих нас здесь вещей: «Цивилизация должна развиваться таким образом, чтобы ничего этого не было и чтобы мы как можно быстрее это забыли».


В зале играет средневековая музыка, создавая тревожную атмосферу, а рядом с нами, рассматривая экспонаты, ходят несколько пар молодых людей.

— Я давно задумывался: зачем снимают фильмы ужасов? Существует теория, что мы имеем шкалу состояний. Их семь. Нижнее — это апатия или смерть, затем страх, ненависть, азарт, творчество, а после творчества — нирвана. Из каждого состояния в каждое человек переходит не скачком, а постепенно. Многие люди находятся в апатии (пассивном состоянии), и чтобы их из нее вывести, нужны страх и жестокость.

Олег говорит, что не находится в состоянии апатии, поэтому наблюдение жестокости и испытание страха для него работают на понижение, в отличие от людей, у которых это вызывает эмоциональный подъем: «В том числе из-за этого страшные новости хорошо продаются. Люди работают как волы, а после работы им нужно хорошо возбудиться. Поэтому многие любят кровь, убийства, смотреть страшные новости. Они этим возбуждаются».

Но естественным состоянием человека музыкант считает состояние творчества: «Если человек создан по подобию Бога, а Бог — творец, то человек должен быть в состоянии творчества».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Олег рассказывает, что во времена Советского Союза он жил в очень маленьком городке с 40-тысячным населением. Помимо единственного ресторана и Дома культуры для дискотек, там был музей пыток инквизиции: «Бралась стародавняя церковь, выгонялись священники и открывался музей пыток. Создавался негативный пиар религии и европейского общества».

Мы спускаемся на первый этаж рассмотреть поближе маски, созданные могилевчанином Сергеем Нуматовым по чертежам Средневековья.


«В детстве нас классом водили в этот музей, — рассказывает Скрипка. — И маски, через которые заливают смолу на лицо, меня очень поразили. Мне было лет 10 или 12. До сих пор вспоминаю тот ужас».

Еще Олег вспоминает, как два года назад он организовывал большой музыкальный фестиваль возле Тауэрского моста в Лондоне. Недалеко от места проведения находился музей ужаса: «Я туда не заходил, пошел на другое шоу. А там люди степлером пробивали себе щеки и тому подобное. Родители пришли с детьми и смотрели. Видимо, в Европе эти темы тоже популярны».

На замечание, что слишком много ужаса для человека, который его не любит, Скрипка улыбается и отвечает: " Да, я очень не люблю кровь и притягиваю такие истории. Есть закон: ты притягиваешь то, что тебе не нравится".


Интересуюсь у Олега, удавалось ли ему приблизиться к высшему состоянию шкалы - нирване. Скрипка отвечает, что нет: «Состояние нирваны и состояние апатии, в принципе, одно и то же. Когда рождаются дети, они находятся в состоянии нирваны. Это нулевое состояние. Начало замкнутого цикла, который мы должны пройти от рождения до смерти. Пройти все состояния и вернуться в нулевое.

Блаватская (Елена Блаватская — религиозный философ. — TUT.BY) писала, что все святые в конце своей жизни делают выбор: либо раствориться в информационном поле и пребывать в этой нирване вечно (что является целью эволюции человечества), либо остаться на земле ангелами или духами, чтобы помогать людям развиваться. Наверное, каждый человек имеет приблизительно такой же выбор — жить эгоистически либо жить для других людей".


«Пересесть с портвейна на батюшку»

Олег рассказывает, как, будучи молодым рокером, прошел стадию, когда можно было разбрасывать камни. Говорит, что потом пришло время их собирать: «Когда батарейка садится, здоровье заканчивается, начинаются такие штучки, как православие, буддизм и кришнаизм».

— Я сталкивался с одним опытом, он называется алкохристианский синдром. Многие музыканты начинают сильно бухать. Это вредит здоровью, у них появляется желание освободиться, но они не могут. Тогда они находят православного батюшку, который их спасает. И получается гремучий микс: они бегают между церковью и стаканом, а иногда покуривают марихуану. Замкнутый треугольник, и люди находятся в балансе: иногда срывы от алкоголя, иногда срывы от православия, которым они задалбливают всех знакомых, рассказывая, как классно поцеловать икону и поехать на Афон.

Если человек зависим от алкоголя, он будет так же зависим от религии. Называется «пересесть с портвейна на батюшку». Никакой разницы нет, только меньше вредит здоровью. А если ты относишься к религии как взрослый человек, то знаешь, что можешь прийти и в церковь любого патриархата, и в синагогу, и в буддийский храм, и понимаешь, что это святые места с высокими вибрациями. Я думаю, Богу реально все равно, какого ты разлива. А если просто присосался к какой-то идеологии — это зависимость.


В ноябре самолет, на котором группа «Вопли Видоплясова» летела из Амстердама в Прагу, совершил экстренную посадку в столице Голландии. После взлета у самолета загорелся правый двигатель.

— Вот это был реально трэш. Смотришь на горящий двигатель и думаешь: это правда со мной происходит или это кино? В кино мы видели такое много раз — картинка банальная. А в жизни наблюдаешь философски. Сразу разум покидает тело, и смотришь на происходящее со стороны. Видишь, как все наклоняется, как стюардессы бешено бегают. Мы полчаса садились с отключенным двигателем, и они длились вечность.


Помню, как-то мы падали с отключенными двигателями. Секунд сорок, наверное. Это было очень долго. Летишь, невесомость, время растягивается, мыслей вообще нет. Основа всех медитативных техник — отключить мысли. В такие моменты мысли отключаются.

Мы подходим к большому деревянному колу, который называется «Колыбель Иуды». В описании применения сказано, что грешника поднимали на веревке и усаживали на его острие. Недалеко стоит крест для сжигания ведьм. Антон Сосновский, организатор минского юбилейного концерта группы ВВ вспоминает выражение Эйнштейна о сингулярности пространства и времени: «Ночь, проведенная с красивой женщиной, покажется вам секундой, а секунда на костре — вечностью».


«Если мы проигрываем на культурном фронте, нужно доставать ружья и патроны»

Скрипка одобрительно кивает головой: «Мы живем псевдосознанием мира, нам кажется, что все вечно. А все разрушается постоянно. Даже этот кол разрушается каждую секунду. Я знал одного буддиста. Мы делали фестиваль, и к нам из Японии приехал монах-буддист в желтых одеяниях. Он играл на флейте и очень красиво рисовал иероглифы на пергаменте. Выглядел лет на 40. Каждый раз он появлялся с переводчицами. То одна, то другая, то две сразу. И всегда с молодыми и симпатичными.

А после фестиваля он с очередной переводчицей уехал в Крым и там нормально зафестивалил на «Джаз Коктебеле». Сел на крымский портвейн и забыл про буддизм. Все цокали языком: «Ох уж эти японские буддисты». Но у него очень быстро начал развиваться рак.

Потом он переехал в Киев, пытался лечиться. Из Японии за ним приехали два монаха и под белые рученьки увезли в монастырь. Через полгода пришла весточка, что его там вылечили. В буддизме нет правил, ты их сам себе назначаешь, но, видимо, есть высшие вибрации, которые нельзя нарушать. И он сам себе этот рак организовал".

Вспоминаем, как на одном из фестивалей «Джаз Коктебель» Нино Катамадзе посвятила песню туче и остановила дождь, но войну творческим людям остановить пока не удается: «Война зависит от людей, а природа мудрее, чем люди. С ней договориться проще. Мне тоже удавалось останавливать дождь. Украинцы остановили войну. И творческие люди сделали очень многое, в том числе и я, чтобы война не пошла дальше той границы, где она сейчас находится. Эта тема очень важная, очень актуальная. Тема выживания страны и физического выживания людей.


Крым мы, конечно, не спасли. Сейчас есть настроения, которые я не поддерживаю. Украинцы обижены на крымчан за их «ватничество». Нас, украинцев, очень сильно ненавидят на тех территориях. Но нас не за что ненавидеть. Если они очень много смотрят телевизор и становятся идиотами, это их проблемы. Я не думаю, что Крым будет с Украиной.

«Государство является паразитом»

Олег рассказывает, как десять лет назад говорил на украинском языке в Севастополе и его «чуть не прибили»: «Украинофобия там развита очень давно. У меня есть примерная карта выступления ВВ и других украиноязычных артистов. Там, где у нас было меньше всего концертов, сейчас оккупация. Один мудрый человек сказал, что главный фронт — культурный. Если мы проигрываем на культурном фронте, нужно доставать ружья и патроны».


На тему политической ситуации в Украине Скрипка говорит с грустью и признается, что на данный момент украинское государство не функционирует:«У нас есть проблема в том, что Украина 250 лет не имеет государственности. Цирк, который мы имеем сегодня, к государственности не имеет никакого отношения. Украинское государство не функционирует. А если нет хозяина дома, заводится бардак. Те функции, которое должно выполнять государство, выполняет народ. Мы делаем мероприятия, не только не получая поддержки государства, но даже имеем противостояние».

В 2015 году в Киеве прошел 11-й фестиваль «Краіна мрій», организованный Скрипкой. По словам музыканта, он стал самым масштабным украинским фестивалем за все годы, но столкнулся с трудностями на этапе организации: «Практически не имея спонсоров, я треть бюджета вынужден был отдать государству за аренду и на всякую мзду. Хотя мы вроде как имеем лояльное государство, министр культуры пришел попиариться. На сегодняшний день государство является паразитом. И пока оно будет паразитировать, будут происходить такие проблемы. И та война, которая ведется в Украине, ведется только усилиями волонтеров и добровольцев. Мало того что государство не снабжает армию, оно еще и подворовывает у волонтеров.

Сейчас ситуация — как пороховая бочка. Все говорят о третьем «Майдане». Понятно, что наш современный президент — олигарх и имеет свой интерес, но у него есть талант договариваться. Если он проявит свой талант и договорится с олигархами и народом, все будет нормально. А на данный момент ситуация взрывоопасная".

«Кому-то ужас — прогресс, кому-то Басков — нирвана»

7 марта в минском Prime Hall пройдет большой юбилейный концерт группы «Вопли Видоплясова». Мы проходим мимо стенда с «поясами верности»: «Группа ВВ. 30 лет верности зрителям?». Скрипка заразительно смеется: «Хорошая метафора!»


— Первый раз с ВВ мы встретились через неделю после взрыва в Чернобыле. Можно описать метафорой — состояние первичного взрыва. Когда ничего не было, а потом произошла вспышка. Этой вспышкой стал Чернобыль, а после нее на территории Советского Союза возник рок-н-ролл.

Это хорошо отразилось в нашем альбоме «Файно». Я попал на территорию борьбы. Я возмущался, почему такое засилье попсы, какой мир неправильный. Хотел людей научить, что музыка должна быть рок-н-ролльная, это музыка правды.

А сейчас я поднялся над этим состоянием. Все люди думают по-разному, каждый находится на своей стадии развития. Кому-то ужас — прогресс, кому-то Басков — нирвана. И всем нужно свою стадию пройти. Мы не можем навязать другим людям свои мысли и опыт, даже если он верный. Сейчас Украина находится в стадии борьбы, а я лично нахожусь в стадии креатива. И всех ненавязчиво к этому подвигаю.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY встретился с Олегом Скрипкой и сходил в Минский археологический музей на выставку "Сумерки Средневековья. Орудия наказания".
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика