На санях и без электричества. В Бобруйском районе прошли аутентичные Коляды. 21.by

На санях и без электричества. В Бобруйском районе прошли аутентичные Коляды

14.01.2016 18:22 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Обычай колядовать на святки постепенно уходит в прошлое. Однако в некоторых деревнях Бобруйского района старинный обряд пытаются если и не возродить, то хотя бы сохранить для потомков в аутентичном виде. Так, энтузиасты из фольклорной группы «Спадарушка» Петровичского Дома народного творчества уже много лет подряд накануне старого Нового года обходят местных жителей и поздравляют с праздником. Раньше километры до соседних Мачулок и Мартыновки им приходилось преодолевать пешком, потом появилась машина. Теперь же колядуют как в старые добрые времена — на санях, запряженных лошадью.


Гнедая кобыла Машка безучастно посматривала на ряженых, которые шумной толпой вывалили на мороз из местного Дома народного творчества под звуки гармошки. Но как только все расселись на мягкой подушке из прошлогоднего сена, укрытой ковром, рванула вперед с завидной прытью. За сельской окраиной дорога оказалась запорошенной, сани лихо разрезали толщу снега, успевшего покрыться коркой, над головой натужно скрипели старые ели и березы, закованные в ледяной панцирь — циклон «Даниелла» хорошо потрудился в этих краях. Настолько, что жителям ближайших деревень пришлось встречать старый Новый год при свечах и с керосиновыми лампами.























— Я такого не припомню, чтобы колядовали в полной темноте, — моя соседка справа усмехнулась и стряхнула снег с рукава. — Красота-то какая! Только вот деревья до самой земли пригнуло, и все — молодняк. Видно, много молодежи в этом году помрет.


Сзади «цыкнули», засмеялись и затянули «Ой, мороз, мороз!». Приметы приметами, но в праздник о плохом думать и говорить не принято. Тем более, что ехали все мы в соседнюю деревню с особой миссией — призывать в дома местных жителей достаток и благополучие.



— Святы вечааааар, — дружно затянули ряженые «шчадроўку» перед первой хатой в Мартыновке. Дверь распахнулась, и хозяева — семья самобытного художника Анатолия Роскача — пригласили всех в «залу», где уже был накрыт праздничный стол. Кутья, толстые блины на домашней сыворотке, которые нужно рвать руками, и ароматные котлеты соседствовали с фаршированными яйцами и «модными» салатами из корейской морковки.

— Каму яшчэ спяваць?

— Гаспадынюшке!

Выход Козы — это отдельный ритуал, который неизменно вызывает приступы смеха как у молодежи, так и у стариков. Под «молодежью» в Петровичах подразумевают тех, кто уже разменял шестой десяток. Примерно столько всем колядующим, которые на фоне бабушек «за восемьдесят» и в правду выглядят подростками. Под личиной Козы скрывается директор Дома народного творчества Юрий Бобиков, который задорно выбивает чечетку, а потом «падает замертво».










— Дайце Казе сала, каб не ўпала! Дайце Казе грошаў, каб не было вошаў! — самозабвенно выводят ряженые и собирают щедрые подарки.

***

Степень гостеприимства у местных жителей различная. Кто-то зовет в хату и искренне пытается накормить-напоить ряженых, другие ограничиваются приемом гостей на подворье, выносят им деньги и еду. Но для всех без исключения селян появление колядующих — событие радостное и долгожданное. Люди верят в то, что искренняя «шчадроўка» поможет и внучку замуж удачно выдать, и здоровье восстановить, и даже найти средства на долгожданную покупку. Правда, сами ряженые заходят далеко не во все хаты — в одной недавно кто-то умер, в другой хозяйка тяжело болеет, в третьей пусто — уехали в гости к детям, обосновавшимся в городе. Да и брошенных подворий в Петровичах, Мачулках и Мартыновке с каждым годом становится все больше — деревни вымирают.




— Вот по этой стороне улицы уже нет ни одного жилого дома, — указывает на темные окна хат Юрий Бобиков. — А там раньше стояли дома, а теперь вот лес. Скоро и волки выть начнут!

***

Традиционно Каляды в Петровичах завершаются на перекрестке двух дорог. Здесь в снег сбрасывается охапка прошлогоднего сена, которую нужно сжечь. Эдакое символическое прощание со ушедшим годом и освобождение от всего ненужного. Финальный хоровод вокруг костра с обрядовыми песнями. И — ближе к полуночи сани несут уставших ряженых к Дому народного творчества, где в печке томится древний чугунок с ароматной картошкой. Ее дополняют всевозможные дары односельчан, которые тут же выставляются на праздничный стол. Он, согласно поверьям, должен быть щедрым и обильным. Иначе — не видать вам благосклонности Козы, этой вздорной и строптивой особы, которая испокон веков считается символом плодородия.


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Обычай колядовать на святки постепенно уходит в прошлое. Однако в некоторых деревнях Бобруйского района старинный обряд пытаются если и не возродить, то хотя бы...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика