Юрий Блинов: хочу лично вручить Тони Кроосу концерт. 21.by

Юрий Блинов: хочу лично вручить Тони Кроосу концерт

27.02.2016 13:16 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Максим Костьян, Sputnik.

Белорусский композитор и пианист Юрий Блинов, посвятивший концерт немецкому футболисту чемпиону мира Тони Кроосу, характеризуя себя, отметил, что не любит много говорить: "Мне куда проще играть". Но, несмотря на это, беседа с доктором музыкальных искусств выдалась невероятно интересной. Блинов рассказал Sputnik о том, как создавался концерт, как отреагировал зал на его премьеру и готов ли он написать нечто подобное для других спортсменов.

В начале было слово

"Я могу сказать, что идея создания концерта для футболиста шла с разных сторон. Во-первых, я очень давно увлекаюсь футболом, еще с детства. Во-вторых, последние несколько лет я стал верным болельщиком сборной Германии. В третьих, меня давно посещала такая мысль: попробовать сблизить, соединить, как многим кажется, разные полюса человеческой деятельности —  профессиональный спорт и профессиональную классическую музыку", — начал свой рассказ Блинов, для которого это не первый опыт написания "спортивных" произведений (он также сочинил цикл фортепианных этюдов "Декатлон", посвященный белорусскому десятиборцу Андрею Кравченко — Sputnik).

Несмотря на многие предпосылки создания произведения, по словам композитора, все произошло довольно случайно. Летом 2014 года, как раз в то время, когда в Бразилии проходил Чемпионат мира по футболу, Белорусский государственный камерный оркестр исполнял "Concerto grosso" швейцарского композитора ХХ века Эрнеста Блоха.

"Как сказано в Библии, в начале было слово. Мне понравилась игра слов "гроссо" —"кроосо". Тем более даже сами немцы, как я знаю, уже использовали подобный приём в отношении Тони Крооса. Есть такое немецкое слово "großartig", которое означает "великолепный, замечательный". Так вот, немецкие спортивные медиа начали переиначивать это слово под фамилию игрока — kroosartig", — продолжил Блинов.

За Кроосом, по словам композитора, он следил давно, поэтому процесс создания "Concerto-Krooso" был легким, все шло само собой. "Довольно быстро я составил план из пяти частей, дал им названия, обозначил сюжет (подзаголовок произведения "Пять эпизодов из жизни игрока" перекликается со знаменитой "Фантастической симфонией" Гектора Берлиоза, озаглавленной как "Эпизод из жизни артиста". Каждый эпизод относится к тому или иному периоду жизни футболиста: "Грайфсвальд", "Stern des Südens", "Леон", "Mundial" и "¡Hala, Madrid!" — Sputnik). Все темы сложились буквально в течение одного-полутора месяцев. И где-то к началу 2015 года в общих чертах концерт был готов", — пояснил собеседник Sputnik, добавив, что труднее всего при создании концерта расписать все партии инструментов.

"А дальше я рискнул написать об этом агентам Тони, и их это очень заинтересовало: небывалый в истории случай, когда в честь футболиста пишут концерт. Понятно, что существуют книги, поп-песни про игроков — это норма. А вот большое серьезное классическое произведение для оркестра — это нечто уникальное. Агенты сообщили самому Тони, и он за неделю до премьеры рассказал об этом, что называется, Úrbi et órbi", — сказал Блинов.

Современная классическая музыка понятная всем

Премьера произведения состоялась 5 февраля на авторском концерте Юрия в Минске.

"Публика, на мой взгляд, восприняла "Concerto-Krooso" очень хорошо. При упоминании Тони Крооса в зале некоторые даже стали аплодировать", — поделился Блинов.


Беседа с доктором музыкальных искусств, естественно, велась в репетиционном классе камерного оркестра в Белгосфилармонии

Он не стал скрывать, что перед выходом на сцену очень волновался. По словам пианиста, автор всегда волнуется, когда исполняются его произведения, и вдвойне волнение возрастает в момент, когда он должен сам их играть. "Я могу сказать, что приемом был очень доволен", — сказал Блинов.

Вместе с тем, собеседник агентства, отметил, что в тот вечер было исполнено лишь три части концерта. Хронометраж всего произведения около 30 минут. "В процессе подготовки авторского концерта мы решили, что ограничимся на первый раз тремя частями, а там посмотрим, как оно пойдет дальше. В итоге вышло очень успешно", — пояснил Юрий.

"Я работал над концертом с четким ощущением, что он обязательно должен быть динамичным: все время что-то должно происходить, куда-то дальше идти и меняться. Я серьезно думал над самим музыкальным языком, чтобы с одной стороны это была по-настоящему современная музыка, с другой — она должна быть доступна. Чтобы даже люди, не привыкшие к классической и особенно современной музыке, могли ее воспринять и понять о чем она", — обратил внимание композитор.

"Самая главная проблема, как успеть перенести на бумагу то, что созрело в голове. К сожалению, часто бывает такое, что пока соберешься записывать, вдруг с горечью понимаешь, что это не совсем то, что было до того, как ты пошел за карандашом. Что-то там потерялось, что-то исчезло в первоначальном музыкальном импульсе, и приходится уже домысливать по ходу. Это, конечно, сложно. Но это все нюансы, детали композиторской кухни", — поделился Блинов.

Он добавил, что его коллегам было интересно играть созданное им музыкальное произведение. "Среди исполнителей камерного оркестра есть тоже несколько футбольных болельщиков, которым, я думаю, было особенно интересно", — пояснил пианист.


Юрий Блинов рассказывает на какую мелодию похож игрок "Манчестер Юнайтед" Бастиан Швайнштайгер

"Остальные музыканты тоже втянулись в процесс. Тем более мы начали разучивать концерт с самой сложной части — это вторая часть, фуга на тему гимна мюнхенской "Баварии" "Stern des Südens". Я решил эту мелодию несколько творчески изменить и добавил в нее своего рода "свинг". (ритмический элемент джазовой музыки). По ходу вступают все новые и новые инструменты, и кульминация звучит большим полным звуком всего оркестра", — продолжил Блинов.

Символ в каждой из частей

Композитор рассказал, что при написании концерта изучил основные этапы жизненного и спортивного пути футболиста. "Но сейчас открою вам маленькую тайну, есть некая хитрость. "Concerto-Krooso" — это не только конкретные эпизоды из жизни Тони. Мысли и образы концерта применимы к любому человеку", — пояснил собеседник Sputnik.

"Например, первая часть носит название "Грайфсвальд". Это название родного города Тони, и в тоже время символ родины, воспоминаний детства, чего-то ушедшего, того, откуда начинается рост человека как личности. В музыке это все показывается", — продолжил композитор.

Пианист приоткрыл и еще одну тайну: "В третьей части концерта (написана в жанре колыбельной — Sputnik), которая носит имя сына Тони Крооса Леона, я использовал несколько мотивов из песен Анны Герман — как символ уже моего собственного детства", — пояснил Блинов.

Он рассказал, что в плане музыкальных вкусов чем-то похож на немецкого футболиста. "У Тони вкус "старомодный" по нынешним временам, он любит мелодичную поп-музыку — немецкую эстраду 90-х годов. Кстати, в этом мы схожи. Я тоже из популярной музыки предпочитаю ретро: эстраду 1970-80х годов. Это мое ранее детство — Тухманов, "АВВА", "Песняры", Анна Герман и другие", — уточнил Блинов.

В детстве стоял на воротах

Говоря о своем детстве, композитор вспомнил футбольные матчи во дворе, которые, по его, словам, превращались в настоящие сражения. "В детстве, скажу честно, я был очень хилым. Но в футбол играл. Во дворе у нас шли непримиримые баталии между 14 и 23 домом. Все было очень серьезно: мы проводили тренировки, у нас были свои болельщики и даже болельщицы. До 12 лет я стоял на воротах. У меня была хорошая реакция ", — рассказал Блинов.

Однако, по словам пианиста, с "карьерой" голкипера пришлось быстро завязать. "Когда об этом узнала моя первая учительница по фортепиано Инесса Ивановна Бартошевич, был большой скандал. Я должен был клятвенно пообещать, что больше на воротах никогда в жизни стоять не буду. Нужно было беречь руки. И с тех пор я обычно играл центрального защитника: отбирал у всех мяч", — вспомнил Блинов.

Сейчас же композитор признается, что редко выходит на футбольный газон, объясняя тем, что на это просто нет времени. "Еще для футбола нужно место, команда. Может в будущем как-нибудь. Посмотрим", — сказал он.

Но со спортом Юрий не расстался. Так, в октябре прошлого года Блинов принял участие в полумарафонском забеге в Мюнхене. Пианист (!) пробежал 21 километр за 1 час 49 минут 23 секунды.  Среди мужчин-полумарафонцев он занял 1674 место (из 4410 участников), а в своей возрастной группе — 213-е из 559. А в сентябре Блинов участвовал в Минском полумарафоне.


Юрий Блинов на полумарафонском забеге в Мюнхене

"В детстве с бегом у меня было очень плохо — быстро выдыхался. А сейчас мне нравится бегать", — сказал Блинов.

Хочу вручить Тони концерт лично

Композитор выразил сожаление, что премьера концерта проходила в посленовогоднее время и рекламы о нем практически не было. "Очень многие люди узнали об этом постфактум", — уточнил Блинов.

Пианист надеется, что тот информационный бум, который возник вокруг него и его творения, позволит в будущем организовать полное исполнение всех пяти частей. Это, по словам Блинова, может произойти ближе к лету, так как в весенние месяцы оркестр очень занят. "Также я думаю, что, возможно, благодаря этому нам удастся записать концерт на радио, чтобы у нас обязательно была эта запись", — сказал собеседник Sputnik.

Кроме этого Блинов очень надеется организовать тур вместе с оркестром и на одно из выступлений будет приглашен сам футболист. "Как минимум, по Германии. Там дальше увидим. Мне кажется, испанцам это тоже будет интересно, в частности болельщикам мадридского "Реала". Я думаю, что мы подгадаем такое выступление в хорошем месте, в большом зале, и сможем пригласить Тони, чтобы он мог непосредственно послушать ", — уточнил автор "Concerto-Krooso".

"Я очень надеюсь, что такой момент придет, и я смогу вручить лично Тони Кроосу и партитуру, и запись концерта. Даже думаю, что мы попробуем сделать совместный промоушен. С трепетом в душе надеюсь, что ему понравится эта музыка", — поделился своими планами Блинов.

"У Тони особый музыкальный вкус, не такой как у большинства современных популярных футболистов, которые больше любят хип-хоп, R'n B или что-то подобное. Марко Ройс и Марио Гётце, к примеру, фанаты Джастина Бибера. Но это же ужасно. Эта музыка — для недалеких девочек", — пошутил композитор.

Домрачева похожа на мелодии Ференца Листа

Отвечая на вопрос, кому из белорусских спортсменов можно было бы посвятить концерт, Блинов подчеркнул, что в стране очень много достойных кандидатов. "В Беларуси много замечательных спортсменов: Дарья Домрачева, Виктория Азаренко, Антон Кушнир, Алла Цупер, Алина Талай, Марина Арзамасова и другие", — перечислил Блинов.

"Дарья Домрачева похожа на мелодии Ференца Листа. Это нечто такое виртуозное, яркое, энергичное. По воспоминаниям того времени, на концертах Листа дамы падали в обморок, бросали ему на сцену драгоценности. Когда Дарья в форме — это всегда праздник спорта", — уверен композитор.

Что касается футбола, то пианист шутливо признался: "Сложно сказать, кому бы я сейчас написал концерт. Пусть обращаются. За умеренную плату мы это рассмотрим".

"Одно время я был фанатом Бастиана Швайнштайгера. Он довольно харизматическая фигура в немецком и мировом футболе. Для него надо писать что-то на баварские народные темы. В свое время очень болел за английскую сборную, в частности за Майкла Оуэна. Сейчас он стал таким английским эсквайром — у него большая семья, четверо детей. Ему подойдет что-то в духе Дебюсси (Клод Дебюсси — французский композитор): "Мистер Пиквик" и обязательно с английским гимном", — начал рассуждать Блинов, параллельно наигрывая мелодии на фортепиано.

Из тренеров Блинов обратил свое внимание, естественно, на наставника сборной Германии по футболу Йоахима Лёва. "К слову, он любит классическую музыку", — добавил композитор.

"У меня есть друг, он родом из Могилева, а сейчас живет в Америке. Так вот мы долго с ним спорили до финала последнего Чемпионата мира. Он мне говорил: "Вот увидишь, Юра, с ним (с Лёвом) они чемпионами не станут. Лёв слишком интеллигентный, ему не хватает воли. "Нет, Саша, ты ошибаешься", — отвечал я ему. И вот после того как немцы стали чемпионами, он написал, что зауважал их наставника. Я тут же, сходу, создал экспромт:

"Хоть родом ты из Могилева,

Но тоже ценишь Йоги Лёва".

Игру лучшего клуба Беларуси — БАТЭ — собеседник Sputnik неожиданно сравнил с шахматным матчем. "За БАТЭ, скажу честно, в прошлом сезоне практически не следил. Но вот их самый памятный матч против "Баварии" они провели очень умно (домашняя победа борисовчан в сезоне 2012/13 со счетом 3:1 — Sputnik). Они играли как Тигран Петросян с Михаилом Ботвинником на Чемпионате мира по шахматам в 1963 году. Все знали, что Ботвинник сильнее, что он патриарх шахмат. В том поединке было важно умение держать удар и ждать подходящего момента. В итоге победу праздновал Петросян. Я бы сравнил игру БАТЭ против "Баварии" скорее с этим", — сказал Юрий Блинов.

"Жалко только, что профессиональный большой футбол — это игра очень больших денег, а у нас их в стране пока, к сожалению, нет. Я уверен, что у нас есть много талантливых юных футболистов, которые при хороших условиях могли бы стать звездами самого высокого уровня. Но все это упирается в инфраструктуру. Нынче это слово стало модным", — продолжил рассуждать композитор.

"Барсе" еще не встречались сильные соперники

Говоря о футболе, было бы странным не спросить у Блинова, которого можно без всякой доли сомнения назвать экспертом в игре номер один, о его симпатиях в нынешнем сезоне Лиги чемпионов. Композитор перед тем, как отвечать сразу признался, что уже не так яростно болеет, как это было раньше, и рассказал еще одну историю, связанную с футболом и музыкой.

"В моей жизни был серьезный шок, когда "Бавария" проиграла в самый последний момент в финале Лиги чемпионов (финал сезона-2011/12 на "Альянц Арене" "Бавария" в серии послематчевых пенальти уступила лондонскому "Челси" — Sputnik). Причем, так совпало, что в тот же день умер самый известный и величайший немецкий певец ХХ века Дитрих Фишер-Дискау. Я несколько дней ничего не мог делать, был очень подавлен. А спустя пару дней я узнал, что финал следующей ЛЧ будет на "Уэмбли". И я подумал, что раз лондонский клуб стал чемпионом в Мюнхене, то теперь в Англии титул достанется немцам. Оказалось, я был прав (в финале сезона 2012/13 встретились "Бавария" и дортмундская "Боруссия", победу праздновали мюнхенцы со счетом 2:1 — Sputnik)", — вспомнил Блинов.

"Сложно сказать за кого болею в настоящий момент. Еще несколько лет назад однозначно сказал бы, что за "Баварию". Сейчас особо, наверное, такого нет, чтобы болел до дрожи за кого-то. Понятно, что "Бавария" остается по прежней любви. Хотя сейчас она очень сильно изменилась, на мой личный взгляд, не в лучшую сторону. Наблюдаю за "Реалом" — из-за Тони. "Барса" сейчас — это суперклуб. Но пока их игры в Лиге чемпионов было неинтересно смотреть, потому что им не попадались сильные соперники. Увидим, что будет дальше", — сказал Блинов.

Мнение Тони Крооса

"Нечто очень особенное для меня: доктор Юрий Блинов, музыкант из Беларуси, сочинил "Concerto-Krooso" в мою честь. Концерт озаглавлен "Пять эпизодов из жизни игрока" и написан для фортепиано, струнного оркестра, ударных и свистка. Я очень благодарен и польщен тем, что имею свой собственный классический концерт с оркестром с этих пор", — написал немецкий футболист на своей странице в Facebook

 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Автор концерта, посвященного хавбеку мадридского "Реала" дал большое интервью Sputnik, в котором рассказал, что хочет летом сыграть его в Минске и на какую мелодию...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика