"Мы "недообсудили" сталинизм". В Витебске откроется выставка о Варламе Шаламове
13.06.2016 10:50
—
Новости Культуры
|
В Витебске 14 июня откроется международная выставка об известном прозаике и поэте Литературный музей в Витебске закрыли несколько лет назад. В здание, где раньше находилась экспозиция, после ремонта Одним из таких мероприятий станет открытие выставки «Жить или писать. Рассказы Варлама Шаламова». Экспозиция создана при сотрудничестве Дома литературы Берлина и ряда российских исследователей творчества Шаламова. Ее уже показали в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Праге, Берлине, Минске, Бресте. А во вторник в арт-пространстве VZAP она откроется и для жителей Витебска. Накануне мы побеседовали с белорусским историком Алексеем Браточкиным, который принимал участие в открытии выставки в Минске и содействовал тому, чтобы «Рассказы Варлама Шаламова» доехали до города на Двине. — Ваши личные впечатления от выставки? — Здесь можно увидеть очень разные документы и материалы, собранные в одном месте. Некоторые из них впервые представили публике, поэтому мне также было интересно проследить за всем тем, что мы сегодня знаем о Шаламове, и сопоставить с тем, что с ним происходило. И, конечно, важно то, как сегодня мы воспринимаем его биографию. — Почему «Жить или писать. Рассказы Варлама Шаламова» организовал берлинский Дом литературы, а не, условно говоря, Союз писателей России? — Такие фигуры как Шаламов, универсальны, причем уже давно. Универсальна и та проблематика, которую он поднимает: как люди могут сохранить свое достоинство и жить в эпоху, которую Ханна Арендт называла «темным временем». «Люди в темные времена» — воплощением этой темы являются не только рассказы Шаламова, но и труды других авторов. Эта тема связана с развитием всей европейской литературы. В данном случае, думаю, не важно, кто конкретно был инициатором, важно то, что это был совместный продукт Дома литературы Берлина и тех людей, которые занимаются изучением Варлама Шаламова в России. Выставка стала результатом транснациональной работы, она поверх границ. Присуждение Нобелевской премии Светлане Алексиевич связано с темами, о которых писал Шаламов. Она описывала разный экстремальный опыт людей. Иногда и тот запредельный, о котором говорил Шаламов. Светлана Алексиевич считает Шаламова одним из ключевых писателей ХХ века и неоднократно об этом говорила. — Была ли потребность в литературе Шаламова в Советском Союзе в то время, когда его «Колымские рассказы» начали печатать легально? — На этот вопрос трудно ответить с ходу. Но стоит отметить, что в Беларуси многие ссылались на Шаламова. Слышали про него и в советскую эпоху. На его книги, например, ссылался Василь Быков. Для него это был один из важных примеров. В период перестройки появилось большое количество новых фигур, столько разных сведений об этих людях, их биографиях, и Шаламов тогда был только «одним из». На тот момент очень крупной фигурой являлся Солженицын. На открытии выставки о Шаламове в Минске озвучили, что в годы перестройки больше интересовались тем, что пишет Солженицын, возможно и потому, что он когда-то уехал и его авторитет подкреплялся внешним признанием, той же Нобелевской премией. Но и сегодня многие открывают для себя Шаламова. В большей степени — новое поколение. Его книги, с точки зрения некоторых, менее встроены в идеологические и прочие контексты, в которые были встроены тексты Солженицына. Сегодня Шаламов — крупная фигура, интересная своей сложнейшей биографией, своей жизнью внутри СССР — Есть ли потребность в Шаламове сегодня? Я обошел ряд книжных магазинов в Витебске и во многих из них его книг нет. По словам продавцов, он редко появляется и в букинистике. — Это скорее вопрос о том, что произошло с памятью о сталинизме в белорусском контексте. И о том, как в Беларуси сконструированы школьные программы по литературе и истории. Эти два важных вопроса следует адресовать людям, которые занимаются образованием в Беларуси. Очевидно, что в рамках школьного курса о сталинизме не так уж и много говорится. Сегодня эта тема не является топовой, как в конце 1980-х — начале 1990-х. Но то, что она не является топовой, совершенно не означает, что мы ее уже обсудили. Скорее «недообсудили». И это не только про Шаламова. Когда мы искали людей, которые бы выступили на открытии выставки в Минске, столкнулись с проблемой. Здесь практически нет специалистов по «лагерной прозе». Был ряд белорусских писателей, их произведения хорошо известны, достаточно вспомнить «Исповедь» Ларисы Гениюш или тексты Сергея Граховского. Почему все это не обсуждается широко? Почему не является предметом исследования специалистов? Это вопросы о состоянии нашей исторической памяти и ответственности.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы побеседовали с белорусским историком Алексеем Браточкиным, который содействовал тому, чтобы "Рассказы Варлама Шаламова" доехали до Витебска. |
|