"Як на Йвана сонца йграла": под Гомелем отпраздновали аутентичное Купалье
20.06.2016 10:03
—
Новости Культуры
|
В ночь с 18 на 19 июня на берегу Сожа вблизи деревни Хальч Ветковского района гомельчане отпраздновали один из самых значимых и красивых белорусских традиционных праздников — Купалье. Хороводы вокруг костра, аутентичные обрядовые песни, танцы и игры — все это пробуждало чувство единения с предками. На место проведение праздника организаторы гомельского Купалья — молодежное краеведческое объединение «Талака» — стали подтягиваться во второй половине дня субботы, чтобы успеть все подготовить. Уже на протяжении нескольких десятков лет «Талака» справляет Купалье именно в дни летнего солнцестояния. — Розніца ў датах святкавання Купалля: з 21 на 22 чэрвеня (з 20 на 21 чэрвеня ў высакосны год) ці з 6 на 7 ліпеня — звязана з увядзеннем грыгарыянскага календара. Таму дзве даты можна лічыць роўна правільнымі. Але ж мы прытрымліваемся традыцый нашых продкаў і, як спрадвечна, святкуем Купалле ў дзень летняга сонцастаяння. Ці ў бліжэйшыя да гэтай даты дні, як у гэтым годзе: так супала, што сонцастаянне прыпадае на буднія дні, таму мы перанеслі адзачэнне на некалькі дзён раней, каб у большасці людзей была магчымасць прыяднацца да нас, — рассказал глава «Талакі» Евгений Меркис. Настоящее Купалье — это не тот упрощенный и искаженный формат городского праздника, который можно наблюдать в любом областном центре вечером 6 июля. Это сложный обряд, который складывается из множества традиционных этапов и действий, где каждый элемент обряда несет в себе сакральный смысл. Все начинается с того, что молодые люди устанавливают на месте проведения праздника необходимые обрядовые символы. В центре ставится символизирующее солнце колесо, прикрепленное к огромному стволу. Готовится пространство для общего стола. Рядом устанавливаются качели — как символ единения неба и земли. На входе к месту празднования ставятся ворота. Девушки в это время собирают цветы и плетут венки. Кстати говоря, на протяжении всего праздника вплоть до утра все действия сопровождаются обрядовыми песнями. — Жаночы вянок складваецца з кветак і траў. А мужчынскі - з лістоў і траў. Купальскі вянок цудадзейны, таму што ў гэтую ноч усе расліны лекавыя. Раніцай, на світанні, на вянках варожаць, пускаючы яго па рацэ. Ці дзяўчына можа павесіць вянок на галаву хлопцу, які падабаецца, — ён ужо не адверціцца, — говорят участницы «Талакі». Все гости обрядового действа собираются у традиционного праздничного стола. Главные его элементы — яичница с домашним сыром и крупник (традиционный белорусский напиток) — пускаются по кругу, и каждый желает что-нибудь хорошее присутствующим. После совместного ужина начинаются хороводы вокруг костра с купальским колесом, танцы и игры в сопровождении дуды. Всю ночь нон-стоп. После настоящего Купалья сил остается немного. По обещаниям Евгения Меркиса, «беларускія народныя традыцыі, якіх мы прытрымліваемся, выматваюць лепей за замежны фітнэс». ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Песенный, танцевальный материал для Купалья участники «Талакі» собирают во время экспедиций. Поэтому, гомельское Купалье имеет уникальные региональные посожские и поднепровские особенности. Отличительная черта гомельского Купалья в том, что здесь много мистики, присущей Полесью. — Гомельшчына не зусім багатая на купальскую абраднасць і асабліва спевы, у параўнанні з іншымі рэгіёнамі Беларусі. Таму было вельма складана падчас экспедыцый сабраць неабходны аб’ём спеў, каб аздобіць свята. Але ў нас пашырана містычная традыцыя, бо на Палессі спрадвечна жылі знахаркі, вядзьмаркі. Напрыклад, напярэдадні Купалля трэба было перакладваць дарогі крапівой, прамаўляць замовы. А тыя ж вядзьмаркі ў купальскую ноч ператвараліся ў жаб, котак, мышэй, — рассказал участник этнографических экспедиций, заведующий филиалом Ветковского музея в Гомеле Петр Цалко. Ближе к утру, но до восхода солнца, начинается один из ключевых обрядов — прыжки через костер. — Агонь — гэта ачышчэнне. Хто не здолеў пераскочыць праз агонь, ці не захацеў скакаць — той ведзьма ці вядзьмак, — объясняет Елена, любитель традиционной культуры. Когда начало светать, уже уставшие, но завороженные магической ночью участники обряда отправились к реке встречать рассвет. Сопровождая восход солнца обрядовыми песнями и, вероятно, удивив рыбаков, находившихся на речке, девушки бросили венки в воду. — Захаванасць свята залежыць ад таго, наколькі яго памятаюць і штогод адзначаюць самі людзі ў вёсках, ці ад аматараў з этнаграфічных і краязнаўчых аб’яднанняў кшталту нас. І магчыма ў нас не атрымліваецца дасканала выконваць усе абрадавыя этапы гэтага складанага дзейства, не ўсе госці прыходзяць у нацыянальных строях. Але для нас галоўнае дух свята, захаваць яго, — подчеркнул Евгений Меркис. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В ночь с 18 на 19 июня на берегу Сожа вблизи деревни Хальч Ветковского района гомельчане праздновали один из самых значимых и красивых белорусских традиционных... |
|