"Як на Йвана сонца йграла": под Гомелем отпраздновали аутентичное Купалье. 21.by

"Як на Йвана сонца йграла": под Гомелем отпраздновали аутентичное Купалье

20.06.2016 10:03 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В ночь с 18 на 19 июня на берегу Сожа вблизи деревни Хальч Ветковского района гомельчане отпраздновали один из самых значимых и красивых белорусских традиционных праздников — Купалье. Хороводы вокруг костра, аутентичные обрядовые песни, танцы и игры — все это пробуждало чувство единения с предками.


На место проведение праздника организаторы гомельского Купалья — молодежное краеведческое объединение «Талака» — стали подтягиваться во второй половине дня субботы, чтобы успеть все подготовить. Уже на протяжении нескольких десятков лет «Талака» справляет Купалье именно в дни летнего солнцестояния.


— Розніца ў датах святкавання Купалля: з 21 на 22 чэрвеня (з 20 на 21 чэрвеня ў высакосны год) ці з 6 на 7 ліпеня — звязана з увядзеннем грыгарыянскага календара. Таму дзве даты можна лічыць роўна правільнымі. Але ж мы прытрымліваемся традыцый нашых продкаў і, як спрадвечна, святкуем Купалле ў дзень летняга сонцастаяння. Ці ў бліжэйшыя да гэтай даты дні, як у гэтым годзе: так супала, што сонцастаянне прыпадае на буднія дні, таму мы перанеслі адзачэнне на некалькі дзён раней, каб у большасці людзей была магчымасць прыяднацца да нас, — рассказал глава «Талакі» Евгений Меркис.


Настоящее Купалье — это не тот упрощенный и искаженный формат городского праздника, который можно наблюдать в любом областном центре вечером 6 июля. Это сложный обряд, который складывается из множества традиционных этапов и действий, где каждый элемент обряда несет в себе сакральный смысл.

Все начинается с того, что молодые люди устанавливают на месте проведения праздника необходимые обрядовые символы. В центре ставится символизирующее солнце колесо, прикрепленное к огромному стволу. Готовится пространство для общего стола. Рядом устанавливаются качели — как символ единения неба и земли. На входе к месту празднования ставятся ворота. Девушки в это время собирают цветы и плетут венки. Кстати говоря, на протяжении всего праздника вплоть до утра все действия сопровождаются обрядовыми песнями.


— Жаночы вянок складваецца з кветак і траў. А мужчынскі - з лістоў і траў. Купальскі вянок цудадзейны, таму што ў гэтую ноч усе расліны лекавыя. Раніцай, на світанні, на вянках варожаць, пускаючы яго па рацэ. Ці дзяўчына можа павесіць вянок на галаву хлопцу, які падабаецца, — ён ужо не адверціцца, — говорят участницы «Талакі».


Все гости обрядового действа собираются у традиционного праздничного стола. Главные его элементы — яичница с домашним сыром и крупник (традиционный белорусский напиток) — пускаются по кругу, и каждый желает что-нибудь хорошее присутствующим.

После совместного ужина начинаются хороводы вокруг костра с купальским колесом, танцы и игры в сопровождении дуды. Всю ночь нон-стоп. После настоящего Купалья сил остается немного. По обещаниям Евгения Меркиса, «беларускія народныя традыцыі, якіх мы прытрымліваемся, выматваюць лепей за замежны фітнэс».




















Песенный, танцевальный материал для Купалья участники «Талакі» собирают во время экспедиций. Поэтому, гомельское Купалье имеет уникальные региональные посожские и поднепровские особенности. Отличительная черта гомельского Купалья в том, что здесь много мистики, присущей Полесью.


— Гомельшчына не зусім багатая на купальскую абраднасць і асабліва спевы, у параўнанні з іншымі рэгіёнамі Беларусі. Таму было вельма складана падчас экспедыцый сабраць неабходны аб’ём спеў, каб аздобіць свята. Але ў нас пашырана містычная традыцыя, бо на Палессі спрадвечна жылі знахаркі, вядзьмаркі. Напрыклад, напярэдадні Купалля трэба было перакладваць дарогі крапівой, прамаўляць замовы. А тыя ж вядзьмаркі ў купальскую ноч ператвараліся ў жаб, котак, мышэй, — рассказал участник этнографических экспедиций, заведующий филиалом Ветковского музея в Гомеле Петр Цалко.


Ближе к утру, но до восхода солнца, начинается один из ключевых обрядов — прыжки через костер.

— Агонь — гэта ачышчэнне. Хто не здолеў пераскочыць праз агонь, ці не захацеў скакаць — той ведзьма ці вядзьмак, — объясняет Елена, любитель традиционной культуры.


Когда начало светать, уже уставшие, но завороженные магической ночью участники обряда отправились к реке встречать рассвет. Сопровождая восход солнца обрядовыми песнями и, вероятно, удивив рыбаков, находившихся на речке, девушки бросили венки в воду.


— Захаванасць свята залежыць ад таго, наколькі яго памятаюць і штогод адзначаюць самі людзі ў вёсках, ці ад аматараў з этнаграфічных і краязнаўчых аб’яднанняў кшталту нас. І магчыма ў нас не атрымліваецца дасканала выконваць усе абрадавыя этапы гэтага складанага дзейства, не ўсе госці прыходзяць у нацыянальных строях. Але для нас галоўнае дух свята, захаваць яго, — подчеркнул Евгений Меркис.


 
Теги: Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В ночь с 18 на 19 июня на берегу Сожа вблизи деревни Хальч Ветковского района гомельчане праздновали один из самых значимых и красивых белорусских традиционных...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика