"Долго выбираю ракурс". Как краевед создает знаменитые фотосравнения Витебска. 21.by

"Долго выбираю ракурс". Как краевед создает знаменитые фотосравнения Витебска

04.12.2016 09:30 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Работы Виктора Борисенкова в Витебске знают многие. Свои фотопроекции достопримечательностей города он называет архитектурными «фантомами». О том, как появилось это увлечение и насколько сложно делать фотоколлажи, Виктор рассказал «Витебскому курьеру».


Улица Смоленская — улица Ленина. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Фотосравнениями Виктор Борисенков занимается более 5 лет. Началось все с того, что он вступил в группу «Таямніцы Віцебска» и начал загружать туда фотографии города. В том числе — в альбом «Сравнения», где публиковались снимки Витебска разных лет с одного ракурса. Затем решил: почему бы не совместить два времени на одном фото?

Так появились первые авторские фотопроекции с витебскими храмами. Виктор разместил их на своей странице в соцсети и получил много положительных откликов. А Людмила Хмельницкая, будучи тогда директором Музея Марка Шагала, пригласила краеведа организовать выставку своих фотопроекций. С той поры у Виктора Борисенкова прошли еще две персональные выставки, и обе вызвали огромный интерес у витеблян.

В своих работах Виктор стремится к максимальной достоверности. Изучает все доступные фотографии культового объекта, кадры немецкой аэросъемки, дореволюционные открытки. Долго выбирает ракурс для правильного кадра.

— Конечно, небольшая погрешность есть, — рассказывает Виктор. — Ведь точное место памятника можно узнать только на основе археологических раскопок. Прежде, чем приступить к работе, долго хожу вокруг этого места, представляю, где размещались алтарь и стены. Наверное, со стороны это смотрится немного странно. Но пока я не построю храм у себя в голове, не смогу это сделать на компьютере.

К сожалению, по истории Витебска сохранилось мало фотографий, зато есть дореволюционные открытки. Изображения на некоторых из них так и просятся в фотопроекцию, но, к сожалению, порой это невозможно по ряду причин. Например, могла измениться трассировка улицы, или современное здание, дерево мешает сделать фото с нужного ракурса.

На интернет-аукционах можно найти немало интересных немецких снимков Витебска и, в частности, его храмов времен Великой Отечественной войны. Объем фотографий 1941−1944 годов во много раз превышает количество снятого за все предвоенные и послевоенные десятилетия.


Улица Ленина: из 1944 года в наши дни. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Мост через Западную Двину в годы войны. Фотопроекция Виктора Борисенкова

То, что на фотопроекциях Виктора Борисенкова первыми появились храмы, — неслучайно. Культовые сооружения, по мнению краеведа, являются концентрацией талантов наших предков: архитекторов, иконописцев, резчиков по дереву, по святыням можно изучать историю и культуру народа.

У каждого из витебских храмов своя предыстория, и сведения по ним, как заверяет Виктор, отыскать несложно:

— Когда я начал изучать храмовое зодчество в Витебске, то использовал общедоступную информацию, начиная от публикаций в «Віцебскім рабочым» и статей Аркадия Подлипского в «Народным слове» и заканчивая дореволюционными трудами Николая Никифоровского, Александра Сементовского, Алексея Сапунова. Полезную информацию можно почерпнуть также в книге Юрия Кишика «Панорама старого Витебска» и в издании Людмилы Хмельницкой «Віцебскі сшытак».

Сейчас в коллекции Виктора — более 30 фотопроекций церквей, костелов и синагог. Недавно он закончил еще две работы — с изображением Крестовоздвиженского (находился во дворе облпочты) и Михайловского храмов (стоял на современной улице Буденного).


Крестовоздвиженская церковь на территории нынешней облпочты. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Михайловская церковь на современной улице Буденного. Фотопроекция Виктора Борисенкова

В планах у Виктора — создание фотопроекций Богословской и Свято-Варваринской церквей. Сделать их будет непросто: подробные изображения этих храмов не сохранились. Лишь на одной дореволюционной почтовой открытке вдалеке видны колокольня Варваринской церкви и две главки Богословского храма.

— Если бы у меня спросили, какие храмы Витебска я бы восстановил в первую очередь, я бы назвал Спасскую церковь и Фарный костел. Места, где они находились, сегодня пустуют. Еще один вариант — Хоральная синагога. Можно восстановить его не как религиозное учреждение, а как памятник архитектуры, и использовать здание в качестве выставочного или музейного зала, — рассуждает Виктор Борисенков.


Улица Суворовская — улица Суворова. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Проспект Фрунзе. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Вспомнил он и Николаевский собор: «Его я вижу воссозданным в стиле барокко — таким, каким он был первоначально. В Минске, в Верхнем городе, восстановили церковь Святого Духа и используют ее как детскую филармонию. Почему бы и нам не превратить собор в культурный центр? Сам храм может быть концертным залом, а корпуса коллегиума — музейными площадками. Восстановленные старинные церкви сделали бы наш город еще более красивым и привлекательным, с глубоким историческим содержанием.

Краевед выразил свое отношение к строительству Софийского собора в Витебске:

— Если он все-таки будет строиться, то на это уйдут огромные деньги, и тогда перспектива восстановления древних храмов будет еще более туманной. Практика не поддерживает ситуаций, когда храм, который находился в одном городе и о внешнем виде которого мы можем только догадываться, будет построен в другом месте. Я таких примеров не знаю. Поэтому опасаюсь: как бы мы не получили дешевый новодел с незначительными чертами древнерусского.

Кроме храмов, у Виктора есть другие работы, в которых соединяется прошлое и настоящее. Например, панорамы улиц военных лет и их современный вид. У краеведа много идей и планов, ведь в истории Витебска еще столько интересного!


Приезд императора Николая II на витебский вокзал. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Прошлое и настоящее на улице Ленина. Фотопроекция Виктора Борисенкова

— У каждого человека на генетическом уровне есть потребность в ощущении своих корней, наряду с потребностью в общении и творчестве. И если у кого-то такой потребности пока нет, то потом она обязательно проявится, — считает Виктор Борисенков.

 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В своих работах Виктор Борисенков стремится к максимальной достоверности. Изучает все доступные фотографии. Долго выбирает ракурс для правильного кадра.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика