Автор картины "Лежачего не бьют": долго рисовал шаржи и устал от лиц
11.10.2017 09:00
—
Новости Культуры
|
Картина Александра Бельского "Лежачего не бьют" перекочевала со стен "Осеннего салона" в соцсети белорусов. Потасовка черных и белых снеговиков с отсылкой к ряду политических событий во всем мире не оставила равнодушной аудиторию. Корреспондент Sputnik Елена Васильева побывала в мастерской художника и выяснила, чем снеговики вдохновляют мастера.
©
Sputnik/ Станислав Андросик, Сергей Пушкин
Они очень хрупкиеВ прошлом году на "Осеннем салоне" он взял один из призов за картину, на которой штурмовики загружают белорусский трактор мешками с яблоками. Художник делит мастерскую со своим коллегой — всюду кисти, палитры и снеговики, вписанные то в интерьеры "Лувра", то в холсты классиков, например, Рембрандта, Ван Гога. "Некоторое время подправлял финансовый баланс, рисуя шаржи, и очень устал рисовать конкретные человеческие лица. Потому появилась идея обобщенного персонажа — конечно, можно было бы выдумать собственных существ, но хочется, чтобы зрителю были понятны правила игры. У снеговика есть и неоспоримые плюсы — как и человек, который в среднем на 70% состоит из воды, он хрупок, и в этом смысле даже еще более хрупок, чем сам человек", — рассказал Бельский, предоставив нам возможность рассмотреть картину, созданную по мотивам полотна Рембрандта "Урок анатомии доктора Тульпа". Единственный человек на картине Бельского — непосредственно труп Андриаана Андриаанса по прозвищу "Малыш", над которым склонились не ученики упомянутого Тульпа, а снеговики.
©
Sputnik/ Ирина Петрович
Эта картина Бельского написана по мотивам полотна Рембрандта "Урок анатомии доктора Тульпа"
"Интерпретации этой работы существуют, но я не издеваюсь над научным сообществом, а транслирую недопонятость человеческого организма", — рассказал художник. Чтобы разобраться в правилах игры, по которым Бельский создает свои картины, сразу же определяемся с основами: снеговик на картинах хороший персонаж или плохой? "В отличие от питерского художника Копейкина, мой снеговик хороший и неагрессивный. А вот черные "омоновские" снеговики на картине "Лежачего не бьют" немного навеяны его (Копейкина — Sputnik) "Битвой снеговиков". На картине изображены безликие черные объекты — и абсолютно беспомощные белые. Но если у него самодостаточная работа, то моя отсылает к определенным событиям, как говорил Лев Толстой, не могу молчать", — рассказал Александр Бельский. Работу Бельский подготовил еще зимой, а после следил за событиями "Марша тунеядцев".
©
Sputnik / Ирина Петрович
Штурмовики, загружающие яблоки в трактор "Беларус", стали призерами прошлогоднего "Осеннего салона"
"Я следил за этим удаленно: читал новости, смотрел видео на YouTube, наблюдал за чьим-то квадракоптером… Для меня не важно было находиться на месте событий, с одной стороны, это осознанная трусость — думаешь, что надо поехать туда, а потом посещает животный страх: если я не приду домой, как же мои ребята? Мои жена и ребенок? Но свое отношение к происходящему я сформулировал еще накануне этих событий: эти снеговики — слабые", — рассказал художник. Штурмовики не на афишеДо недавнего времени он был единственным в Минске художником киноафиш, но уже почти полгода занимается только творчеством. Впрочем, и афиши принесли свою пользу, и работа при кинотеатре до сих пор время от времени напоминает о себе — вот хотя бы картина "Люк Скайуокер". Художник планировал изобразить полный некоторой особой эстетики люк у "Пионера", но когда за люком показались звезды, работа обрела свое теперешнее название "Скайуокер".
©
Sputnik / Ирина Петрович
Бельский предполагает, что и в Беларуси можно заработать искусством, особенно если тебе не чуждо чувство юмора
"Здесь нет сложного контекста — просто натюрморт наподобие вазы с цветами, — пояснил художник. — Меня проконсультировали серьезные люди, классифицировали как постмодерниста, потому что в постмодерне название важно", — рассказал Бельский. "Наверное, все фильмы пересмотрели?" — спрашиваем, разглядывая прошлогодних штурмовиков у трактора. "Фильмы художники киноафиш просматривали перед началом работы в 60-х, а я хорошо, если смотрел их после того, как афиша была готова", — признался Бельский. Штурмовики на тракторе — не единственное, чем обогатила художника работа в кино. "Афиша — это копирование, архаичная работа, которая утратила свою значимость с появлением печатной рекламы. Она не должна быть идеальной, и потому в работе я мог позволить себе некоторые эксперименты, на которые сложнее решиться, если готовишь работу на заказ. Афишу повесили на фасад кинотеатра, и издалека она хорошо читается. Это рисование было как спортивная тренировка, я постоянно работал с форматом и техникой", — рассказал Бельский.
©
Sputnik / Ирина Петрович
А такими Бельский увидел "Едоков картофеля" Ван Гога
Как заработать искусствомВ творчестве страхов меньше, чем в работе на заказ, и сейчас Александр экспериментирует и признается, что ищет свой стиль. Работа над афишами занимала много времени, и сил на творчество оставалось немного, но сейчас у Александра есть возможность проводить время в мастерской. Художник показывает наброски еще не готовых работ. Одна из самых трагичных — уборка снега: учитывая роли снеговиков на картинах Бельского, от дорожной техники веет ледяным ужасом. "Хочется звенящей тишины после убоя", — комментирует художник идею картины. Некоторые технические приемы художник вынес из долгой работы с афишами. Набросок картины он делает на небольшом листе, а на холст переносит его с помощью проектора. В остальном техника не похожа на ту, в которой Бельскому приходилось работать в "Пионере".
©
Sputnik / Ирина Петрович
Уборка снега, учитывая роли снеговиков на картинах Белского, оказывается, большая трагедия
"Афиша рисовалась гуашью, а на творчество трачу деньги, покупаю масляные краски", — рассказал художник и показывает Sputnik карандашные наброски, которые могут перенестись на холст и уже к концу года лечь на стены одной из минских галерей. Бельским заинтересовалась галерея "Арт База", владельцы которой представили "Лежачего не бьют" даже в одной из галерей Берлина. Снеговики были не первой попыткой заменить людей на картине абстрактными персонажами — сперва Бельский попытался сделать аллюзию на картину Караваджо "Нарцисс", позаимствовав у мастера немногое — формат холста. "Я попытался понять, можно ли, не рисуя человека, наделить персонажа чувствами, заставить сопереживать ему", — рассказал Бельский. Бельский предполагает, что и в Беларуси можно заработать искусством и приводит в пример успешного Руслана Вашкевича. В прошлом году на "Осеннем салоне" художник получил малый приз. "Стоят дома две грамоты, включили в каталог, обсудили в творческой среде — тоже хорошо. А вот с предложениями купить пока не обращались. Почему для салона выбрал именно эту картину? Она кажется мне провокационной и никого не обижающей, ничего лучше я пока не сделал", — рассказал Бельский. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
До мая этого года художник Александр Бельский 10 лет рисовал киноафиши для минского кинотеатра "Пионер, а работа представленная на салоне во дворце искусств успела... |
|