Как отдыхали советские дети? Листаем школьные фотоальбомы полувековой давности. 21.by

Как отдыхали советские дети? Листаем школьные фотоальбомы полувековой давности

28.04.2018 17:22 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Сегодня даже у школьников есть современные гаджеты и пара-тройка аккаунтов в соцсетях. Полвека назад школьники обходились без них и фиксировали события из своей жизни не на фотографиях для инстаграма, а в фотоальбомах. TUT.BY полистал несколько десятков советских фотоальбомов, которые делали школьники тех лет, и узнал, что интересовало и волновало учеников 50 лет назад.

Цель — краеведение, встреча с бывшим партизаном — обязательна

Считается, что сегодняшние подростки мало двигаются и сосредоточены на чем угодно, кроме активного образа жизни. В советское время все было иначе. Как минимум, потому что отсутствовал компьютер, а также социальные сети. Дети той поры любили краеведение и немало времени проводили в походах по окрестностям города или деревни. Перед походом намечался маршрут и план. В походе школьники вели дневники и делали фото, а по возвращении вся информация подбивалась в единый фотоальбом с рисунками, записями от руки, фотографиями и личными комментариями того, кто альбом оформлял.

В архиве музея школы № 12 города Барановичи, которая носит имя Героя Советского Союза Ивана Кабушкина, немало интересных документов. Когда-то ученики вели переписку со сверстниками со всего Союза и даже из Чехословакии. Здесь старые подшивки газет, горы фотографий, писем, папок, копий запросов в архивы. Хранится и более трех десятков фотоальбомов. Мы выбрали самые занимательные из них.

Например, альбом «Туристические походы. 5 класс. 1967−68 гг.». Маршрут лежит от города Барановичи до озера Свитязь. Целей сразу несколько: знакомство с природными богатствами края, активный отдых участников похода и совершенствование туристской техники. Также нарисована схема-карта и написана программа.







Рисунки, информация об озере Свитязь, описание флоры и фауны местности — все это можно найти на страницах альбома.

Цель следующего похода из этого же альбома соответствует всем канонам соцреализма: «Собрать сведения о партизанском движении, встретиться с людьми, знавшими В.И. Ленина». О фотографиях и комментариях к ним создатели альбома тоже не забыли.


«Дневник туристического похода» оформлен в более вольном стиле — без целей и задач. На одной из страниц читаем запись, выведенную детской рукой: «После того как был составлен точный список, каждый участник стал готовиться к походу. Смешко и Алешкевич готовили фотоаппараты. Продукты были куплены в магазине. Все было готово к походу». Каждая запись в альбоме сопровождается рисунком или фотографией.



А вот «Туристический поход 6 „Г“ класса за 1970−1971 год».




Здесь тоже не обошлось без скрупулезного графического оформления. «Полуденное солнце обильно согревало землю. Раскаленный воздух едва заметно колебался над крышами домов и пыльной дорогой», — поэзия одной страницы сменяется суровостью другой: «Утром следующего дня мы узнали, что в деревне есть участник партизанского движения, и тут же отправляемся к нему на дом».


Активность школьников того времени не ограничивалась пешими и краеведческими походами. Были популярны походы на лодках, а также те, которые были посвящены определенным событиям (например, Дню Победы).










Отдельно стоит упомянуть походы по местам, связанным с биографиями известных людей. Например, это отчеты о путешествиях на малую родину Якуба Коласа и к любимым местам Адама Мицкевича. Актуальны были и походы по местам трудовой и боевой славы.


Помимо серьезной информации, в альбом могли внести и мини-отзыв. Например, впечатления от приема пищи: «Ох и вкусным же был завтрак! „Такой вкусной картошки мы никогда еще не ели“, — говорили ребята».


Листаем дальше: на страницах альбома сообщение о классическом мероприятии большинства походов: «В школе мы встретились с участником Великой Отечественной войны М. К. Кирпиченко».


Отдельно в таком альбоме можно выделить страницы «О людях труда». Здесь наклеивались фотоснимки колхозников и их короткий рассказ о себе и своей карьере: «Елена Константиновна работает свинаркой в колхозе 5 лет. Она говорит: «Сначала в работы были трудности, но постепенно все уладилось. В прошлом году 26 мая была награждена Орденом Трудового Красного знамени. Всего работает 4 свинарки. Работа в основном механизирована. Оплата труда 130−140 рублей. Выкармливается 450 голов свиней. Выходных нет. Работу свою я очень люблю». (Орфография и знаки препинания сохранены. — Прим. TUT.BY.)


От колхоза имени Мичурина до 50-летия СССР

Ходить летом в походы, конечно, здорово, но что делать зимой, когда по окрестностям не погуляешь, а в палатке спать не слишком комфортно? В такие времена советские дети начинали оформлять альбомы, посвященные всему, что было связано с Советским Союзом и его историей. Например, в альбоме, посвященном 50-летию СССР, вкратце рассказывается о каждой из республик. Создавали работу ученики 7 «А». Причем вместо собственных фотографий уже используются вырезки из различных печатных изданий.



О «Белоруссии», например, говорится, что она «занимает выгодное географическое положение», а на страницу Грузинской ССР ребята вклеили вырезку с изображением грозди винограда.




Никуда не уйти и от серьезной политинформации: приводятся различные экономические показатели, например, производство нефти.



Один из альбомов школьники посвящают родному городу.


На страницах — тематические рисунки и текст: «Красная Армия разгромила интервентов, а 19 июля 1920 года в городе была установлена Советская власть… В 1939 году Красная Армия освободила Западную Белоруссию, в том числе и город Барановичи, от белополяков».


Отдельный альбом посвящен 20-й стрелковой дивизии. Альбом дошел до наших дней не в лучшем виде: на большинстве страниц вклеенные когда-то фото, видимо, были потом вырваны.


Сразу несколько альбомов повествуют о колхозе имени Мичурина Барановичского района. Все серьезно: и встреча школьников с передовиками колхоза, и лист социалистических обязательств, и фото ударников труда.



Пушкину — один альбом, Ленину — сразу несколько

В отдельную категорию мы выделили альбомы, которые школьники посвятили известным людям и их жизни. Например, «По пушкинским местам». Первая страница — портрет Александра Пушкина и фраза, разные вариации которой даже в современных белорусских школах твердят на уроках русской литературы: «Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь».

Добраться из Барановичей до пушкинских мест пешком или на лодках было непросто, поэтому недостаток собственных фотографий ученики компенсировали вырезками из книг, которые сопровождали цитатами из произведений Пушкина и своими замечаниями.




Но центральной личностью в творчестве детей был Владимир Ленин. Его деяниям и биографии отведено сразу несколько альбомов. Вот труд, посвященный 100-летию вождя мировой революции.


Изображение Ильича, выступающего перед народными массами, и главная догма советской эпохи: «Ленин и теперь живее всех живых».



Дальше — биографическая справка.


В другом фотоальбоме про Ленина меньше текста, но больше картинок.



В иллюстративном наполнении заложены чуть ли не все стереотипы об Ильиче: Ленин на трибуне, среди рабочих, на докладе и, конечно же, на субботнике — помогает нести знаменитое бревно.



Кажется, советские школьники не скучали, создавая альбомы обо всех и вся. Ведь мы заглянули лишь в некоторые детские работы. Всего же в архиве музея имени Кабушкина их намного больше. Не все труды школьников хорошо сохранились. Остается лишь предполагать, сколько таких альбомов было создано за всю советскую эпоху всего в одной барановичской школе.

 
Теги: знакомства
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сегодня даже у школьников есть современные гаджеты и пара-тройка аккаунтов в соцсетях. Полвека назад школьники обходились без них и фиксировали события из своей...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика