"До сих пор отвечаем по всем долгам". Взгляд из России на уголовное дело по "Беларусьфильму". 21.by

"До сих пор отвечаем по всем долгам". Взгляд из России на уголовное дело по "Беларусьфильму"

01.06.2018 12:21 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

23 мая пресс-служба МВД Беларуси сообщила, что в отношении бывшего гендиректора «Беларусьфильма» возбуждено уголовное дело за злоупотребление служебными полномочиями. В TUT.BY обратилась российская компания «Москит», которая утверждает, что ряд фактов из информации МВД не соответствует действительности. Мы выслушали позицию ООО «Москит» и попытались разобраться в ситуации.

Кто снимал фильм и каким был его бюджет?

В 2012 году Министерство культуры Беларуси и киностудия «Беларусьфильм» заключили договор на совместное производство и использование фильма «С 8 марта, мужчины!». В апреле 2013 года тогдашний гендиректор «Беларусьфильма» Олег Сильванович от лица киностудии заключил договор на совместное производство и использование фильма с российской компанией ООО «Москит».

Первый спорный момент — сумма, которая была инвестирована в создание фильма. По информации пресс-службы МВД, стоимость проекта составила почти 3 миллиона белорусских рублей (1,5 млн долларов). По 500 тысяч долларов выделили Минкульт, киностудия и ООО «Москит».

Как утверждает российская компания, общая стоимость кинопроекта состоит как из бюджета производства фильма, так и из бюджета его выпуска на кинотеатральные, теле- и интернет экраны. Вся сумма проекта, подтвержденная финансовыми документами, составила 131,6 млн российских рублей (около 4,5 млн долларов по состоянию на январь 2013 года). Из этой суммы «Беларусьфильм» вложил в производство фильма 42,3 млн российских рублей (1,4 млн долларов). ООО «Москит» — 47,6 млн российских рублей (1,6 млн долларов). Также российская компания вложила 44 млн российских рублей (1,5 млн долларов) в выпуск фильма.

В чем обвиняют экс-гендиректора «Беларусьфильма»?

Главная претензия белорусских правоохранительных органов в адрес экс-гендиректора — передача им исключительных прав на фильм. В январе 2014 года Олег Сильванович подписал дополнительное соглашение (к ранее заключенному договору) о передаче ООО «Москит» исключительных прав на фильм. В новость о возбуждении уголовного дела, которая была опубликована на сайте МВД, было добавлено интервью с пресс службой МВД в формате видео. Там уточнялось, что речь шла именно о безвозмездной передаче прав.

Представители ООО «Москит» опровергают эту информацию. Они утверждают, что права были переданы сроком на десять лет, но договор был возмездный. По их информации, белорусские следователи уже расследовали этот вопрос и обращались за помощью в Управление экономической безопасности ГУВД Москвы и ФСБ Москвы. Сотрудники этих организаций вызвали к себе представителей ООО «Москит» и инвесторов проекта, которые предоставили все необходимые документы. Также правоохранительные органы Беларусь получили все отчетные документы по производству проекта «С 8 марта, мужчины!» от российского Фонда кино.

Что такое «общестудийные расходы»? (они помогут нам объяснить ситуацию)

«Общестудийные расходы» — это траты на деятельность компании или студии во время съемок картины или ее подготовки к выходу в прокат. Согласно приказу Минкульта России (от 5 марта 2009 года № 96), общестудийные расходы «для государственных киностудий и открытых акционерных обществ со 100%-м государственным капиталом» не могут превышать 25% от сметной стоимости затрат, для киностудий или ОАО с негосударственным капиталом — 10%.

В Беларуси эта сумма более высокая. Точная цифра содержится в интервью режиссера Александра Ефремова российской «Литературной газете» (в 2005—2006 годах он являлся гендиректором «Беларусьфильма»). В 2012 году (то есть уже в то время, когда директором являлся Олег Сильванович) Ефремов заявил, что «если мы делаем картину по госзаказу, то она вписывается в [выделенную на фильм] эту сумму, может, на какую-то сотню тысяч она будет отличаться. Студия живет за счет госзаказа. От выделенной суммы 35% — это общестудийные расходы, которые идут на содержание студии. И на картину остается меньшая сумма, чем указанная в ее бюджете. Примерно то же распределение существует на московских сериалах. Бюджет — это одна сумма, а реальность — другая». Ранее, в 2002 году, режиссер Олег Белоусов писал в газете «СБ. Беларусь сегодня», что во время работы на «Беларусьфильме» режиссер Дмитрий Астрахан «не соглашался оплачивать немыслимые общестудийные расходы».

Как утверждает ООО «Москит», во время переговоров с «Беларусьфильмом» представители компании заявили, что могут принять «общестудийные расходы» не более чем 10%. Одна из причин: большую сумму не принял бы к отчету российский Фонд кино. Этот вопрос поднимался еще до запуска фильма, когда российские продюсеры были приглашены в Министерство культуры Беларуси. По словам представителей компании, Сильванович тогда заверил, что этот вопрос снят и больше не будет подниматься.

Как отмечает российская компания, в период съемок фильма «С 8 марта, мужчины!» на киностудии «Беларусьфильм» работало более 600 человек, но на съемках фильма из них были задействованы не более 10−15. Кроме того, площадью студии и производственными помещениями киногруппа вообще не пользовалась. Одновременно на студии снималось несколько других проектов.

Но уже после создания фильма, когда речь зашла о подписании акта об окончании работ, киностудия выставила условие: включить в стоимость договора общестудийные расходы в размере 35%. В результате увеличивалась доля студии в картине.

Почему экс-гендиректор передал права на фильм российской компании?

ООО «Москит» считает, что вышестоящее начальство могло требовать от директора «Беларусьфильма» увеличить долю студии в картине и включить 35% «общестудийных расходов» в общую сумму трат (эти 35% считаются от реальных затрат на производство фильма).

Эта информация (а также утверждение о том, что сумма в 35% фигурировала в процессе переговоров) подтверждается актом «об утверждении сумм фактических вкладов и затрат, произведенных при производстве фильма», копия которого имеется в распоряжении TUT.BY. Исходя из этого документа, фактическая стоимость проекта составила 105,8 миллиона российских рублей. Это около 2,9 млн долларов по курсу на март 2014 года, когда состоялась премьера картины в Москве. Из этой суммы 58,2 млн составили затраты киностудии «Беларусьфильм», 47,6 млн — компании «Москит». В документе приведена любопытная фраза: «внутри 58 214 518 (полная расшифровка суммы, потраченной „Беларусьфильмом“, это 1,940 млн долларов по курсу на март 2014 года. — Прим. TUT.BY) (…) российских рублей находятся накладные (общестудийные) расходы киностудии, не имеющие прямого отношения к производству Фильма, в размере 14 885 966 российских рублей (около 500 тысяч долларов. — Прим. TUT.BY), данное обстоятельство принимается КОМПАНИЕЙ в связи с тем, что КИНОСТУДИЯ обязана действовать в рамках предписания правительства Республики Беларусь».

Представители ООО «Москит» утверждают, что экс-гендиректор предложил продать им исключительные права на фильм сроком на 10 лет, чтобы киностудия получила в проекте ту долю, которую от нее требовало вышестоящее начальство. То есть продажей прав по сниженной цене «Беларусьфильм» обеспечил повышение своей доли на те самые 35%. По словам российской компании, их устраивал договор, заключенный ранее, и доли, соответствующие реальным вложениям. Но они пошли на уступки, поскольку хотели получить прокатное удостоверение. Именно поэтому в акте, который TUT.BY цитировал ранее, появилась формулировка о расходах, «не имеющих прямого отношения к производству Фильма».

К сожалению, экс-гендиректор Олег Сильванович отказывается от каких-либо комментариев, пока идет следствие, поэтому мы не можем узнать его позицию относительно этой ситуации.

Кто получил выгоду от продажи исключительных прав на фильм?

МВД Беларуси со ссылкой на информацию из интернета сообщает, что российская сторона получила почти 3 млн долларов от использования фильма «С 8 марта, мужчины!», вложив в его создание 500 тысяч долларов, а Минкульт Беларуси и Национальная киностудия, затратив на создание фильма 1 млн долларов, прибыли от использования фильма не получили, более того, лишены такого права в течение ближайшей перспективы.

ООО «Москит» опровергает эту информацию и утверждает, что «Беларусьфильм» получил выгоду от передачи исключительных прав на фильм: по их информации, доход по возмездному договору составил 2,5 млн российских рублей, которые были зачтены в порядке взаимозачета при расчетах российской и белорусской сторон. А вот доходы российской компании составили ноль рублей. Причина: неполучение прокатного удостоверения, которое давало право показывать фильм в белорусских кинотеатрах.

Почему фильм не получил в Беларуси прокатное удостоверение?

Фильм «С 8 марта, мужчины!» вышел в российский прокат 6 марта 2014 года, но так и не был показан в Беларуси. В Управлении киновидеоискусства Министерства культуры сообщили, что «С 8 марта, мужчины!» назвали следующую причину: в титрах в списке производителей не указана кинокомпания «Беларусьфильм». Комиссия отсмотрела картину и предложила российским коллегам переделать титры, однако вопрос тогда не решился, и картина в Беларуси не вышла.

Представители ООО «Москит» полностью опровергают эту информацию и утверждают, что такой проблемы вообще никогда не было.

— Включение в титры производителей, партнеров и продюсеров совершенно естественный процесс, это оговорено во всех договорах. У нас никогда и мысли не было не вставлять в титры упоминание о «Беларусьфильме». Более того, в них перечислены все имена специалистов белорусской стороны и все компании.

Сотрудники российской компании приводят пример и вовсе комической ситуации:

— В конце фильма мы обычно благодарим всех, кто поддерживал производство фильма. Мы поблагодарили Администрацию президента Республики Беларусь — это было единственное госучреждение, которое помогало нам в вашей стране. Но нас Министерство культуры попросило убрать их из титров, и к вечеру того же дня мы выполнили их просьбу.

Но в итоге Министерство культуры не выдало фильму прокатное удостоверение. Кроме того, руководители областных и минской городской видеопрокатных организаций получили письмо от 18 февраля 2014 года за подписью одного из руководителей министерства. В документе подчеркивалось, что фильм «может быть использован для кинопроката только после устранения замечаний и подписания министерством соответствующих актов», а до устранения замечаний к выпуску запрещен (копия документа есть в распоряжении редакции).

— Дистрибьютор переслал нам эти письма. Хотя в них не было никакой необходимости: показ фильма без прокатного удостоверения невозможен.

Какие доходы от фильма получила компания «Москит»?

По мнению ООО «Москит», невыдача удостоверения стала причиной кассового провала фильма.

— По соображениям маркетинга выпуск фильма был приурочен к 8 Марта. Фильм выпускался конкретно под эту дату, инвесторы и продюсеры ожидали собрать в это время наибольшие сборы. Перенести премьеру из-за того, что в Беларуси не было получено прокатное удостоверение, было невозможно, да и невыгодно.

Представители российской компании утверждают, что эксперты российского Фонда кино отметили высокий коммерческий потенциал фильма. Поэтому Фонд выделил ООО «Москит» 15 миллионов российских рублей (425 тысяч долларов по курсу на февраль 2014 года) в виде возвратных средств, которые компания обязалась вернуть.

— Весь кинорынок плотно общается между собой. Любая информация моментально распространяется по всей России и странам СНГ. Когда фильм не вышел в Беларуси, это вызвало недоверие у других представителей рынка. Картину «С 8 марта, мужчины!» не взяли в прокат несколько сетей, другие сети стали резко сокращать количество сеансов.

Как утверждают сотрудники компании, продюсеры фильма смогли преодолеть недоверие кинотеатров к картине. Но восстановить тот объем охвата кинотеатров за один месяц не удалось. В итоге вместо 800 кинотеатров фильм демонстрировался менее чем в 400, а вместо 4 тысяч сеансов в день по СНГ было показано 700 сеансов в день. Это повлияло на итоговые сборы.

— Несмотря на это, фильм был третьим по сборам в этот период и конкурировал с фильмами «300 спартанцев» и «Приключения мистера Пибоди». Если бы «С 8 марта, мужчины!» показывался так часто, как планировали продюсеры проекта, он собрал бы в два с половиной раза большую кассу. Это по самым скромным подсчетам. И это дало бы возможность и ООО «Москит», и «Беларусьфильму» полностью вернуть затраченные средства, заработать и зарабатывать на телевизионных и интернет-продажах.

По информации ООО «Москит», киносборы в России и странах СНГ составили 105 млн российских рублей. Кинотеатры забрали себе 55% сборов (55,750 млн российских рублей). Из оставшихся 50 млн практически вся сумма ушла дистрибьютору ООО «ВольгаФильм»: 5 млн — за работу (это стандартные 10% от суммы), 44 млн было потрачено дистрибьютором на выпуск фильма. Как уточняют представители фирмы, речь идет о рекламе на телевидении, радио, в СМИ, наружней рекламе, организации премьерных показов и т.д. В результате от сборов осталось 900 тысяч российских рублей, и эти деньги ушли агенту (уполномоченному дистрибьютору ООО «Киноконцерн Воронцово поле»), с которым был заключен договор на подбор дистрибьютора.

Как утверждает ООО «Москит», в результате их компания не получила ничего. При этом московская компания до сих пор отвечает по всем долгам перед инвесторами и российским Фондом кино. Буквально месяц назад, в конце апреля 2018 года, российский Фонд кино обратился за помощью в Министерство культуры этой страны с просьбой о помощи: взыскать средства с ряда компаний (в том числе ООО «Москит»), которые так и не вернули деньги.

После завершения проката российская компания обратилась в «Беларусьфильм» с предложением: как только картина получит прокатное удостоверение, показать ее в белорусских кинотеатрах, а также представить картину на фестивале «Лістапад». Но их письма остались без ответа.

Как подчеркивают сотрудники ООО «Москит», они и сегодня по-прежнему готовы обсуждать возможность проката фильма на территории Республики Беларусь.

 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика