Квартира в "Новой Боровой" и "дама, удобная в быту". О спектакле "Паляванне на сябе" в РТБД
10.10.2018 13:18
—
Новости Культуры
|
Виктор Зилов и его жена получили квартиру в «Новой Боровой». Площадь (вы не поверите!) 100 квадратных метров. Так начинается спектакль ![]() «Ало, я ў ціатры», — скажет на трасянке мужской голос, после чего прозвучат два выстрела, а зал взорвется от хохота. Это «предупреждение» — не только эффективное средство, которое заставило зрителей отключить перед спектаклем мобильные телефоны. Также оно сообщило, что спектакль будет на трасянке, а зрителям будет очень и очень смешно. Чтобы больше не возвращаться к языковому вопросу, скажу сразу — трасянку в спектакле «Паляванне на сябе» ввели зря. Как, впрочем, и русский, на котором говорит часть актеров. Судя по всему, «многоязычье» персонажей, заложенное пинигинским ![]() Пожалуй, главные зрительские овации заслуженно собрал блистательный характерный актер Сергей Шимко. Его Кушак (начальник Зилова) представал то советским чинушей, то стесняющимся интеллигентом, то плотоядным самцом, то начальником-бандюганом с голым торсом. Перевоплощения были настолько блистательны, что легко собрали бы овации любой публики — от театральной до телевизионной. В отдельных лучших сценах пример с Шимко брало актерское трио: Артем Курень (Кузаков), Андрей Новик (Саяпин) и Дмитрий Давидович (Дима). Уморительные гримасы, мастер-класс по мимике и самоирония. К примеру, друзья успевали потроллить Давидовича, который играл самого себя (в пьесе Вампилова есть персонаж Дима). Пожалуй, именно сцены с участием четырех названных актеров вызвали резонанс в театральной среде, который выплеснулся в социальные сети. По-своему это понятно. В «Паляванні на сябе» актеры смогли накричаться, наиграться и накривляться за долгие месяцы (если не годы) доминирования жесткого режиссерского рисунка. ![]() Но от души посмеявшись и, чего стеснятся просторечных выражений, поржав, в какой-то момент поймал себя на мысли, что откровенный гротеск с элементами фарса превращается в аттракцион. Чтобы мысль была лучше понятна, проведу параллель с футболом. Представьте себе нападающего, который получает мяч около штрафной площади. Можно бить по воротам, пасовать и идти в обводку. Но спортсмен начинает набивать мяч ногами и головой, причем стоя на месте. Красиво? Да! Зрелищно? Да! Есть эффект? Так себе. Параллель проста: многие из этих ярких эпизодов, очевидно рассчитанных на зрительское внимание, практически не развивают спектакль и не раскрывают идеи, заложенные в пьесе Вампилова. Концепцию Стаса Жиркова во многом можно понять благодаря образу главного героя. Роль Зилова — это однозначный шаг вперед для актера Максима Брагинца. Он демонстрирует широкий диапазон своих актерских способной. Технически его роль решена абсолютно профессионально. Но есть проблема. Долгие годы критики и исследователи творчества Вампилова бились над загадкой, кто же такой Зилов. Недаром «Утиная охота» стала культовым произведением 1970-х. Но Брагинец в режиссерской версии Жиркова предлагает абсолютно однозначный ответ. Их Зилов — эгоист, «лайдак», пьющий на работе и играющий то ли в «стрелялки», то ли в «танчики», бабник, а еще и домашний тиран, готовый избить жену и едва не изнасиловать ее в публичном месте. И лишь в разговорах об охоте, на которую герой так и не попадет, он становится мечтателем и романтиком. ![]() Сейчас после долгих лет молчания о проблеме домашнего насилия пишут едва ли не на каждом сайте (во многом из-за закона о противодействии домашнему насилию, который, увы, может так и Движение сюжета во многом определяется отношениями между Зиловым и его женой Галиной. Именно героиня Людмилы Сидоркевич олицетворяет собой ту самую идеальную «даму, удобную в быту», возникшую в воображении отдельных колумнистов. Ее героиня кажется воплощением патриархального мира, она до поры до времени тиха и покорна, готова целую ночь ждать загулявшего мужа. Хотя им (как, например, в сцене перед приходом гостей на «ўлазіны») особенно не о чем разговаривать. Они чужие друг другу люди. Сидоркевич удается тонко передать драму разрушающейся и исчезающей на глазах любви. Сцена, когда Зилов и Галина пытаются наладить отношения и вернуть чувства (кстати, этого фрагмента в оригинале пьесы нет), прожита героями тонко и пронзительно. А воспоминание о самых важных словах, которые забыл Зилов (также режиссерская вставка), и вовсе отсылает к знаменитому в прошлом спектаклю «Крывавая Мэры», который в 1990-х поставил в Купаловском Александр Гарцуев, теперешний худрук РТБД. ![]() Единственное «но»… В отдельных эпизодах блистательная прима РТБД все-таки повторилась. Увы, минские режиссеры слишком часто используют актрису в типаже «всепрощающей учительницы», которая по-матерински заботится о своем избраннике. Временами это чувствовалось и при решении образа Галины. Жена главного героя — разительный контраст с тремя другими женским образами: Валерией (Анастасия Боброва), которая появляется эпизодически, а также Ириной (Гражина Быкова) и Верой (Анна Семеняко). Валерия и Вера решены в ярком и гротескном стиле (при этом исполнительница роли Веры использует отдельные наработки из спектакля Выбор, стоящий перед Зиловым, очевиден: чистая любовь (жена Галина), яркий секс и ничего больше (с Верой), а также желание вновь почувствовать себя молодым (с Ириной). В конце концов главный герой запутается в этом треугольнике (как выяснится, отчасти придуманном в его воображении) и потеряет все. Оставшись к финалу в одиночестве, Зилов прочитает прекрасное стихотворение современного белорусского поэта Стася Карпава. В нем он намекнет, что дело — швах («не перажыву зіму»). ![]() Если вернуться к общей концепции спектакля, то, скорее всего, зрители усвоят правильный урок: издеваться над женщинами — мерзко и преступно, домашнему насилию — не место в нашем мире. Этой идее помогает и привязка действия к Беларуси (для зрителя важно, что все события разворачиваются не в далекой стороне, а совсем рядом — пример, на крахмальном заводе в Любани, как в спектакле). Если после этого спектакля подобные идеи «дойдут» до кого-то из домашних тиранов — прекрасно. Значит, «Паляванне» поставлено не зря. Но для новой яркой интерпретации Вампилова этого все-таки недостаточно. Впрочем, РТБД отчаиваться не стоит. Уверен, что «Паляванне на сябе» станет одним из самых кассовых минских спектаклей этого сезона. Так это или нет, вы можете убедиться сами. Но насмеетесь точно — это я вам обещаю.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Виктор Зилов и его жена получили квартиру в "Новой Боровой". Площадь (вы не поверите!) 100 квадратных метров. Так начинается спектакль "Паляванне на сябе", который... |
|