100 лет со дня рождения Александра Галича. Истины и мифы о поэте
19.10.2018 08:28
—
Новости Культуры
|
19 октября исполняется 100 лет со дня рождения Александра Галича. Галич занимает странное место в современном осознании русско-советской культуры. Его имя знают если не все, то многие. Но живо ли сегодня его творчество? Не скрыто ли оно под расхожими стереотипами? Галич — бардИ да, и нет. Даже по возрасту своему (но не по творческой судьбе) Галич — скорее предтеча бардовского движения. Он на 20 лет — это почти целое поколение — старше Высоцкого и на шесть лет старше Окуджавы — третьего из святой троицы великих советских бардов. И Окуджава, и Высоцкий к песне пришли не сразу — оба обладали совершенно иным, не имеющим никакого отношения к музыке образованием и опытом (в первом случае — филолог, учитель, журналист, во втором — актер). Тем не менее, для обоих авторская песня стала первой настоящей сферой приложения своего таланта и главным способом самовыражения — как личного, так и гражданского. Галич шел к песне много дольше. К моменту обращения его к гитаре в 1959 году ему было за 40, за спиной у него были пьесы и сценарии, он был сложившийся и хорошо известный писатель. Более того, парадоксально, но к гитаре Галич обратился под влиянием младшего товарища — Окуджавы. Ему понравилось, как это делает Булат, и он написал свою первую песню «Леночка». Да простят пуристы авторской песни вдруг пришедшую мне на ум параллель из рок-н-ролльного мира. Леонард Коуэн почти на десятилетие старше и Боба Дилана, и Джона Леннона. К тому времени, когда те стали петь свои первые песни, у Коуэна уже были изданы несколько поэтических сборников. Но, лишь услышав, насколько эффективен — и по творческому результату, и по отзыву у слушающей публики — этот музыкально-поэтический альянс, он тоже взялся за гитару. Да, Галич оказал огромное влияние на все бардовское поколение, на всю шестидесятническую плеяду творцов авторской песни. Но он был бесконечно чужд прекраснодушной походно-костровой романтике, которая чаще всего ассоциируется с бардовским движением: Романтика, романтика Небесных колеров! Нехитрая грамматика Небитых школяров. Галич — диссидентА был ли бит Галич? Кто он больше — поэт или диссидент? Вопрос не праздный, и бытующее в сознании многих представление о Галиче как в первую очередь о выразителе, пусть и поэтическим языком, политических взглядов затмевает его значение как художника. Отвечая на мой вопрос об известности Галича на Западе, профессор славистики университета Олбани в штате Нью-Йорк Тимоти Сергай говорит, что за пределами России творчество поэта неизбежно и неизменно упоминается в тесной связи с его диссидентством. Для многих эти две его ипостаси неразрывны. В качестве иллюстрации он привел название чуть ли единственной на Западе посвященной Галичу научной работы бельгийской исследовательницы Лидии Руры «Становление творческой и диссидентской личности Александра Галича и восприятие его творчества». В чем корни его диссидентства? В отличие от Окуджавы, он не потерял в сталинских репрессиях отца. Как и Высоцкий, он — несмотря на обширную уголовно-лагерную тематику песен — никогда не был ни в тюрьме, ни в лагере. Как и Высоцкому, выдумывавшему своих военно-лагерных героев, ему за это доставалось. Дмитрий Быков рассказывает об очередном — уже в период откровенного диссидентства — распекании Галича на очередном писательском собрании. Его учитель, относившийся к нему с теплом и нежностью драматург Алексей Арбузов, в отчаянии от загоняющего себя самого в бесповоротную опалу ученика в сердцах кричит ему: «Ты же не сидел! Как ты смеешь присваивать чужой лагерный опыт? Ты же не из сидельцев! От чьего имени ты говоришь?» И тут вновь просится параллель с американской песней. Легендарный «человек в черном» Джонни Кэш ни дня не провел за решеткой, что не помешало ему стать самым пронзительным певцом оказавшихся вне закона американских отверженных. Невозможно, однако, сравнить степень проникновения лагеря, лагерного опыта и лагерной психологии в Америке и СССР. Расхожая фраза «полстраны сидит, а полстраны охраняет» нашла пронзительное и совсем не арифметическое воплощение в одной из лучших песен Галича «Желание славы». В ней в больничной палате встретились два старых знакомца по лагерю — зэк и охранник. Вместе гуляли по больничному садику, вместе тайком курили, и, казалось, годы и судьба их примирили. Но в последний свой миг охранник не сдержался: — Жаль я, сука, не добил тебя в Вятке, Больно ловки вы, жиды, больно ловки… И упал он, и забулькал, заойкал, И не стало вертухая, не стало, И поплыла вертухаева койка В те моря, где ни конца, ни начала! Я простынкой вертухая накрою… А снежок себе идёт над Москвою, И сынок мой по тому, по снежочку Провожает вертухаеву дочку… В этом внезапном единении детей, не знающих или не желающих знать о прошлом так и не примирившихся отцов, куда больше острого чувства страны, чем, казалось бы, в аналогичных формулах Роберта Рождественского: Старенькие ходики, молодые ноченьки… Полстраны — угодники. Полстраны — доносчики. На полях проталинки, дышит воля вольная… Полстраны — этапники, Полстраны — конвойные. Лаковые туфельки. бабушкины пряники… Полстраны — преступники. Полстраны — охранники. Лейтенант в окно глядит. Пьет — не остановится… Полстраны уже сидит. Полстраны готовится. Да, понимание это пришло всему оттепельному поколению. Но мало кто еще был готов столь решительно и бескомпромиссно идти по выбранному пути, отказавшись и от сверхуспешной карьеры советского писателя и от совершенно не предполагавшего столь отчаянной решимости образа жизни модного московского литератора, бонвивана и жуира. Это не просто диссидентство. Это воплощение принципа, сформулированного столь, на первый взгляд, далеким от Галича Солженицыным — «жить не по лжи». «Да, многие мои песни несправедливы, — признавал он. — Но пусть справедливые песни пишет Софронов». Когда Галич это говорил, имя советского писателя Анатолия Софронова знали все. Сегодня мы его вспоминаем только в связи с Галичем. Галич — часть исключительно советского опытаСпоры о том, в какой степени советская культура (и культура антисоветская, как ее отражение и продолжение) представляют собой замкнутый социокультурный феномен, ведутся уже давно, но однозначного ответа на этот вопрос пока нет. По всей видимости, и не будет до тех пор, пока живы люди, пережившие советский опыт и несущие его в своем сознании. Ностальгия подпитывает «Старые песни о главном», парфеновские «Намедни» и любовь к нередко действительно прекрасному советскому кино. Однако ностальгия обманчива. Она — своего рода розовые очки. А сатира, которой занимался Галич, беспощадная сатира, причем нередко без ее веселого добродушного брата юмора — очки, скорее, темные и мрачные. К тому же она тесно и зачастую неотрывно привязана к реалиям времени. Чем дальше, тем менее понятными, тем более расплывчивыми в сознании слушателя становятся объекты некогда предельно точной и язвительной сатиры и сарказма Галича, как, впрочем, и других кумиров советской интеллигенции — Ильфа и Петрова и даже Высоцкого. Вот что говорит по этому поводу сторонний наблюдатель, американский исследователь Тимоти Сергай: «Многое, что связано с советским прошлым, не изжито и нисколько не прошло. Русская культура, в самом широком смысле, до сих пор это советское наследство перерабатывает, переваривает, избывает, выдавливает из себя по каплям. Впрочем, не все советское сводится к „совку“ или к угрозе красно-коричневого реванша. В каждую эпоху встает по-своему все тот же ленинский вопрос, от какого наследства мы отказываемся? Ответы всегда будут непросты. На мой взгляд, нет сомнения, что творчество Галича и по сей день сохраняет свою ценность и актуальность — и как искусство, и как свидетельство о поведении художника по отношению к бесчеловечному режиму». Галич — исключительно политический поэтПротивостояние между гражданственностью и тонким поэтическим даром очень характерно для русской поэзии, где «поэт — больше чем поэт». Тонкий знаток и издававший уже в постсоветские годы на своей независимой фирме SoLyd Records многих поющих поэтов 60-х Андрей Гаврилов признает, что лирика Галича слабее, чем, скажем у Визбора или Окуджавы. Сказывается еще и его почти нарочитая немузыкальность. Там где у Окуджавы — лирический, берущий за душу вальс, у Галича — суровый, не располагающий к лирике речитатив. Но мне кажется, что в лучших стихах Галича, как, впрочем, и в лучших стихах других поэтов, это противостояние искусственно. Вот фрагмент из «Песни об отчем доме»: Кредитор мой суровый, мой Отчий Дом, Я с тобой расплачусь сполна! И когда под грохот чужих подков Грянет свет роковой зари — Я уйду, свободный от всех долгов, И назад меня не зови. Не зови вызволять тебя из огня, Не зови разделить беду. Не зови меня! Не зови меня… Не зови — Я и так приду! А вот как говорит об этих стихах Дмитрий Быков: «Речь идет о том, что наш долг не этим людям со свинцовыми глазами, с бельмами, он не идеологам, не теоретикам. Это наш долг перед нашим домом, с которым мы договоримся без их посредничества. Мы с ним связаны, а не с ними. Пусть они говорят про какие-то долги, пусть они нас выгоняют отсюда, но наши отношения с нашим домом — это наши отношения, и мы никому не позволим их опошлить. И мы придем, когда надо будет его вызволять, потому что это не долг в обычном государственном смысле, потому что это долг сердца, потому что это долг поэзии. Не голос крови, а голос чего-то более высокого — голос совести». Галич весь в прошломАндрей Гаврилов как издатель может оценить динамику даже не столько популярности, сколько востребованности Галича по неоспоримо объективному параметру — продаваемости компакт-дисков с его записями. Востребованность эта, признает он, сильно уступает востребованности и Окуджавы, и Визбора, не говоря уже о Высоцком. «Издаю я его исключительно по моральным, а не по коммерческим соображениям», — говорит Гаврилов. Галича помнят и знают, но почти не слушают. Отчасти потому, что слушание это непростое, оно не тешит нашу ностальгию, а бередит раны. Однако поразительно, что песни Галича живут, к ним обращаются современные исполнители. Преданный ему и не менее политизированный Андрей Макаревич еще в глубокие советские годы, в 1977-м, узнав о смерти Галича, написал песню «Памяти Галича». А в 2014-м записал целый альбом «Песни Александра Галича». А ставшую классическим образцом галичевкой лирики песню «Облака» записал не только не менее гражданственный Юрий Шевчук, но и рэппер Баста. Андрей Гаврилов и вовсе убежден, что смысловая насыщенность, а нередко и политическая ангажированность современного русского рэпа в лучших его проявлениях в немалой доле идет от Галича. «Я бы очень хотел дожить до того времени, когда песни Галича совсем уйдут в прошлое. Пока же он, увы, актуален», — говорит Гаврилов. «Прошлое не мертво. Оно даже не прошло» — таким высказыванием американского писателя Уильяма Фолкнера ответил на мой вопрос об актуальности Галича Тимоти Сергай. Об этом же — и Дмитрий Быков: «Да, может быть, он был слишком политизирован, может быть, он был привязан к контексту. Но тут вдруг выяснилась поразительная вещь, что эти контексты бессмертны, что состояние собственной трусости по-прежнему вызывает боль и негодование. Галич продолжает прикасаться к самой черной язве. По-прежнему мы не понимаем, как можно все знать и с этим жить. По-прежнему он — наша больная совесть. И тем он лучше, что он не идеализирует себя, что он не слишком хорош для себя. Вот за это его стоит любить, и, по-моему, в этом его бессмертие». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
19 октября исполняется 100 лет со дня рождения Александра Галича. Галич занимает странное место в современном осознании русско-советской культуры. Его имя знают если...
|
|