"Не пытайтесь взять штурмом сразу всю галерею". Как ходить с детьми в музей, чтобы им понравилось
02.11.2018 11:31
—
Новости Культуры
|
По неточным подсчетам, примерно треть белорусов получила психологическую травму от школьных походов в музеи. Шутка. А правда в том, что немногие могут вспомнить эти встречи с прекрасным как интересное и увлекательное занятие. А между тем, оно таким быть может. Вместе с искусствоведом и педагогом Творческих мастерских галереи современного искусства «Ў» Софией Садовской мы побывали Что делать, если вы не знаете ответов на настойчивые вопросы ребенка? Как ходить с детьми в художественные музеи и галереи, чтобы им было так же интересно и весело, как в кинотеатре или в развлекательном центре? Включайте воображение, запасайтесь карандашами — поехали!
«Бабушка водила меня по залам, а я не понимала, почему должна смотреть на эти скульптуры»Пойти в галерею или художественный музей — много ли родителей выбирают такое занятие для совместного отдыха с детьми? София Садовская уверяет: немало. Но еще больше тех, для кого музей «с его картинами» еще со школьных времен представляется скучным и холодным местом. — Для школьников до 5−6 класса экскурсии — это сплошное мучение. В этом возрасте информация усваивается особым образом. Отсутствие игры, включенности в процесс создает ситуацию, когда ребенок взрослеет и считает, что музеи — это очень скучно и тягостно. Вроде «сам не пойду и своих детей никогда не поведу». Но может быть и совершенно по-другому, говорит София. Как устроить это «по-другому»? Искусствовед практикует три способа. Но для начала — шаг первый. Как объяснить ребенку, почему вы идете в галерею, а не в кино, или в развлекательный центр, или в зоопарк и дельфинарий? София рассказывает: не стоит терзать детей исключительно высокой культурой и запрещать походы в кино. Нужно ходить и туда, и туда, соблюдать баланс и ориентироваться в том числе на «хочу» ребенка. — Принцип ненасилия в отношении культуры и детей раннего школьного возраста обязателен. Этот должен быть процесс, который приносит удовольствие и радость, зажигает собственный интерес. По этой же причине София не поклонница подхода, когда родители тянут детей в галереи и музеи, чтобы они выросли «культурными людьми». — Я часто задумывалась, можно ли что-то изменить таким посылом. Безусловно, взаимодействие с искусством развивает эмпатию, логическое мышление, гуманитарное знание, язык. Но подходить лишь с этой стороны не совсем верно. Любое давление рано или поздно встречает сопротивление. Искусство — это пространство для разговора и свободного, независимого мышления, которое не может случиться из-под палки. В качестве примера София вспоминает свое детство. Ее бабушка упрямо считала, что ребенок обязательно должен посещать музеи. — Поэтому, когда мне было лет 7−8, мы часто ездили в Москву, ходили в Третьяковскую галерею, в Пушкинский музей. В Третьяковке мне еще было как-то интересно: там находились понятные по сказкам «Три богатыря», «Аленушка». А потом мы шли в Пушкинский, и это было так скучно! Мое сознание не находило опоры, я не знала историй, мифов, все казалось чужим и непонятным. Но все же спасибо бабушке, в конечном счете тот опыт не отбил у меня желание изучать искусство. Но тогда я абсолютно не понимала, почему бабушка тянет меня по залам, и я должна смотреть на непонятные мне скульптуры. Когда все делается лишь для того, чтобы «ты стал культурным человеком», это не приносит большой пользы. Три «не»: не идти на поводу у ребенка, не пытаться взять штурмом, не давать оценокПервое, что рекомендует София, — опираться на интересы не только ребенка, но и свои собственные. — Если вам нравится Шишкин, то покажите сыну или дочери художника таким, каким вы его любите. Ваш эмоциональный заряд моментально передастся ребенку. И наоборот: если вы приехали в Париж и идете в Лувр только потому, что так все делают, ребенок тоже это поймет. Зачем вы пришли? Постоять 20 секунд перед Мона Лизой, поставить себе в голове галочку и пойти дальше? С детьми так не работает. Второе фундаментальное правило — важно ребенка не перегружать и не пытаться взять штурмом весь музей или галерею сразу. — На своих занятиях с детьми младшего возраста мы изучаем всего две-три картины. Довольно долго обсуждаем их, играем, рисуем. Да, мы не посмотрим весь музей. Но и не в этом наша цель — пробежаться взглядом по всем работам. Рассматривать картины, как снимки в Instagram, — по три секунды — очень непродуктивно. Поэтому не нужно ставить цель посмотреть все. Лучше уделить внимание нескольким работам — той, которая интересна родителям, и той, которая вызвала интерес у ребенка. Важно поделиться друг с другом впечатлениями, обсудить, почему «тебе интересна эта работа, а мне — эта». Третье правило — не спешите давать оценки выбору ребенка, тем более негативные. — В Национальном художественном музее мальчики обычно бегут в картине Волкова «Минск. 3 июля 1944 года». Тут важно не зарубить этот интерес фразами типа «тебе нравятся танчики?», «опять тема войны?» или «ты ничего не понимаешь». Диалог-сторителлинг, игры и мастер-классы домаКогда у ребенка возникает интерес, важно завязать диалог, рассказывает София Садовская. — «Почему тебе это интересно? Что тебя привлекает в этой картине?» — такие вопросы работают очень хорошо. При этом важно, чтобы вы задавали их в том числе и себе. Классно, когда взрослый знает какую-либо историю о картине. Сторителлинг — это всегда очень интересно детям. — Дети всегда задают много вопросов. Если ты не знаешь, как отвечать, что делать? — Мы не можем знать всего и быть экспертами во всех областях. Важно быть честным с ребенком: «Я не знаю. Давай загуглим!» В руках у каждого есть классный инструмент — смартфон, нужно только им воспользоваться. Если история касается какого-то знаменитого шедевра, ее, скорее всего, можно найти на сайте музея или галереи. Например, на сайте нашего художественного музея есть вкладка «50 шедевров» — там можно узнать основную информацию. На сайте «Арт-Беларуси» тоже можно найти гиды и короткие истории или о картинах, или о художниках. Информация доступная, нужно сделать всего один шаг. Любимый метод Софии Садовской — это игры. Да-да, игры. На конкретном примере — картине Марка Шагала «Лунатик» — Софья показывает, как их можно провести. — Первый этап — просто описать с детьми картину. Что это? Какой-то сон? Измененная реальность? Лунатик ходит по крыше, чуть не падая? То же самое, кстати, сперва делают и искусствоведы, — они учатся словами описывать то, что видят. Потому что кажется, что за три секунды взгляд уловил все содержание. Но когда смотришь долго, понимаешь, что открывается множество деталей. Например, что к Луне ведет какая-то линия, похожая на руку, а в окне сидит кошка, неочевидная на первый взгляд. Взаимодействие с картиной тем сильнее наполняется, чем больше времени ты с ней проводишь. Одна из преподавательниц Оксфорда на первом занятии своим студентам-искусствоведам дает задание: выбрать одну работу, прийти в музей и провести с ней два с половиной часа. Конечно, с детьми так поступать не нужно. Это я говорю к тому, что важно побыть рядом с картиной, «ощупать» ее взглядом, быть внимательным к ней. Потом, говорит София, можно сделать из картины комикс. — Что было до, а что — после? Можем ли мы развернуть ситуацию назад и вперед? Эти упражнения хороши тем, что ты начинаешь примерять на себя роль художника. Дети ставят себя на его место, учатся думать, как Марк Шагал. Параллельно они подбирают цвета — так же, как когда-то делал художник. Еще одна игра упражнение с этой картиной — попробовать ее расширить. — Можно представить, что эта картина — лишь фрагмент чего-то большего, деталь. Можно попытаться додумать и дорисовать, что могло бы быть на ней еще. — Уместно ли приходить в галерею со своими планшетами и карандашами? — Раньше у нас был более консервативный взгляд на поведение: не бегать, не шуметь, ничего не доставать из сумок. Но сейчас наши музеи становятся более мягкими и европейскими. Никто не будет против, если родители и дети придут с небольшим планшетом, карандашами. Например, здесь, в галерее, есть кресла, можно сесть и порисовать. Не уверена, что можно приносить краски, поскольку это уже не совсем безопасно, а вот с карандашами вряд ли возникнут проблемы. Третий способ — более углубленный мастер-класс. На него может хватить сил не у всех родителей, но попытаться стоит. — Игра — это что-то короткое, для того чтобы осмотреться и понять. На мастер-классе мы более глубоко рассматриваем цвета, техники, темы художника. С точки зрения музея мастер-класс лучше сделать дома. Вы, к примеру, побывали в галерее или музее, получили информацию, впечатления, а потом пришли домой и попробовали реализовать что-то из увиденного в похожей манере, но только со своей идеей в основе. Как смотреть и понимать пейзажи?— Что такое пейзаж? Это некая трансляция настроения. Здесь, на картине Осипа Цадкина, мы видим горы, дорожку, которая уводит нас вдаль. Обычно я прошу детей представить, что мы прогуливаемся внутри пейзажа. Что мы чувствуем, какие запахи ощущаем? Какой это лес? Сосновый или лиственный? Какие звуки слышим? Мы в лесу, может, у нас под ногами шуршит иглица или листья, поют птицы? Там тепло или холодно? Важно перевести увиденное в чувства. Можно сделать следующий шаг — написать открытку изнутри картины. Как будто вы отправились в путешествие и теперь описываете то, что вы в ней переживаете. Для старших детей есть еще один классный формат — осмысление картины с помощью текста. К любой работе можно написать стихи. Дети, конечно, скажут: «Пф, как это возможно?» Но вы только попробуйте! Сначала мы просто подбираем серию прилагательных: зеленое, голубое, густое, глубокое, мерцающее. А потом пробуем сложить их так, чтобы они читались как стихотворение. У многих здорово получалось. Помню, к одной акварели о Минске у ребят получилось написать рэп. Как понимать портреты?— «Ева» Хаима Сутина — это портрет, в котором мы не можем опереться на предметы или окружение, которые могли бы рассказать нам, кто эта женщина, чем она занималась в жизни. С портретами 19 века проще: много информации можно считать по одежде, деталям и атрибутам. Здесь мы лишены этой информации. Но мы видим состояние. Это хороший момент, чтобы спросить у детей: какое настроение у этой девушки? Что она сейчас переживает? Почему она так держит руки? Главное, не бойтесь формулироввать и задавать вопросы. — Все это непросто. — А кто сказал, что будет легко, когда у тебя отобрали 70 лет развития? Если бы у нас не было доктрины социалистического реализма, возможно, мы бы жили в другом мире, среди людей, которые по-другому относились бы к современному искусству. Требуется время, чтобы осознать, что «Черный квадрат» имеет ценность м как картина, и как идея. Как объяснить ребенку, что изображено на абстрактной картине?— Я бы спросила: «Как ты думаешь, что это?» И ждала бы ответа. Можно подсказать: что-то необычное, странное. А потом уточнить: какие образы ты здесь видишь? Какие эмоции вызывает этот цвет? С одной стороны, нужно дать высказать ребенку, а с другой — поговорить самому. — Родители пришли с ребенком в галерею. А ему или ей не понравилось. Как реагировать? Все было зря? — «Почему не понравилось?» — этот вопрос стоит адресовать в первую очередь себе. Но не нужно паниковать. Смотреть искусство, тем более современное, — это работа и постоянная тренировка. Главное — никакого насилия. «Не нравится — давай не будем пока ходить». А еще всегда хорошо заканчивать путешествие по музею, галерее чем-то вкусным, вместе пойти в кафе и съесть пирожное. И этот день будет вспоминаться как очень интересный и радостный.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как говорить о пейзажах, портретах и абстрактных картинах, если вы, возможно, сами их не понимаете? Что делать, если вы не знаете ответов на настойчивые вопросы... |
|