Скандал с «Саломеей» и белорусский триумф в Лондоне. Что случилось в культуре в 2018 году?
28.12.2018 10:50
—
Новости Культуры
|
Скандалы со спектаклем «Саломея» и кинофестивалем «Лістапад», смена руководства в Министерстве культуры и возвращение в оперный театр Валентина Елизарьева, 2 тысячи рублей, собранные на книгу поэзии, и триумф белорусского режиссера в Лондоне. В обзоре TUT.BY — эти и другие важнейшие события 2018 года в сфере культуры. Театр. Опасность религиозной цензуры и возвращение ЕлизарьеваРазмеренную театральную жизнь Беларуси взорвали два события, имеющие отношение к Национальному театру оперы и балета. Первое связано с премьерой оперы Рихарда Штрауса «Саломея». 9 сентября 2018-го ей должен был открыться сезон, но группа православных верующих написала письмо в адрес главы Администрации президента, генерального прокурора, членов Священного Синода Белорусского Экзархата и Московского патриархата РПЦ. В тексте обращения По иронии судьбы «Саломея» оказалась достаточно традиционной по духу и ценностям постановкой, в которой танцовщицы, изображающие семь смертных грехов, выходили на сцену в цветах ЛГБТ-флага, а разврат, царящий на судне Ирода, связывался с нетрадиционными отношениями. За всю историю независимой Беларуси это была первая попытка верующих вмешаться в светские вопросы. В соседней России аналогичные события случились тремя годами ранее. В 2015 году митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился в прокуратуру с заявлением, что постановка оперы «Тангейзер» оскорбляет чувства верующих. Суд не нашел предмета для разбирательства, но спектакль был снят с репертуара, а директор коллектива уволен. К счастью, в Беларуси обошлись малой кровью. Режиссер Михаил Панджавидзе заблаговременно поделился своими творческими замыслами с представителями БПЦ, которые поддержали его. В итоге премьеру Второе событие — За годы отсутствия Елизарьева балетная труппа не создала практически ни одного спектакля, который приблизился бы к уровню его балетов. Первоочередная задача нового худрука — компенсировать потерянные девять лет. А затем вывести театр на новый уровень, взять ту планку, которая покорилась его собственному балету «Ромео и Джульетта» (новая редакция датируется декабрем 2018-го), а также опере Среди других театральных событий 2018-го назову постановку в Минске лицензионного бродвейского мюзикла В этом году он покинул Свободный театр и создал новый проект HUNCHtheatre. Первым спектаклем стал «Герой нашего времени», поставленный в Лондоне. Постановка собрала прекрасную прессу. Достаточно сказать, что британское издание Broadway World Литература. 2 тысячи рублей, собранных на поэзию, и автор для массовой белорусскоязычной аудиторииКак и год назад, рынок в 2018-м минимально влиял на развитие белорусской литературы (в меньшей степени, чем на другие сферы отечественной культуры). Позволю себе краткую — Слабый интерес к белорусскоязычным книгам приводит к малым тиражам, а 20-процентный НДС увеличивает цены на книги. Отсюда небольшие продажи и невысокие гонорары авторам. Поскольку последние не могут заниматься одной литературой, а пишут в свободное время, от этого зачастую страдает уровень произведений. На выходе получаем еще меньший интерес к книгам на белорусском языке, игнорирование их со стороны издательств. Вот такой замкнутый круг. За год ситуация не могла кардинально измениться. В таких реалиях нам предстоит жить как минимум десятилетие (если не больше). Но минимальная надежда на улучшение ситуации все-таки есть. Она связана с внедрением в литературу рыночных механизмов. Прежде всего речь о краудфандинге. В 2018-м произошло знаковое для Беларуси событие: поэтесса и переводчица Мария Мартысевич собрала через краудфандинг 1968 рублей на публикацию своей поэмы «Сарматыя». Сумма составила 177% от требуемой (Мартысевич планировала собрать 1111 рублей). Казалось бы, что поэзия (в отличие от прозы) куда в меньшей степени интересна читателям. Но даже на нее можно собрать деньги (и запланировать выход книги тиражом 1 тысяча экземпляров). То есть дело не в жанре, а в подходе к его продвижению. Второй важный итог года связан с массовой белорусскоязычной литературой. Разумеется, она существовала и раньше. Но именно в 2018-м твердо заняла свою нишу и окончательно стала ассоциироваться с определенным писателем. Предпосылки для появления последнего существовали и ранее. Им мог стать Владислав Ахроменко, внезапно После появления романа «Ноч» можно утверждать, что его автор Виктор Мартинович окончательно занял эту нишу. Хотя предварительное «бронирование» этой ниши началось романами «Мова» (2014) и «Возера Радасці» (2016). Скептические, а иногда и откровенно отрицательные рецензии литературных критиков никак не повлияли на читательский успех «Ночы». Перед магазином «Акадэмкніга», где проходила презентация романа, Успех Мартиновича среди читателей — это очень важное событие для белорусской литературы, ведь ее выживание связано именно с массовостью (элитарные писатели, как Андрей Федоренко или Впрочем, когда узнаешь, что библиотекам Гродненской, Брестской и Могилевской области Музыка. Белорусская версия «Титаника» и семь сцен из жизни СкориныК сожалению, белорусская академическая музыка не всегда известна широкому слушателю. В этом году случилось счастливое исключение. Балет Вячеслава Кузнецова «Анастасия» поставили в оперном театре, балет Олега Ходоско «Титаник» — в музыкальном. Кроме того, в последнем коллективе состоялась премьера музыкального спектакля «Жизнь и смерть Янки Купалы» на музыку того же Ходоско. К сожалению, хореография этих постановок (а в случае «Янки Купалы» — режиссура) не приблизилась к уровню музыки. Радует другое: интерес к национальной истории (прошлому нашей страны посвящены два сюжета из трех) и ставка на лучших в своей профессии (и Кузнецов, и Ходоско имеют репутацию почти живых классиков). К тому же для Среди проектов, реализованных в Белгосфилармонии, обращу внимание на «Скарыну. Вяртанне». Это семь сцен из жизни Франциска Скорины для большого симфонического оркестра, хора и солиста на стихи Бориса Женчака. Автор — композитор Лариса Симакович (в прошлом художественный руководитель фольклорного театра «Госьціца»). Как пишет музыковед Надежда Бунцевич в свежем декабрьском номере журнала «Мастацтва», «новы твор адрадзіў жанр араторыі, у мінулыя дзесяцігоддзі вельмі запатрабаваны ў беларускай і ўсёй савецкай музыцы. Ды не проста адрадзіў, а пераасэнсаваў, скіраваўшы трывалыя жанравыя прыкметы ў зусім іншы бок. Героіка з патрыятызмам паўсталі філасофіяй, супрацьстаўленнем асобы і атачэння, бязлітаснага часу і жывога пульсавання жыцця. Жанравасць карнавала схавала маску разбэшчанасці, раптам адкрыўшы інтэлігентны твар. (…). А да бяздоння сімфанічных фарбаў, разнастайных харавых прыёмаў, уключаючы шэпт, дадаюцца спевы ў мікрафон, дзе маналогі Яна Жанчака дыхалі імправізацыйнасцю з неверагоднай філіроўкай гуку». Что касается белорусской популярной музыки, то по сравнению с прошлым годом ситуация мало изменилась. Белорусский шоу-бизнес уже давно находится в тени более успешных соседей (прежде всего россиян). А потому большинство отечественных музыкантов связывают шансы на раскрутку и признание среди соотечественников с «Евровидением». Уточню, что речь скорее о представителях поп-, а не рок-музыки. Максу Коржу, ЛСП, а также новой звезде Тиме Белорусских этот музыкальный конкурс вряд ли понадобится. В этом году они были особенно разочарованны: Беларусь на взрослом «Евровидении» представил украинский певец Alekseev, который Даниэль Ястремский, который Кино. Ожидание реформ и вмешательство в дела «Лістапада»В этом году в белорусском кинематографе сменилось руководство. В марте 2018-го директором «Беларусьфильма» был С его назначением связывались определенные надежды, ведь Карачевский прекрасно освоился в незнакомой ему театральной сфере и, пожалуй, делал максимум возможного в рамках госструктуры. В декабре 2018 года во время Национальной театральной премии можно было наблюдать удивительную ситуацию: когда на сцену вызвали режиссера Евгения Корняга, создателя спектакля «Бетон», он позвал на сцену Карачевского и сказал, что без этого человека спектакль бы не состоялся. Чтобы понять, какой громоздкий механизм достался Карачевскому, вспомним историю пятилетней давности, которая стала до конца известной лишь в этом году. В 2013-м российская компания «Москит» выпускала совместно с «Беларусьфильмом» комедию «С 8 марта, мужчины!». По информации россиян, на киностудии тогда работали более 600 человек, в съемках из них были задействованы не более 10−15. Киногруппа не пользовалась площадью студии и производственными помещениями, но, по словам москвичей, представители студии потребовали В любом случае серьезные реформы не делаются за один день (есть ли у Карачевского полномочия их проводить — риторический вопрос). Пока же картины, выпущенные на киностудии, успели принять участие в первой Национальной кинопремии и предсказуемо победили. 15 из 20 статуэток
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Скандалы со спектаклем «Саломея» и кинофестивалем «Лістапад», смена руководства в Министерстве культуры и возвращение в оперный театр Валентина Елизарьева, 2...
|
|