18 февраля вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко поручил Министерству культуры и Белтелерадиокомпании рассмотреть вопрос о запуске национального телевизионного проекта формата шоу «Голос» или «Х-фактор». TUT.BY сформулировал простые вопросы об этих шоу и попытался на них ответить.
1. Что такое «Голос» и «Х-фактор», в каких странах они показываются?
Шоу The X Factor придумал британский продюсер Саймон Коуэлл. Оно впервые появилось на канале ITV в 2004 году и показывается в 46 странах. В том числе — во всех странах-соседях Беларуси (России, Украине, Польше, Литве и Латвии).
В 2010 году голландский продюсер Джон де Моль придумал конкурс The Voice of Holland («Голос Голландии»), который вышел на нидерландском телевидении. По лицензии он показывается в 57 странах мира (для взрослых), также есть версии для детей, подростков, а также возрастная версия «Голоса». Среди соседей Беларуси «Голос» показывается в России, Украине, Польше и Литве.
То есть оба шоу можно увидеть почти во всех странах-соседях Беларуси.
2. В чем отличие между шоу?
Различий между шоу достаточно много. Остановимся только на одном из них.
В шоу «Голос» акцент делается на вокальных данных участников. По правилам, несколько судей садятся в специальные кресла спиной к сцене. Они не видят исполнителя, лишь слышит его голос. Если им нравится его исполнение, то он нажимает на кнопку и поворачивает свое кресло. От числа человек, которые повернулись, зависит, останется ли исполнитель в команде единственного человека, который обернулся, либо выберет себе в качестве наставника одного из судей.
В «Х-Фактор» оцениваются не только вокальные данные, но и артистизм участников. Например, в украинском шоу прямые эфиры состоят из двух шоу: в первом конкурсанты исполняют песни, а в другом объявляются результаты зрительского голосования.
3. Белорусы уже пытались получить лицензии?
Точно не известно. Но по крайней мере такая работа велась.
«Поручили сделать шоу, а я еще год назад знал, что Белтелерадиокомпания прорабатывает варианты его проведения», — написал на своей странице в фейсбуке ведущий Евгений Перлин и добавил: «Может поручить ведомствам помочь нам это сделать с минимальным количеством бумаг и обоснований? Раз все понимают, что для талантов необходима такая медиаплощадка».
Год назад от запуска такого шоу было решено отказаться. Глава Белтелерадиокомпании Иван Эйсмонт заявил агентству «Спутник», что это произошло из-за проведения в Минске детского «Евровидения».
— «Евровидение», пусть и детское, — проект куда более масштабный, и им занимались люди, которые будут заниматься новым шоу. Нужно было расставлять приоритеты, поэтому мы просто собирали информацию и обсуждали возможные форматы.
После поручения вице-премьера работа активизировалась.
— Уже работаем над этим вопросом: собирается информация о самых разных форматах, потихоньку планируем, как это сделать лучше, общаемся с правообладателями, от некоторых из них уже получили предложения, — заявил Эйсмонт.
4. Сколько стоит получить лицензию на франшизу?
— Мы надеемся, что Министерство культуры подключится к работе и проект будет совместный, — сказал «Спутнику» Эйсмонт. Можно предположить, что такая щедрость объясняется финансовым вопросом. Ведь сумма, которую нужно заплатить за покупку франшизы, чрезвычайно высокая.
Конкретные цифры — тайна за семью печатями. Поэтому остается лишь пользоваться инсайдерской информацией. Например, в 2011 году сайт deadline.com утверждал, что для адаптации голландского шоу в США требовалось заплатить 1,4 миллиона долларов за один эпизод.
С того времени прошло восемь лет, шоу стало еще более популярным, поэтому можно только догадываться о теперешних расценках.
Информация по «Х-фактор» в свободном доступе отсутствует.
5. Представители Беларуси уже побеждали на этих шоу?
В декабре 2018 года белорусская певица Кэтти (Kattie) стала победительницей латвийской версии X Factor. Евгений Литвинкович стал суперфиналистом украинского «Х-фактор».
Сложно не согласиться с вице-премьером Игорем Петришенко, по мнению которого «имена белорусских дарований становятся достоянием широкой общественности страны только после заявления о себе в зарубежных телешоу и конкурсах».
Поэтому покупка франшизы позволяет убить как минимум двух зайцев.
Вполне возможно, что белорусы будут обращать куда большее внимание на родное телевидение, а не на каналы других стран.
Кроме того, в ближайшее время Беларусь вполне может отказаться от национального отбора к «Евровидению».
— Мы сейчас работаем над самыми разными форматами, но в планах в ближайшее время не проводить национальный отбор. Если такое решение будет принято окончательно, то со следующего года участник от Беларуси будет назначаться, как это делается во многих странах Европы, — заявил «Спутнику» Эйсмонт. Как считают в Белтелерадиокомпании, такое шоу «могло бы заполнить вакуум, который бы образовался в случае отказа от конкурсного отбора».
А следовательно, значительное количество как фанатов музыки, так и невостребованных фриков, которые каждый год атакуют Белтелерадиокомпанию, найдут выход своей энергии.