«Подружился с самой лучшей цыпочкой». В Минске поставили спектакль о дружбе и первой любви. 5 из 5
16.09.2019 13:18
—
Новости Культуры
|
Людвиг ХIV Ларссон — необычный лисенок. Вместо того чтобы охотиться на зайцев, он дружит с ними и не собирается обманывать никого из зверей. Но его папа считает, что Людвиг совсем не приспособлен к жизни, и запрещает ему видеться со своей подружкой — цыпленком Туттой Карлссон. Как поступил Людвиг, смог ли он преодолеть все испытания, рассказывается в спектакле Книгу «Тутта Карлссон Первая и Единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.» (это оригинальное название произведения) написал швед Ян Экхольм. Вообще он получил известность как автор детективов, но прославила его именно история о Тутте Карлссон, которая была опубликована в 1965 году. Ее перевели на многие языки мира, а в СССР — даже экранизировали. Леонид Нечаев выпустил на «Беларусьфильме» картину «Рыжий, честный, влюбленный». В Минске спектакль по этому произведению поставила режиссер Екатерина Ложкина-Белевич. Она белоруска, но получила образование в Санкт-Петербурге, где и работает: играет как актриса и ставит спектакли как режиссер. В 2017-м одна из ее постановок («Цыпленок», поставленная в питерском театре Karlsson Haus) была номинирована на «Золотую маску», самую престижную театральную премию России, в номинациях «Лучшая работа режиссера» и «Лучший спектакль в театре кукол». Из белорусских режиссеров театра кукол таким успехом могут похвастаться лишь Алексей Лелявский, Олег Жюгжда и Александр Янушкевич. То есть на родину приехала представительница российской театральной элиты, которая подтвердила свой класс. 70-страничный текст сказки (сужу по изданию, которое есть у меня дома) превратился в компактную инсценировку продолжительностью в один час. При этом ее автор (все та же Ложкина-Белевич) уважительно отнеслась к авторскому тексту: основные сюжетные линии были сохранены, а купюры (вроде истории, когда старший брат Людвига попал в мышеловку) только пошли на пользу спектаклю. Это не отвлекало зрителя от главных героев и помогло им сохранить концентрацию на самом действии. К тому же для ребят категории 6+ вполне достаточно сюжета, который разворачивается в течение часа. На сцене мы видим деревянную конструкцию, похожую на шкаф-стенку. На первый взгляд, сценография Людмилы Скитович, проста и лаконична, но это обманчивое впечатление. Она очень функциональна, и при этом мы видим очень сложную конструкцию, в которой много пазов, сочленений и поворотов в разные плоскости. В итоге мы можем представить лисью нору и собачью конуру, курятник и комнату дома. В центре шкафа находится место для доски, на которой можно писать мелом. Отдельные слова, которые возникают на ней, помогают детям понимать сюжет, а сама доска — знакомый школьный образ — помогает им адаптироваться в театральном пространстве. Когда герои переворачивают доску, на ее обратной стороне возникает портрет дедушки-лиса, чьи подвижные глаза внимательно следят за происходящим. Это происходит периодически и развлекает детей, но в меру, поэтому спектакль не превращается в набор трюков. И в «Тутте Карлссон» это удается: постановка выдержанная, но при этом удивительно остроумная. В пространстве, придуманном Скитович, действуют актеры и их стильные куклы. Отдельные сцены и вовсе решены как театр теней. Важно, что сценография чрезвычайно мобильна и удобна для транспортировки. Это будет большим плюсом для гастролей и показа спектакля на фестивалях («Тутта Карлссон» вполне этого достойна). В спектакле много прекрасных актерских работ. Любовь Клок и Дмитрий Чуйков, которые исполняют роли главных героев, не просто создают прекрасный дуэт. Между ними возникает та самая «химия», о которой часто говорят, но которую редко видишь на сцене. Их герои Тутта и Людвиг трогательны, нежны, часто беззащитны, но при этом находчивы. Актеры прекрасно показывают надежность дружбы и хрупкость зарождающейся первой любви, но при этом не впадают в пошлость, двусмысленность или фальшь. Даже фраза, которая вынесена в заголовок этого текста («Подружился с самой лучшей цыпочкой»), звучит как остроумная шутка и игра слов, она ни у кого не вызывает протеста. Одно удовольствие наблюдать за Дмитрием Рачковским, который исполняет роль папы-лиса. В нем чувствуется хитрость и легкая брутальность, цинизм и опыт человека (простите, лиса), который уже пожил на свете. Отрицательное обаяние героя прекрасно контрастирует с идеализмом, свойственным его сыну. Разумеется, самых теплых слов достойны и другие актеры — Илья Сотиков (пес Максимилиан) и Яна Агеенко, воплотившая сразу несколько персонажей (мама Людвига, его сестрички-лисы, другие животные, а также дети). Вообще все исполнители работают как одна профессиональная команда и создают прекрасный актерский ансамбль. И в этом в том числе большая заслуга режиссера. Екатерина Ложкина-Белевич не просто поставила профессиональный спектакль: без длиннот и провисаний, с выдержанным темпоритмом, который помогает зрителям ни минуты не скучать. Было одно удовольствие наблюдать, как с первой минуты в зале установилась тишина (а это, увы, характерно далеко не для всех детских спектаклей). Режиссер выпустила одновременно кассовую и при этом элитарную постановку, а это очень редкое сочетание для театрального Минска. Добавлю, что элитарность проявляется в «мелочах»: к примеру, когда музыку к спектаклю пишет композитор Леонид Павленок (а не используется очередная фонограмма), — это уважение к зрителю и к себе. Спектакль позволяет не только получить удовольствие от динамичного сюжета и прекрасно отдохнуть. Устами животных проговариваются очень важные и серьезные проблемы: от норм поведения (к примеру, в одном из эпизодов идет речь про обман и его последствия) до морального выбора (например, рискнуть ли безопасностью своей семьи, чтобы спасти своего друга и его родных). Но Ложкина-Белевич еще и представила свою, оригинальную интерпретацию сюжета, благодаря чему тематика спектакля выглядит абсолютно современной. В этой постановке история Тутты и Людвига — это еще и поиск себя в достаточно эгоистическом и индивидуалистическом современном мире. Сближение героев — это ответ скептикам, которые считают искренность отмирающим чувством При этом в спектакле нет слащавой приторности и нравоучений. Как нет и идиллии из жизни животных, которая присутствует в финалеоригинального текста. Да, в одном из эпизодов куры действительно помогли лисам. Но папа-лис от этого в один момент не становится добряком и не кидается к ним в объятия. Да, он задумался, его мир качнулся, но в целом его система ценностей осталась прежней. Возможно, в этом — как ни пафосно это прозвучит — и есть правда жизни, а значит, и правда настоящего искусства. Но пока на сценах театров будут появляться такие спектакли, как «Тутта Карлссон», лисов (точнее людей), которые задумываются о своем поведении, явно будет становиться больше.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Людвиг ХIV Ларссон - необычный лисенок. Вместо того чтобы охотиться на зайцев, он дружит с ними и не собирается обманывать никого из зверей. Но его папа считает, что... |
|