Сериал «Друзья»: не оттуда ли родилась популярность Трампа и брексита?
23.09.2019 10:50
—
Новости Культуры
|
Сериал «Друзья» несет ответственность за закат западной цивилизации. Так утверждает американский художник комиксов и писатель Дэвид Хопкинс. Впрочем, он сам признает, что это, конечно, преувеличение. И все-таки, не случайно его эссе об этом популярном шоу («Как один телеситком повлек гибель западной цивилизации») уже прочитали более 4 млн человек с момента публикации в марте 2016 года на портале Поскольку 22 сентября как раз отмечается 25 лет со дня выхода первого эпизода «Друзей», мы не стали обходить стороной эту тему. «Да, я придумал этот заголовок специально для нагнетания», — говорит Хопкинс в интервью Би-би-си. «Происходившее в „Друзьях“ стало предзнаменованием того, что случилось потом», — говорит он. Как умерла компетентностьПод «происходившим» Хопкинс имеет в виду тот факт, что персонаж Росса Геллера (многажды разведенного палеонтолога, которого играет Дэвид Швиммер) постоянно подвергается насмешкам: сначала над ним ухохатываются его друзья по сюжету, а затем и гигантская аудитория этого ситкома. А в том, что она гигантская, — сомнений нет: на протяжении 10 лет показа «Друзья» в среднем набирали по 23 миллиона зрителей. Идиотизм на марше?Все это, признается Хопкинс, осенило его в 2015 году, когда все 10 сезонов «Друзей» стали доступны для просмотра на подписном канале Netflix и он начал их пересматривать запоем. «Я понял, куда все идет. Насмешка над компетентностью и торжество идиотизма, — говорит он. — Довольно скоро мы, американцы, перестали голосовать за политиков на основании их квалификации. Вместо этого мы ранжировали кандидатов на основании того, с кем бы нам хотелось пивка выпить. От этого жуть берет». Но справедливо ли это — ругать «Друзей», последний эпизод которых был показан в мае 2004 года, то есть больше чем за 10 лет до того, как Трамп начал выдвигать себя в качестве кандидата в президенты? «Конечно, ботаны и раньше сидели по углам и не высовывались. Но не будем забывать, как популярны стали „Друзья“, — поясняет автор. — Это просто вездесущий ситком. Его все смотрели и постоянно отмечали, что Росс-то занудный, потому что умный. Не думаю, что с тех пор как „Друзья“ вышли в эфир, многие родители выбрали имя Росс для своего ребенка». Это, по-видимому, справедливо, во всяком случае для Соединенного Королевства, где, по данным Национального бюро статистики, имя Росс, бывшее на 68-м месте по популярности в 1996 году, к 2016 году скатилось на 720-е место . Как «Друзья» помогли Трампу стать президентомВ июне 2016 года медийный обозреватель CNN Брайан Лаури во время обсуждения растущей на тот момент популярности кандидата в президенты от Республиканской партии Дональда Трампа указывал на «Друзей» еще более уверенно. Почему? Дело в том, что после выхода финального эпизода ситкома 6 мая 2004 года один из руководителей NBC решил отдать прайм-тайм в четверг вечером реалити-шоу «Ученик», которое начало выходить в эфир с января того года. А вел это шоу не кто иной, как Дональд Трамп. В новой сетке вещания это шоу сразу набрало аудиторию и в тот год стало седьмой по популярности программой на американском телевидении, хотя позже интерес к нему поостыл. «И все же, уход „Друзей“ сыграл косвенную роль в том, что имидж Трампа, отшлифованный и преподнесенный через призму реалити-ТВ, помог представить его миллионам зрителей как успешного и решительного лидера», — написал Лаури. «Если бы исполнители главных ролей [ситкома] готовы были продолжать — а не отказались бы от зарплаты в 1 млн долларов за эпизод, — то шоу Трампа не расцвело бы в тот мегахит, каким оно стало», — полагает критик. Когда в том же году исполнительного директора NBC Пола Телегди спросили: если бы не шоу «Ученик», смог бы Трамп хотя бы выиграть борьбу за выдвижение в качестве кандидата от республиканцев, он ответил однозначно: «Конечно нет». «Эксперты"с „Фейсбука“Основная мысль Хопкинса заключается в том, что в 2004 году начался поворотный момент, после которого дилетантство расцвело пышным цветом. Это был год, когда был запущен „Фейсбук“, а музыкальное реалити-шоу American Idol стало самой популярной программой на американском телевидении восьмой год подряд. В том же 2004-м началась оккупация Ирака силами коалиции под руководством США — шаг, который ставили под сомнение очень многие эксперты, — и одновременно с этим все чаще стали происходить нападения повстанцев. „На церемонии награждения премии „Грэмми“ 2004 года лучшим рок-альбомом стал „Американский идиот“ группы Green Day,“ — отмечает Хопкинс. — Что иронично, потому что Green Day, по большому счету, критиковали то, что происходило. В 2004 году мы окончательно сложили лапки и приняли идиотизм как ценное качество». Хопкинс также отмечает, что «Друзья» фактически и не уходили с экранов. Даже до того, как сериал стал доступен к просмотру на Netflix, его можно было смотреть в различных других форматах. К тому же его постоянно повторяли, как в Америке, так и в других странах. Он также указывает на тот факт, что не случайно два самых успешных комедийных сериала, вышедших уже после 2004 года — «Теория большого взрыва» и «Как я встретил вашу маму», — тоже так или иначе принижают важность интеллектуальных способностей. «Взять „Теорию большого взрыва“: исключительно умные ребята представлены как социально неадаптированные личности, это постоянный тамошний лейтмотив. Что касается „Как я встретил вашу маму“, то персонаж Тед Мосби — это практически тот же Росс, только для более молодой аудитории», — пишет Хопкинс. Состарился неполиткорректно«Друзья» за прошедшие годы критиковали и по другим причинам; в первую очередь за недостаточно репрезентативный расовый состав героев. Действие ситкома происходит в Нью-Йорке, где, согласно переписи 2010 года, белые составляют всего треть населения. Этот сериал также плохо вписывается в сегодняшние представления о том, как следует изображать ЛГБТ-персонажей. Есть в нем и фэтшейминг — там постоянно издеваются над Моникой (кстати, сестрой Росса) за то, что она в юности была толстой. Однако, по мнению Хопкинса, высмеивание Росса нанесло больше вреда, чем что-либо еще, поскольку это постоянно делалось как бы исподтишка. «Не то чтобы это было как-то злобно или грубо. Этот буллинг не происходил открыто. И тем не менее, собственные друзья Росса „опускали“ его каждый раз, стоило ему только выказать свою образованность. Я все время себя спрашивал: почему он по-прежнему с ними дружит?» — вопрошает Хопкинс. «Это не может не тревожить, если учесть колоссальную живучесть этого ситкома. Люди по-прежнему его смотрят в те времена, когда привлекательность человека, включая и того, кто претендует на высокие посты, перевешивает его или ее эффективность», — отмечает автор. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Сериал «Друзья» несет ответственность за закат западной цивилизации. Так утверждает американский художник комиксов и писатель Дэвид Хопкинс.
|
|