«Белорусское кино переживает худшие за всю свою историю времена». Режиссеры о проблемах «Беларусьфильма». 21.by

«Белорусское кино переживает худшие за всю свою историю времена». Режиссеры о проблемах «Беларусьфильма»

27.09.2019 18:06 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Будем откровенны: белорусский кинематограф переживает сегодня худшие за всю свою историю времена. Нужны кардинальные меры. Кинопроцессом должны управлять творцы-профессионалы, а не чиновники министерства, чьи знания о сути творчества не намного превосходят уровень обычных зрителей», — утверждается в открытом письме известных белорусских кинематографистов, которое 27 сентября опубликовала газета «Народная Воля». Приводим самые интересные выдержки из этого неоднозначного документа, который напрямую связан с сегодняшней ситуацией на «Беларусьфильме».


Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Авторы письма — кинорежиссеры Анатолий Алай, Игорь Волчек, Виталий Дудин, Юрий Елхов, Дмитрий Зайцев, Анатолий Карпов, Маргарита Касымова, Вячеслав Никифоров, Вячеслав Рыбарев, а также продюсеры Александр Рыдван и Светлана Ярошевич.

В начале письма его авторы отдают должное усилиям государства («в результате масштабной реконструкции киностудии „Беларусьфильм“ здесь созданы хорошие условия для творчества, ей постоянно выделяются дотации: ежегодно закупается от четырех до восьми игровых, до 30 документальных, от восьми и более анимационных фильмов») и деятельности гендиректора («Нынешнему руководителю „Беларусьфильма“ В. М. Карачевскому можно только посочувствовать: ему придется нести ответственность не только за то, что сделал сам, но и за грехи предшественников»).

Далее авторы переходят к разбору ситуации, сложившейся в белорусском кинематографе.

В тексте резко критикуется работа отечественных сценаристов.

«Взять, к примеру, две наиболее распространенные в нашем кино темы: лав стори и военную драму. Десятки, если не сотни картин сделаны словно под копирку. Сюжеты примитивные. В первом случае — она бедная, приехала в большой город в поисках счастья и полюбила богатого. Он ею воспользовался и бросил с ребенком. Дальше демонстрируются ее бесконечные страдания в надежде на то, что зритель прольет слезу. И обязательный хеппи-энд: находится благородный мужчина, который разрешает все ее проблемы. Подобные мыльные оперы пользуются сегодня успехом лишь у дам преклонного возраста, воспитанных на индийских фильмах.

То же самое в изображении войны. Рвутся снаряды, строчат пулеметы. Враг силен и коварен. Но в конце концов благодаря мужеству и отваге наших он будет повержен. Даже новейшие технологии, позволяющие творить на экране чудеса (как, например, в фильме „Т-34“), не побуждают больше зрителя хвататься за носовой платок, чтобы утереть слезы, или пить валерьянку».

По мнению авторов письма, «судьбу сценариев определяют люди, представляющие все мыслимые сферы общекультурного процесса, но в большинстве своем далекие от кино. А желательно, чтобы как минимум половину экспертов составляли профессионалы: кинодраматурги, режиссеры, операторы, редакторы, киноведы, продюсеры, актеры, создавшие хотя бы одно заметное произведение, а имена авторов сценариев оставались для экспертов неизвестными до вынесения ими вердикта».

Как утверждают авторы письма, сложная ситуация сложилась в сфере анимации.

«Материально-техническая база и кадры студии [анимационных фильмов] находятся в плачевном состоянии, поскольку все средства, регулярно поступающие на киностудию „Беларусьфильм“ на производство анимационных фильмов, тут же растворяются в „общем котле“.

Выражаясь бытовым языком, аниматоров просто-напросто пробрасывают, так как они являются „договорниками“, что позволяет годами не выплачивать полагающиеся им зарплаты и гонорары. При таком положении дел анимационная студия долго не протянет».

По мнению режиссеров, «главная беда современного отечественного кинематографа в том, что им на всех уровнях управляют амбициозные, властолюбивые люди, очень поверхностно представляющие суть кинопроцесса. Мастер задвинут на задворки, его статус понижен до бессловесного рядового исполнителя, которому позволено лишь интересоваться: „Чего изволите?“».

Правда, ни одной конкретной фамилии «амбициозных» и «властолюбивых» людей, а также людей, которые определяют судьбу сценариев, не называется.

Также в тексте можно найти ссылки на Владимира Ленина, критику интересной картины «Хрусталь» (поскольку ее режиссер Дарья Жук «как личность сформировалась под влиянием западного кино и выражает его идеологию»), а также личные претензии авторов письма к киностудии (чаще всего они связаны с судьбой их картин).

Как общий итог — ссылка на данные кинопрокатчиков. Те утверждают:

«Большинство фильмов, снятых в последние годы на национальной киностудии, окупают себя только на 5−10 процентов. Лишь единицы дотягивают на телевидении до 75 процентов, да и то в течение трех лет».

Что предлагают отечественные кинематографисты? Пойти по пути России.

«В 1990-е годы киностудия „Мосфильм“ переживала аналогичный финансовый и духовный кризис. В 1998 году ее преобразовали в самостоятельный негосударственный концерн. С того времени бессменным генеральным директором и председателем правления является прославленный кинорежиссер Карен Шахназаров.

Студия не только сохранила традиции национального кино, сберегла творческий потенциал, но и стала высокорентабельным предприятием, увеличив свою доходность за последние годы более чем в 10 раз. Производственная мощность студии — более ста игровых картин в год. Современный „Мосфильм“ не нуждается в государственных дотациях. Более того, платит ежегодно налоги, исчисляемые миллионами долларов…»

TUT.BY не смог получить оперативный комментарий «Беларусьфильма» на это письмо. Портал готов представить руководству киностудии возможность обсуждить проблемы белорусского кино.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Будем откровенны: белорусский кинематограф переживает сегодня худшие за всю свою историю времена. Нужны кардинальные меры»
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика