«Голос срывается, и появляется сексуальная хрипотца». Актеры и музыканты из Минска оживили диафильмы
29.02.2020 12:26
—
Новости Культуры
|
Рэп, рок, R`n`B и старые добрые диафильмы — как совместить несовместимое и почему это «качает»? Было время, когда деревья были большими, люди обходились без интернета, а Смешарики и Фиксики еще не родились. Диафильмы как раз из той эпохи. Белая простыня-экран, проектор, круглые коробочки со сказками на пленках, щелчок выключателя, темнота, луч света и … магия — начинается рассказ в картинках. Но это классика. Авторы проекта «Диафильм live» отступили от шаблонов настолько далеко, что самый известный советский милиционер дядя Степа заговорил голосом Высоцкого, а персонажи «Теремка» запели в ритмах регги. TUT.BY встретился с актерами и музыкантами, которые вернули к жизни старые добрые диафильмы, но показали их совершенно по-новому. Про моду на ретро и загадки синей птицы — в нашей беседе с участниками проекта «Диафильм live». Это режиссер Наталья Леванова, актеры Елена Гиренок, Александр Ефремов, Антон Макуха, музыкант Андрей Евдокимов и главный по технике и свету Виктор Красовский. «„Теремок“ получился в стиле регги»«Диафильм live» — три в одном: живой концерт, театр у микрофона и показ сказок на пленках. Посмотреть музыкальные «слайд-шоу спектакли» можно на различных площадках — это арт-пространства, театры, музеи Минска. Случаются гастроли в областные города и поездки на летние фестивали, где показы проходят под открытым небом. — Пыталась объяснить друзьям, что такое «Диафильм live». И это оказалось непросто. Диалог примерно такой: «И что, взрослые люди смотрят диафильмы? Неужели это интересно?» — «Но это не классический показ, а спектакль-концерт с авторской музыкой». — «Теперь совсем не понятно». Наталья Леванова: — Первые показы напоминали театральные читки (чтение пьесы по ролям — прим. TUT.BY). Елена Гиренок: — Мы старались передать атмосферу истории голосом и шумовыми эффектами. Когда эти возможности были исчерпаны, стало ясно, что нужна музыка. Андрей Евдокимов: — Сначала мы пошли прямым путем: актеры читают по ролям, а музыкальное сопровождение создает звуковую атмосферу. Но со временем поняли, что именно музыка делает простую, знакомую историю многослойной и неожиданной. Антон Макуха: — Каждый диафильм решается по-разному. «Теремок», например, получился в стиле регги. — В ваших постановках звучит полярная музыка — от тяжелого рока до махровой попсы. Почему такой разнобой? Антон Макуха: — То, что шесть человек с разными музыкальными вкусами способны что-то создать вместе, — это уже чудо. Но мы не стараемся ухватиться за ту музыку, которую любим и слушаем сами. Важно понять, в чем фишка каждой истории и какой стиль поможет ее раскрыть. Где-то уместен рок, а где-то — попсовый мотив или рэп. Александр Ефремов: — Это может показаться смешным, но из любого диафильма можно сделать классный шансон или рэп. Мы проверяли. Елена Гиренок: — «Но посмотри-ка, что нашла я в шкафу, — куст ежевики!» (Напевает Лена строчку из сказки о муми-троллях, подражая шансону). Все стили музыки в нашем распоряжении. Свобода! Вот мы и думаем: «А не замахнуться ли на оперу?» Антон Макуха и Александр Ефремов (одновременно): — Н-е-е-т! — Напугали коллег. Елена Гиренок: — Насчет оперы — это шутка, конечно. У нас есть голосовые данные, но к опере мы пока не готовы. Хотя кто знает? Когда переслушиваю наши концертные записи, то сама удивляюсь: как удалось так спеть? А потом понимаю, что когда увлекаешься героем, то забываешь про контроль над голосом. Антон Макуха: — Радует, что проект становится сложнее. И в музыкальном плане в том числе. Связки срываются, в голосе появляется сексуальная хрипотца. «Не просто детские сказочки»— Не боитесь «переусложнить» проект и незаметно для себя перейти в артхаус, остаться понятными только небольшой аудитории? Андрей Евдокимов: — Когда мы начинали, то не знали, понравится ли это кому-то еще. Ни на кого не ориентировались, делали то, что нам нравится, говорили, о чем думали. И сейчас так же. Те, с кем мы совпадаем в эмоциях и мыслях, становятся нашими зрителями. — Изначально серьезно относились к диафильмам? Не думали: «Да кому это интересно сегодня!» Елена Гиренок: — Как-то мой муж Саша был на нашей репетиции. Мы тогда обсуждали сказку «Синица — синяя птица», которая всех зацепила, но понимали мы ее по-разному. И вот сидят шестеро взрослых, смотрят детскую пленку и спорят: «Синяя птица — это символ «того-то». — «Нет, ты ничего не понял. На самом деле это означает «то-то». В общем, наши мнения разошлись, и появилось несколько версий, что же на самом деле символизируют синяя птица и синяя роза. Саша потом спросил меня: «О чем вы так долго спорили? Это же детская сказка! Зритель все равно не поймет, тех смыслов, которые вы закладываете». Но у меня свой аргумент: «Не поймет, так почувствует». Андрей Евдокимов: — Сказку написала советская и азербайджанская поэтесса Алла Ахундова. Текст поэтический, весь построен на образах и не всегда ясно, что точно имеется в виду. Виктор Красовский: — Но при этом сюжет достаточно прочный, понятный: Синяя птица летала-летала и встретила Деда Мороза, который примерз пятой точкой ко льду, решила ему помочь и найти синюю розу, чтобы случилось чудо. В итоге она нашла розу, но не синюю, а красную, и тут неожиданно наступила весна. В финале истории — инструкция или мораль: «Синяя роза бывает, ребятки, только в сказках». Александр Ефремов: — О таких сюжетах Клим, сын Наташи и Вити, говорит: «Папа, зачем ты ставишь мне такие взрослые мультики?» Виктор Красовский: — Он, кстати, на ночь смотрел мультфильм «Цапля и журавль» Норштейна. Так что не надо… Правда, до этого несколько серий «Фиксиков». Но, слава богу, есть Норштейн. Наталья Леванова: — А с «Синицей — синей птицей» интересно получилось. Мы спорили-спорили, в итоге решили написать автору. Узнали, что ей 80 лет, и живет она в Москве. Ответ разрешил наши споры. Оказалось, что автор Алла Ахундова даже не знала, что по ее стихам в 1985 году был создан диафильм. И очень удивилась, что люди нашего поколения еще застали такое явление, как диафильмы. Андрей Евдокимов: — Образ Синей розы часто встречается в азербайджанских сказках и знаком ей с детства. Он символизирует вымышленный мир. Антон Макуха: — Материал, с которым мы работаем, детский. Но чем дольше изучаем его, тем очевиднее, что эти истории не просто детские сказочки. Часто авторы закладывали больше смыслов, чем предполагает сам жанр. Виктор Красовский: — Редактура диафильмов была более свободной по сравнению с кино и мультипликацией советского времени. Некоторым авторам удавалось выйти за рамки повестки дня, уйти от советской конъюнктуры. Да и с точки зрения художественных решений и монтажа очень многие диафильмы действительно интересно сделаны. «Диафильмы — это когда дельфинов показывают»— Часто приходится объяснять, что такое диафильмы? Все-таки это понятие из советского детства. Андрей Евдокимов: — Сегодняшние двадцатилетние не ассоциируют диафильмы со своим прошлым, с детством, в отличие от тех, кто старше. В нашем проекте их цепляет современное звучание и визуальный ряд в стиле ретро. Антон Макуха: — Как явление диафильмы ушли в прошлое. Это визуальный вид искусства, который фактически потерян. Да, сами пленки хранятся в архивах, у коллекционеров, но новые не создаются. Наталья Леванова: — В наше время есть объединение художников в России, которое называется «Новый диафильм», но их творения не тиражируются, а существуют в единичном экземпляре. Елена Гиренок: — На детских показах вопрос «Что такое диафильмы?» часто остается без ответа. Или из зала звучат забавные версии. Самая смешная: «Это когда дельфинов показывают». — Почему продолжаете заниматься этим проектом, несмотря на занятость в кино, театре и другие работы? Антон Макуха: — В театре бывают такие спектакли, когда выходишь на аплодисменты в финале и ощущаешь, что зал аплодирует не потому, что постановка понравилась, а потому что так принято, потому что все хлопают. А в этом проекте я чувствую искренность реакции зрителей. Елена Гиренок: — Кто в подростковом возрасте не мечтал иметь свою музыкальную группу? И, наконец, эта мечта сбылась. Александр Ефремов: — Когда был студентом, даже делал попытку создать группу, но как-то все заглохло тогда. Виктор Красовский: — В моей жизни этот проект появился поздновато, когда я уже убил в себе желание играть в группе. Теперь приходится разархивировать забытые мечты. Наталья Леванова: — Хотя это еще вопрос, можно ли считать нас группой. Мы не совсем театр, и не совсем музыкальный коллектив — мы что-то новое, в чем сочетаются черты и того, и другого. — Кто автор фразы «Ты, деточка, не так качаешь»? Вы часто ее используете между собой. Наталья Леванова: — Это цитата из диафильма «Снегурочка». В том сюжете девочка-Снегурочка заблудилась в лесу и нашла избушку Буры-Яги, которая напоила, накормила девочку, а потом заставила себя в люльке качать, как маленькую. Вот такая неожиданная интерпретация сказки о Снегурочке… Бывает, мы выхватываем фразы из контекста и используем их в жизни или когда общаемся в нашем совместном чате. И, если кто-то предлагает идею, которая не очень нравится, отвечаем словами Буры-Яги: «Ты, деточка, не так качаешь!». Александр Ефремов: — А если наоборот — идея классная, то пишешь: «Дядя Степа одобряет!». Ближайший показ проекта «Диафильм live» в Минске 5 марта в арт-пространстве Ok16. Программа "Герои и злодеи" рассчитана на взрослую аудиторию (16+). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Голос срывается, и появляется сексуальная хрипотца». Актеры и музыканты из Минска оживили диафильмы Рэп, рок, R`n`B и старые добрые диафильмы - как совместить несовместимое и почему это «качает»?
|
|