Гений-истребитель. Как Пикассо создавал шедевры и менял женские судьбы
28.05.2020 11:50
—
Новости Культуры
|
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. К Пабло Пикассо это относится в полной мере. Авторство великих полотен, колоссальное влияние на искусство ХХ века, многомиллиардное состояние… А еще обожание женщин. Такого количества женских портретов не сыщешь, кажется, ни у одного другого художника. Но если в творчестве гениальность Пикассо была созидающей, то в делах сердечных она имела разрушающую силу. Дамский любимецДруг Пикассо, французский драматург Жак Кокто однажды сказал о нем: «Если бы он не стал художником, он бы стал Дон Жуаном». Сам маэстро тоже много любопытного говорил о любви, в частности о двух своих главных пристрастиях: «Мою жизнь продлевают работа и женщины». Действительно, за каждый поворот в творческом пути художника нужно благодарить ту женщину, которой посчастливилось (или не посчастливилось) оказаться рядом с ним. Для самих же муз и возлюбленных встреча с Пикассо зачастую заканчивалась трагически. Женщины вращались вокруг Пикассо, словно вокруг солнца, всю его жизнь. Он и в детстве был любимым маминым сыном. Родился Пабло, как и полагается испанцу, в обедневшем дворянском роду, при крещении получив пышное имя из дюжины составных частей. Среди его предков были и архиепископ Лимы, и вице-король Перу, а вот художник оказался всего один — отец Хосе Руис, впрочем, не добившийся на этом поприще значительных успехов. Мать баловала Пабло сверх всякой меры. А еще были сестры, тетки, заботливая бабушка… Потому-то Пабло, воспитанный в окружении обожавших его женщин, с детства привык к тому, что рядом всегда находится преданная спутница жизни, готовая исполнить любой его каприз. Голубой и розовыйПикассо и сам с младых ногтей вечно был в кого-то влюблен. Еще в годы учебы в Барселоне он был очарован танцовщицей Роситой дель Оро на десять лет старше его. Росита, как позднее многие женщины, вспоминала, что Пабло буквально загипнотизировал ее своим «магнетическим» взглядом. Забегая вперед — в памяти Пикассо Росита осталась единственной женщиной, которая после расставания не отзывалась о нем дурно. «Гипноз» действовал пять лет, после чего Пикассо покинул Барселону — и Роситу — и перебрался в Мадрид. Однако в конце концов, объявив Испанию средоточием ханжества, молодой художник отправился в Париж, где царили Искусство и Свобода. Богемной свободы Пикассо хлебнул сполна, а вот с искусством не задалось — Париж не спешил покоряться приезжему дарованию. Денег не хватало даже на краски — как раз тогда и начался знаменитый «голубой» период творчества Пикассо, а синяя и серая краски навсегда стали для него синонимом нищеты. Жизнь ему скрашивала разве что вереница возлюбленных — они же обычно служили и натурщицами. Среди них стоит упомянуть Фернанду Оливье, вдохновившую Пабло на знаменитый образ «женщины-гитары». Именно Фернанда стала музой более спокойного «розового» периода в творчестве Пикассо, сменившего депрессивный «голубой». Картинами молодого испанца заинтересовались богатые коллекционеры — в том числе Гертруда Стайн, дочь американского миллионера. Она же познакомила Пабло с Матиссом, Модильяни и другими художниками, задававшими тон в искусстве. Нищета отступила, а вот в отношениях с возлюбленной наступил разлад: Пикассо как раз создал новое направление — кубизм, и его новая картина «Авиньонские девицы» не только эпатировала публику, но и возмутила Фернанду, усмотревшую в ней оскорбление для себя лично. В зенитеХудожник нашел себе новую подругу — Еву Гуэль. Она — в отличие от Фернанды — к современной живописи относилась спокойно и охотно позировала Пабло для портретов в стиле кубизма. Счастье закончилось весной 1915 года: Ева заболела туберкулезом и умерла. Пикассо тяжело переживал гибель любимой — он растерял весь лоск и ударился в разгул. Лишь спустя два года его вытащил из этого состояния Жан Кокто, познакомив с Сергеем Дягилевым — хозяином прославленного «Русского балета». Одной из красивейших балерин в труппе была Ольга Хохлова, ставшая, пожалуй, самой известной женщиной в судьбе Пикассо. Он увлекся ею со всем присущим ему темпераментом. Дягилев предупреждал нового знакомого: «Учтите, на русских девушках нужно жениться!» — но художник только смеялся, полагая, что в сердечных делах он сам себе голова… Однако, как показало время, Дягилев со своим предостережением словно в воду глядел. 12 июля 1918 года Пабло с Ольгой поженились. Художник был в зените славы, он стал настоящим светским львом — и всюду его сопровождала красавица жена. Через три года она родила ему сына Паоло, в котором оба родителя души не чаяли. Но в конце концов сытая размеренная жизнь начала тяготить Пикассо. Он все больше замыкался в себе, а Ольга устраивала бурные сцены ревности. Свое раздражение он вымещал в живописи, изображая жену в виде то старой клячи, то злобной мегеры. Тем не менее художник не хотел развода — ведь по условиям брачного контракта пришлось бы делить поровну все состояние, а главное — его картины! Таким образом, Ольга до самой смерти оставалась официальной женой художника и утверждала, что не переставала любить Пикассо. Тот отвечал ей: «Ты любишь меня, как любят кусок курицы, стараясь обглодать его до кости!» Просто «Бог»После разрыва с женой у Пабло появилась новая страсть — 17-летняя Мари-Тереза Вальтер, которая родила ему дочь Майю. Пикассо, правда, так и не признал себя отцом девочки, зато согласился… стать ее крестным. На смену Мари-Терезе пришла фотограф и художница Дора Маар — именно она создала уникальный фоторепортаж, фиксируя на камеру все этапы создания полотна «Герника», посвященного уничтоженному фашистами городку в Стране Басков. Но был у нее и недостаток — чрезмерная слезливость, из-за чего для Пикассо она навсегда осталась «Плачущей Женщиной». Вторая мировая застала Пабло в Париже. Даже ему в годы оккупации приходилось туго: достать угля, чтобы протопить мастерскую, было невозможно, и художник почти все время проводил в кафе, в кругу друзей и почитателей. Там он познакомился с новой возлюбленной, художницей Франсуазой Жило. Уже после войны она родила Пикассо двоих детей: сына Клода и дочь Палому. Казалось, 70-летний маэстро наконец обрел свое счастье… Но через несколько лет случилось невообразимое: Франсуаза забрала детей и ушла от художника, заявив, что ей «не хочется провести остаток жизни с историческим памятником»! Для Пикассо, который хвастался, что «ни одна женщина не покидала его по своей воле», это стало ударом. Новость разлетелась по всему Парижу, и Пикассо сделался предметом насмешек. Спасение от позора он нашел в объятиях новой фаворитки — Жаклин Рок, 25-летней продавщицы. Она не разбиралась в искусстве, не была ни роковой красоткой, ни богемной девицей, зато ради Пикассо была готова на все — так и называла его: «мой господин», а то и просто «Бог». К тому времени Ольга скончалась, освободив художника от обязательств брачного контракта, и он немедленно женился на Жаклин. Свадьба была скромной, да и светская жизнь больше не прельщала Пабло — супруги жили в уединении, что было Жаклин только на руку: делить своего гения она ни с кем не собиралась. Впрочем, главным для него все равно оставалась живопись. И незадолго до своей кончины (Пикассо ушел из жизни в 91 год на роскошной вилле) он признавался: «Я умру, так никого и не полюбив… Я часто думаю о смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. К Пабло Пикассо это относится в полной мере. Авторство великих полотен, колоссальное влияние на искусство ХХ...
|
|