Чем дальше кризис, тем экономнее становится белорусская экономика. Чтобы поправить растущий дефицит торгового баланса, приходится вычеркивать все новые статьи некритического импорта. Одна из них – вторсырье…
Президент А.Лукашенко в конце июня
подписал Указ № 327 «О Государственной программе сбора
(заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике
Беларусь на 2009-2015 годы». На финансирование программы
выделяется 276,6 млрд. рублей.
Тема - весьма актуальная для Беларуси, не располагающей
значимой сырьевой базой. Импортировать промышленное сырье
и полуфабрикаты накладно, несмотря на кризисное падение
цен. Сбор и вторичная переработка вполне могли бы стать
одной из важных вспомогательных отраслей. Однако не
стали. Мало того, работа эта организована у нас так, что
вторсырье даже для скромных мощностей по его переработке
приходится импортировать! В 2008 году в страну ввезено
более 20 тысяч тонн стеклобоя на сумму 2,5 млн. долларов
США, а также почти 110 тысяч тонн макулатуры на сумму
15,9 млн. долларов.
Как и 70 лет назад основной поставщик вторичных ресурсов
- сеть заготовительных пунктов сбора, а также пункты
сортировки коммунальных отходов. Зарубежный опыт
раздельного сбора коммунальных отходов в разноцветные
контейнеры у нас пока не прижился (хотя средства на
изготовление и расстановку таких контейнеров по некоторым
улицам и дворам затрачены вполне приличные). Основные
виды собираемых отходов - бумага и картон, стекло,
полимеры, текстиль, резина. С распадом пионерской
организации промышленность лишилась металлолома, хотя
разбросано его в промзонах и колхозах
предостаточно.
Нужда в новой государственной программе явно назрела.
Одна беда - государство принимает такую программу и само
же берется ее исполнять. Как и прежде, основным
распорядителем отходов остается ГО «Белресурсы»
(правопреемник советского Госснаба), при активном участии
данного ведомства программа и создавалась.
Нигде в цивилизованном мире государство сбором и
переработкой отходов не занимается. Оно лишь льготирует
при необходимости профильный частный бизнес и даже
дотирует его, когда это связано с утилизацией и
переработкой отходов, опасных для окружающей среды. И
это, кстати, не менее важный фактор, чем экономия
первичного сырья. В 2008 году в Беларуси собрано около 3
млн. тонн твердых коммунальных отходов, большая часть
которых вывезена на полигоны захоронения. Площадь свалок
(соответственно - выводимой из полезного оборота земли)
растет, растет и степень атмосферного и водного
загрязнения, отходы на полигонах практически не
перерабатываются. Есть и такие виды отходов (например,
батарейки, некоторые типы ламп и бытовых приборов),
утилизация которых на свалках запрещена (как и сброс
потребителями в бытовой мусор), а технологий безопасной
переработки нет даже на Западе. Для хранения подобных
отходов строят специальные сооружения. Мы на эту тему
пока молчим, помалкивает и утвержденная президентским
указом Программа.
Беларусь в этой деликатной сфере сохранила и развивает
советский опыт. Работа с отходами у нас - это не бизнес,
а по-прежнему освоение солидных бюджетных средств,
которые выделяются на содержание пунктов сбора и
заготовки, расчеты с населением, на закупку специальной
техники и оборудования. Новая программа предусматривает
еще и создание заводов по переработке вторсырья (в том
числе отходов асфальтобетона и строительных отходов),
открытие региональных центров по сбору отходов сложной
бытовой техники и транспортных средств.
Как и всякая Государственная программа, эта также
направлена на рост объемов (заготовки вторичного сырья),
наиболее полное удовлетворение потребностей
(перерабатывающих организаций), что позволит сократить
импорт (стеклобоя и макулатуры) и даже организовать
экспорт (вторичного текстиля, полимеров, изношенных шин).
Есть и прогнозные показатели: увеличить объем вторичной
переработки текстиля и строительных отходов более чем в
1,2 раза, макулатуры и отходов асфальтобетона - в 1,5
раза, полимеров - в 2 раза, изношенных шин и
стеклоотходов - в 5 раз.
Возможно, данные показатели будут выполнены по всем
правилам госотчетности, тем более что отправная точка для
«роста» совсем скромная. Получит ли страна реальный
эффект? Сомнительно. Потому что с точки зрения конечного
результата - эффективного сбора и переработки - это в
Беларуси не бизнес. Зато с точки зрения «освоения и
распределения» бюджетных средств - еще какой бизнес! В
2007-2008гг. только на «организацию сбора и заготовки
вторичного сырья» израсходовано около 60 миллиардов
рублей. А ведь отходы - не холодильник, не трактор,
специфика учета здесь совершенно иная.
Один из читателей «Белорусского партизана», работающий в
этой системе, приводит такой пример: «… Для всех
субъектов хозяйствования, которые реально осуществляли
сбор и заготовку вторичного сырья, была придумана еще
одна хитрая модель - возмещение затрат. На все
организации «возмещение» не предполагалось, так как при
реальном возмещении на всех денег не хватит! Не
указывается также уровень затрат и уровень возмещения.
Таким образом, была создана модель планово-убыточной
системы заготовки, что позволило автоматически отсечь
«неподконтрольные» частные организации. …Руководство ГО
«Белресурсы», осознавая, что стоимость сырья низкая -
делало видимость (для чиновников других министерств), что
проявляют заботу об организациях, осуществляющих
сбор-заготовку вторичного сырья. Это проявлялось в
попытках заставить организации, использующие в своем
производстве вторичное сырье, повысить закупочную
стоимость вторичного сырья. Эта вся видимость
«отстаивания интересов» происходила, якобы по причинам
недовольства со стороны организаций осуществляющих
сбор-заготовку. Таким образом, руководство ГО
«Белресурсы», самовольно возмещая затраты
«подконтрольным» организациям, проводило политику
стравливания между собой двух отраслей - заготовительную
(сбор-заготовка) и производственную (использование
вторсырья в производстве)».
А есть еще и солидные материальные активы - дорогостоящие
импортное оборудование и спецтехника, контроль за
использованием которых затруднен. И будет, согласно новой
Программе, закупаться новая техника. Значит, будут новые
тендеры с участием заинтересованных лиц. Хотя тот же
осведомленный читатель вообще сомневается в
целесообразности новых закупок (видно, не присущ ему
государственный размах): «Нет реальных цифр,
подтверждающих необходимость новых закупок спецтехники и
спецсредств. Уже имеющаяся техника тот объем вторсырья,
который был собран за два прошедших года, могла собрать и
перевезти за несколько недель. Однако прописанные в Указе
Президента спецсредства и спецтехника ОБЯЗАНЫ будут
закупаться - руководство ГО «Белресурсы» уж
постарается».
Казалось бы, чего мы с дотошным читателем к этим отходам
так прицепились. Ничего особенного, есть и более
серьезные отрасли, точно также «осваивающие и
распределяющие» более серьезные бюджетные деньги. Оно
так, конечно. Только за отходы по-особенному обидно.
Во-первых, из-за нашей и без того не очень благополучной
экологии. Во-вторых, с досады, что даже отходы нам
приходится импортировать.
Чем дальше кризис, тем экономнее становится белорусская экономика. Чтобы поправить растущий дефицит торгового баланса, приходится вычеркивать все новые статьи некритического импорта. Одна из них – вторсырье…