Директорам заводов одновременно запрещено дёшево продавать продукцию, отправлять её на склад и сокращать производство.
Хотя в складах преимущественного
большинства белорусских предприятий уже не помещается
количество изготовленной, но не реализованной продукции,
объёмы и темпы производства на них не уменьшаются.
Экономист Леонид Злотников утверждает, что к этому
директоров принуждают министры и заранее составленные
планы по объёмам выпуска. И наказание за невыполнение
запланированных показателей, говорит экономист, может
быть даже более жёстким, нежели за затаренные
склады.
Леонид Злотников: "Разгрузить склады можно, если
продавать дёшево. Но дёшево продавать запрещено. Можно
разгрузить, если приостановить производство. Но
приостанавливать производство тоже запрещено. Что делать
директорам? Дёшево продавать нельзя, приостанавливать
производство нельзя и отправлять на склад нельзя,
поскольку они и так забиты. И показатели снижать нельзя.
Они загнаны в угол, из которого выхода нет. И поэтому
ведут себя так: за что меньше накажут - то и
делают".
Такая экономическая политика, по его словам, приведёт к
полной остановке и банкротству предприятий: "Закончится
тем, что на склад пойдёт вся та валюта, которая есть в
стране. И валюты больше не будет, чтобы закупить новое
сырьё, запчасти и так далее. Это приведёт к снижению
объёмов производства и к остановке предприятий в конце
концов".
По мнению экономиста Александра Чубрика, белорусское
правительство не способно пойти на сокращение
производства лишь по той причине, что это требует
изменений, к которым наши чиновники не подготовлены.
Именно поэтому был выбран путь всеми возможными способами
разгрузить склады. И сохранить производство в прежних
объёмах.
Александр Чубрик: "Чтобы существенно сократить
производство - это требует каких-то мер по оптимизации
количества занятых, структуры производства. Требует
каких-то изменений в экономической политике. И
правительство сегодня больше направлено на то, чтобы
сократить запасы. Хотя одновременно сохранить
производство и сократить запасы, очевидно,
невозможно".
Правда, прогнозы на будущее у экономиста не так мрачны,
как у Леонида Злотникова: "В нашей плановой экономике
сейчас появляется второй плановый показатель. Это -
отношение запасов к объёмам производства. Я думаю, что
сейчас этот показатель будет являться более существенным,
нежели темпы роста производства".
Еврорадио попыталось узнать на самих предприятиях о
причинах, препятствующих им временно приостановить или
сократить производство. Но заместитель генерального
директора по реализации и техническому сервису Минского
моторного завода Виктор Марцинкевич отказался обсуждать
эту тему, сославшись на большую занятость. Также не
захотели отвечать на вопросы Еврорадио на Минском
автозаводе.
Зато в отделе сбыта Оршанского льнокомбината неожиданно
сообщили, что они, напротив, расширяются и увеличивают
объёмы производства: "Нет, вопроса о сокращении у нас не
возникало. Нас, наоборот, расширяют: набрали новые
отделы".
Не видят смысла в сокращении производства и на
Борисовском заводе автотракторного электрооборудования.
Причём, говорит главный инженер завода Геннадий
Карницкий, им удаётся не только объёмы не сокращать, но и
склады очищать: "Мы держим эту планку выполнения объёмов.
Всё реализуется по этим объёмам и плюс - отбираем запасы
со складов".
На заводе уже, говорит главный инженер, мечтают о том,
чтобы увеличить объёмы производства: "Выберем всё со
складов - будем наращивать производство. Сейчас же смысла
нет. Нужно выбирать склады и выдавать в тех пределах,
какие проценты оговорены и согласованы с
правительством".