Отечественное машиностроение, получившее от кризиса самый ощутимый удар, выводить из комы правительство намерено созданием Белорусской лизинговой компании. Как заявила 2 сентября на пресс-конференции в Минске заместитель министра экономики Татьяна Старченко, что сейчас ключевая задача для предприятий — расширение географии продаж.
«В основном все наши отрасли имеют стратегию экспортных продаж, которые включают мероприятия по созданию новых товаропроводящих сетей, расширение форм расчетов, использование лизинга для увеличения экспорта продукции машиностроения в Россию».
О том, что государство планирует более широко использовать лизинговые схемы для реализации продукции белорусских производителей на экспорт, стало известно еще в мае. Тогда в Администрацию президента были внесены проекты двух указов, касающихся лизинговой деятельности. Одним указом предполагалось предоставить лизинговым компаниям право заниматься экспортным лизингом. Другим документом оговаривались условия создания и функционирования Белорусской лизинговой компании.
По информации «Белорусских новостей», планируемый объем инвестиций в капитал компании — около 400 млрд. белорусских рублей. Предполагается, что компания, которую планируется создать на базе ОАО «Промагролизинг», будет помогать предприятиям машиностроительной отрасли продавать продукцию за рубеж на льготных для покупателей условиях, а также финансировать поставки импортного оборудования и технологий для белорусских предприятий.
«Практика, когда государство предоставлением преференций, льготных кредитов, созданием лизинговых компаний стимулирует сбыт продукции собственных производителей, не нова и характерна для условий кризиса. Все страны идут этим путем. Например, в России созданы десятки крупных лизинговых компаний с фондами в несколько миллиардов долларов для поддержки тех или иных отраслей экономики», — поясняет председатель Белорусского союза лизингодателей Александр Цыбулько.
Белорусскому машиностроению сейчас любая форма поддержки — как глоток свежего воздуха. За 7 месяцев этого года объем промышленного производства в Беларуси снизился на 3,9%. При этом наибольшее падение объемов производства по отношению к аналогичному периоду прошлого года произошло в машиностроении и металлообработке — на 22,7%.
По данным Белстата, за январь-июль этого года по отношению к аналогичному периоду прошлого года производство грузовых автомобилей сократилось на 52,3%, автобусов — на 32,1%, тракторов — на 35,9%, автомобильных прицепов и полуприцепов — на 39,3%.
Еще в июле первый вице-премьер Владимир Семашко на заседании президиума Совмина отмечал, что в этом году для предприятий Минпрома характерно падение объемов производства и критическое нарастание запасов готовой продукции. Основной причиной такого положения он назвал неудачную работу валообразующих предприятий — Минского автозавода и Минского тракторного завода, значительно снизивших поставки продукции, прежде всего в Россию.
По словам В.Семашко, если в 2008 году МАЗ продал в РФ 12 тысяч грузовых автомобилей, то в первом полугодии этого года только 786 и планирует выйти по итогам года на показатель около 3 тысячи машин. Что касается МТЗ, то в прошлом году предприятие продало на российском рынке 25,9 тысячи тракторов, за первое полугодие этого чуть более 6 тысяч штук. Реальная цифра на конец года — около 11 тысяч.
В этой связи создание лизинговой компании рассматривается как эффективная антикризисная мера по увеличению экспорта продукции машиностроения. Особенно учитывая сложности переговоров с российской стороной о введении для российских покупателей преференций для закупки белорусской техники.
Беларуси так и не удалось решить вопрос о возможности получения российскими покупателями белорусской техники через «Россельхозбанк» льготных кредитов, которые субсидирует правительство РФ. Этот вопрос закрыт. Теперь стороны ведут переговоры со «Сбербанком» о предоставлении российским покупателям белорусской техники льготных кредитов с обслуживанием 2/3 ставок за счет белорусского бюджета.
Появление Белорусской лизинговой компании заметно ускорило бы процесс предоставления кредитных преференций для российских покупателей. Однако проект указа о создании компании по-прежнему находится на согласовании. И, как поясняют специалисты, пока не ясно, каким будет окончательный вариант проекта, и каким образом будет функционировать лизинговая компания.
По словам заместителя генерального директора ОАО «Промагролизинг» Натальи Копаневой, «сейчас обсуждаются вопросы налогообложения, лизинговой деятельности. Есть ряд документов, тесно взаимосвязанных. В зависимости от их принятия и будут реализовываться те или иные механизмы продвижения белорусской продукции на экспорт с помощью лизинга».
Белорусскому машиностроению сейчас любая форма поддержки — как глоток свежего воздуха. За 7 месяцев падение объемов производства в машиностроении и металлообработке — 22,7%...