Под угрозой краха. 21.by

Под угрозой краха

07.09.2009 19:25 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Тихо и незаметно, будто из-за угла, которого раньше никто не хотел замечать, к отечественному автотракторостроению подкрался дяденька по имени Кризис.

И теперь, потирая руки и усмехаясь, он наблюдает за потугами избежать полного краха предприятий, которые еще недавно были гарантами силы и процветания.
 
В январе более 30% промышленных предприятий в Беларуси были убыточными. По данным Национального статистического комитета, по итогам января 2009 года 624 промышленных предприятия получили чистый убыток на общую сумму 200,4 млрд. Наибольшие суммы чистого убытка наблюдаются именно у предприятий машиностроительной отрасли.
 
В январе-феврале нынешнего года в машиностроении и металлообработке объем промышленного производства снизился на 20,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А недавние флагманы белорусской промышленности - производители грузовых автомобилей и тракторов - за первые два месяца 2009-го продемонстрировали наиболее существенное снижение объемов производства. Производство тракторов, зерноуборочных комбайнов и грузовых автомобилей сократилось почти на 40%. При этом экспорт собираемой в Беларуси машиностроительной техники сократился в разы.
 
По сравнению с первым месяцем прошлого года в нынешнем январе экспортировано лишь 16,6% прицепов и полуприцепов, 16,2% автомобилей специального назначения, 12,5% грузовых автомобилей и седельных тягачей, 11,8% дорожно-строительной техники. На фоне этих цифр о возможном крахе белорусского машиностроительного комплекса заговорили даже те, кто раньше об этом боялся думать.
 
Одни работают
 
Нельзя сказать, что наше государство в лице президента и правительства спокойно наблюдает за тем, как к полной остановке производства приближаются ведущие предприятия отечественного машиностроения. Не случайно глава государства поднимает вопросы, связанные с возобновлением поставок белорусской техники в прежних объемах, практически в ходе всех последних встреч с первыми лицами России.
 
Попыткой реагировать на изменение ситуации можно считать и недавнее преобразование РУП «МАЗ» в ОАО «МАЗ». Многие успели окрестить это преобразование «предпродажной реформацией». Однако заместитель коммерческого директора по реализации грузовой техники ОАО «МАЗ» Сергей ЗАХАРЕВИЧ, комментируя по просьбе «Е:Дорога» переговорные процессы с потенциальными инвесторами, признался, что «конкретных договоренностей с потенциальными инвесторами на данный момент нет. Это связано в том числе и с тем, что все формальности по преобразованию РУП «МАЗ» в ОАО «МАЗ» еще не завершены. Вопрос привлечения инвестора на взаимовыгодных для обеих сторон условиях будет рассмотрен».
 
Весьма абстрактно представитель автозавода обрисовал и планы диверсифицировать рынки сбыта белорусских машин. С начала года 85 машинокомплектов МАЗ поставил в Египет, планируется отправить туда еще 50 единиц техники. Около 150 «МАЗов» уже поставлено в нынешнем году в Венесуэлу. Ожидается, что до июня текущего года в Туркменистан отправится около 200 единиц техники МАЗ.
 
 
Цифры не слишком убедительные для промышленного гиганта, но на более актуальные вопросы Захаревич ответил коротко и ясно: «Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства на нашем предприятии - в пределах допустимой нормы. Сокращение численности персонала на Минском автомобильном заводе в данный момент не планируется».
 
И что особенно важно: «В ближайшие месяцы сокращения объема выпуска продукции не будет».
 
Другие насторожены
 
Несколько иначе оценивает ситуацию генеральный директор группы предприятий «Дорэлектромаш» Юрий ТУМАХА, который смотрит на вещи более реально: «Ситуация ухудшается однозначно. И спасительных рецептов для предприятий у меня нет. Но нельзя продолжать заставлять делать продукцию на склад - это точно».
 
Нет антикризисных рецептов и у Владимира МАРКИНА, главного советника по экономическим вопросам Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Как оживить рынок, никто не знает. В экономике все механизмы настолько взаимосвязаны, что говорить о преодолении кризиса исключительно предприятиями машиностроительной отрасли не приходится. Когда идет война по всему фронту: и на воздухе, и на земле, то нельзя говорить о том, что есть возможность одержать полную победу на отдельном участке фронта».
 
По оценкам Маркина, «времена предстоят тяжелые, и прогнозировать развитие ситуации очень сложно. Но все равно нам придется идти путем реструктуризации всей экономики».
 
На вопрос, удастся ли ступить на этот путь наряду с необходимостью продолжать выполнять планы и работать на склад, пока не могут ответить даже в самых высоких кабинетах. И если политики уже не стесняются говорить о необходимости диверсификации рынков сбыта белорусской машиностроительной продукции, то большинство руководителей предприятий, к сожалению, попросту не понимают, как это сделать.
 
Третьи спокойны
 
Ряд экспертов «Е:Дорога» отмечает, что Беларуси на самом деле не стоит выдумывать никаких специфических рецептов для своего автопрома, на котором во многом держится экономика. Нужно всего лишь грамотно адаптироваться к сложившимся обстоятельствам.
 
По словам руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида ЗАИКО, «в первую очередь нужно отказаться от всех прогнозных показателей и от необходимости их выполнять. У нас ведь по-прежнему заложены 10-12 % прироста производства. Это официальное требование руководства страны к промышленным предприятиям. Но если тракторов и машин у нас покупают сейчас в разы меньше, то и производство должно быть в разы меньше. Нужно просто оставить все эти прогнозные показатели как исторический документ, подтверждение тех глупостей, которые делало наше правительство».
 
 
После этого, по мнению эксперта, необходимо «провести реструктуризацию, сбросить ненужные мощности, облегчить загрузку предприятий, заняться созданием новых точек роста».
 
При этом Заико уверяет, что «краха у нас не будет»: «В американской банковской системе тоже прогнозировался крах, но его не случилось. Почему? Потому что правительство США взяло деньги из бюджета и направило их на поддержку своей банковской системы. С белорусским машиностроением будет то же самое: возьмут наши с вами деньги в виде налогов и помогут крупным предприятиям».
 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Тихо и незаметно, будто из-за угла, которого раньше никто не хотел замечать, к отечественному автотракторостроению подкрался дяденька по имени Кризис.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика