Бизнес-сообщество подготовило правительству очередную порцию предложений по разгрузке складов белорусских предприятий. Предприниматели считают, что решать эту проблему необходимо комплексно, с проведением макроэкономических преобразований.
Предложения выработаны в рамках правительственной рабочей группы. Она была создана 31 августа по распоряжению премьер-министра Сергея Сидорского«для оперативного анализа ситуации, выработки мер и оказания малому бизнесу поддержки по реализации белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках».
Рабочая группа, которую возглавил директор департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский, разбита на две подгруппы. В первую включены руководители предпринимательских объединений, во вторую — представители органов госуправления. 9 сентября они рассмотрят меры, выработанные предпринимательским сообществом. Всего бизнес направил в Минэкономики около 40 предложений.
По мнению представителей бизнеса, увеличить продажи белорусских товаров с помощью предпринимательских структур возможно лишь при выполнении правительством комплекса увязанных между собой решений. «Мы подошли к проблеме разгрузки складов шире. И предлагаем правительству меры, которые касаются улучшения деловой среды, экспортного потенциала, привлечения иностранных инвестиций, — отметил «Белорусским новостям» один из участников рабочей группы, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. — Как показывает мировая практика, стимулирование экспорта происходит двумя основными путями: через формирование благоприятного макроэкономического климата и создание для производителей и экспортеров необходимых стимулов к экспорту».
Многие из предложений не новы. Их представители бизнеса поднимают перед правительством уже давно, но пока без существенных подвижек. В частности, предлагается отменить госрегулирование цен для частных предприятий, предельный уровень торговых наценок на всю продукцию и товары для всех субъектов хозяйствования (кроме производителей, торговых организаций и импортеров, занимающих доминирующее положение на рынке), урегулировать вопросы с подтверждением уплаты НДС по внешнеторговым контрактам с Россией.
Бизнес также предлагает провести ревизию нормативных правовых актов, регулирующих вопросы торговли в Беларуси. Многие из этих актов являются тормозом в развитии экспорта. В частности, это касается указа № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров», который регулирует вопросы, кому продавать можно, а кому нельзя, а также требует указания в договоре цели поставки (для собственных нужд, для реализации и т.п.). Между тем цель производителя одна — продать и как можно быстрее произведенный товар.
В письме, направленном в Минэкономики, представители бизнеса отмечают, что для проведения в стране макроэкономических преобразований с целью создания благоприятной среды для производителей, инвесторов и экспортеров потребуется достаточно много времени. «Реформы в области внешней торговли Беларуси являются долгосрочными и могут быть поэтапными. На отдельных этапах прямая помощь государства экспортерам и производителям экспортной продукции может стать важным компонентом этих реформ. В этих условиях использование специальных стимулов может быть эффективным способом решения проблемы развития экспортного производства и расширения экспорта», — говорится в обращении.
Пока же стимул для экспорта присутствует лишь у малых предприятий, занимающихся продажей продукции нефтехимии. Так, в первом полугодии 2009 года основную долю в экспорте занимали растворители и разбавители сложные органические (27,6% от общего объема экспорта), нефтепродукты и сжиженный газ (18,1%). Известно, что этой деятельностью занимаются в основном дочерние предприятия российских нефтегазовых компаний, поставляющих в Беларусь на давальческих условиях нефть, а затем продающих на Запад продукты переработки. К слову, ввоз нефти и нефтепродуктов также занимает первое место у субъектов малого бизнеса (8,3% от общего объема по итогам первого полугодия).
Всего же в первом полугодии 2009 года малый бизнес экспортировал товаров на сумму 680,1 млн. долларов (на 12,7% меньше уровня прошлого года). 35,1% поставок приходится на Россию, 26,7% — на Латвию, 11,5% — на Нидерланды. Но основную долю занимает продукция с низкой долей добавленной стоимости и преимущественно сырьевой ориентацией. К примеру, изделия из древесины (мебель, изделия столярные строительные, тара, прочие изделия) в экспорте малых предприятий занимают лишь 4,8%.