Шумченко: Госпредприятия не знают, как работать с предпринимателями. 21.by

Шумченко: Госпредприятия не знают, как работать с предпринимателями

24.09.2009 02:00 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

фотоВ период мирового экономического кризиса государство почему-то не дает предпринимателям в полной мере реализовать свои возможности. Чего ждут предприниматели от чиновников? О проблемах малого и среднего бизнеса в эфире Радио TUT.BY рассказал руководитель РОО "Перспектива" Анатолий Шумченко.

Как происходит диалог предпринимателя с чиновниками? Иногда кажется, что вы друг друга просто не слышите...

Так и происходит. Основная проблема состоит в том, что наши предложения и помощь в реализации тех или иных проектов не находят поддержки у государства. Мне это напоминает игру в одни ворота. Чиновники учитывают только свои интересы и не думают о людях.

Куда вы обращаетесь со своими предложениями?

Я постараюсь привести наглядный пример, чтобы все стало понятно. "Перспектива" сделала в мае заявление о готовности ИП реализовывать в киосках исключительно белорусское пиво. За четыре месяца мы отправили порядка десяти-пятнадцати обращений в управления органов власти. Мы отсылаем свои предложения в Администрацию Президента, в Комитет государственного контроля и в Совет Министров. В этих обращениях мы говорим о возможности встретиться, обсудить какие-то проблемы и прийти к какому-то консенсусу. На свои предложения мы получили всего лишь несколько отписок, которые не имеют ничего общего с решением наших проблем.

В понедельник прошел саммит белорусских предпринимателей, который был посвящен проблемам малого бизнеса. В нем участвовало порядка 250 человек со всей страны. Казалось бы, общественное объединение проделало в рамках гражданского общества большую работу по привлечению предпринимателей к цивилизованной форме общения. От имени своей организации мы разослали приглашение главе Администрации Президента Владимиру Макею, премьер-министру Сергею Сидорскому, заместителю премьер-министра Андрею Кобякову, руководителям госпредприятий и многим другим.

В результате на саммит пришел представитель Департамента по предпринимательству Министерства экономики, представитель "Пивзавода "Оливария" и представитель филиала "Брестского пива".

К нам пришли руководители малых торговых предприятий, индивидуальные предприниматели из различных торговых центров и рынков. Это те люди, которые могут ответить на все вопросы чиновников. Почему у нас не было чиновников? Ведь была предоставлена отличная возможность для диалога.

Наш бизнес не заинтересован в потоплении нынешнего правительства и существующей экономики, потому что мы находимся в одной лодке и зависим друг от друга.

Проводятся ли саммиты подобного рода по инициативе государства?

Безусловно, по инициативе государства также проходят мероприятия такого типа. Буквально вчера было проведено совещание у директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Александра Лихачевского. Он объявил, что премьер-министр Сергей Сидорский попросил привлечь общественные объединения к популяризации белорусского товара и спрашивал, чем нам можно помочь.

Получился ли дальше диалог? Вы что-нибудь ответили?

Безусловно, мы ответили. В этой ситуации есть две стороны медали. С одной стороны, нам не составляет большого труда привезти туда предпринимателей, чтобы те посмотрели на белорусские товары. Дальше начинается самое интересное: мы приедем, посмотрим и уедем ни с чем. Для того, чтобы эти люди уехали с товаром, необходим комплекс мер по созданию условий для реализации белорусских товаров.

Сегодня не созданы условия для того, чтобы это реализовывать. Если предприниматели будут переходить на белорусский товар, то они будут продавать товары исключительно отечественного производства. У нас существует действующее законодательство о виде единого налога. Этот налог составляет примерно 250 евро, и еще уплачивается НДС.

Это в случае, если вы торгуете импорным товаром?

Совершенно верно. Поэтому проще перепрофилироваться. Мы предлагаем создать условия для ведения такого бизнеса. Пусть на внутренний или внешний рынок будет введен ежемесячный налог в 35 тысяч рублей. А индивидуальным предпринимателям, торгующим белорусским товаром, будет разрешено иметь до пяти наемных лиц. Необходимо ввести льготы по арендной плате. Только комплекс мер поможет стронуть лед, но мы не получили ответа на наши предложения.

Основная проблема заключается в том, что в течение пятнадцати лет у нас не было активного взаимодействия между бизнесом и предприятиями-производителями. А ведь это гигантское упущение нашего правительства! Белорусские предприятия не знают, как работать с предпринимателями. Они привыкли выпускать свою продукцию вагонами под госзаказы, имея стабильную возможность брать кредиты. Однако сама стихия рынка предусматривает несколько иные условия работы. Предприниматель – это субъект, который стимулирует производителя не застаиваться и изготавливать конкурентоспособную продукцию. Сегодня падают объемы реализации отечественного пива, увеличивается импорт пива на белорусский рынок. И при этом правительство принимает решение об ограничении торговли пивом в киосках.

На Всебелорусском саммите предпринимателей вы заявили, что, не решив проблему с запретом продажи пива в киоске, правительство вряд ли сможет рассчитывать на помощь предпринимателей по снижению складских запасов на госпредприятиях. Неужели тема пива так актуальна, что вы ставите ее в повестку дня?

Алкоголизация молодежи – это аргумент, который сразу находит поддержку среди населения. По данным Белстата, водку в стране употребляет 46,9% населения, плодово-ягодные вина – 31% , а пиво всего лишь 11% населения. Если следовать логике этой статистики, то необходимо полностью изымать из магазинов водочную продукцию и плодово-ягодные вина и оставлять на прилавках только пиво. В Германии многие люди пьют пиво, но тем не менее в этой стране производят Мерседесы, BMW и много других прекрасных вещей. Поэтому аргумент алкоголизации абсолютно абсурден.

Сегодня в столице вопреки желанию минчан убрали все киоски. После этого местные власти советуют нам открывать рестораны и кафе. Человек вложил в этот киоск не один десяток тысяч долларов, а его ликвидировали и предложили вложить деньги в кафе или ресторан. Через некоторое время мы узнаем, что где-то кафе закрывают или сносят. Сегодня белорусское пиво – это еще и своеобразный показатель для индивидуальных предпринимателей, торгующих на рынках. Мы просим дать нам возможность торговать белорусским пивом, но нам в этом отказывают. Сегодня правительство привлекает нас к реализации белорусских товаров, произведенных легкой промышленностью. Завтра отечественное правительство скажет, что оно больше не нуждается в нашей помощи.

Может быть, проблема заключается в том, что вы хотите продавать белорусское пиво, но у производителей нет трудностей с его реализацией?

Проблема в другом - во взаимоотношениях с государством и в долгосрочных перспективах работы бизнеса в собственной стране. Смотрите, что получается: человек берет кредит в банке, продает квартиру, вкладывает деньги в киоски, делает бизнес-план на пять-десять лет и, исходя из этого, формирует свой семейный план. А тут вдруг рождается постановление правительства, которое очень быстро его разрушает. Такое вот у нас в стране доверие и деловой климат. А ситуация с пивом – это ярчайший пример того, что у нас сегодня творится в бизнесе. Если бы правительство разрешило сегодня торговать этим напитком, тогда общественным объединениям было бы проще разговаривать с государством. Это был бы позитивный момент, который мы могли бы активно пропагандировать среди предпринимателей.

Вы хотите, чтобы этот диалог происходил, как в случае с фотоуказом № 991? Его приняли и тут же отменили, потому что все сказали, что им это не нужно.

Признать ошибку – это значит здраво оценить ситуацию. Гораздо страшнее не признавать эти ошибки и идти напролом, ломая судьбы многих людей.

Чем сейчас занимаются предприниматели, которые остались без киосков?

Кто чем: некоторые открыли торговые точки и торгуют бананами. В Бресте, где запретили продавать пиво, появилась тенденция не создавать частные и унитарные предприятия, а становиться индивидуальными предпринимателями и самим садиться торговать. Я узнал, что помимо киосков у людей были кафе, бани и иные предприятия сферы услуг. Но в любом случае киоски были основным источником дохода. А это позволяло наращивать капитал и инвестировать средства в иные сферы деятельности.

Поговаривают, что сейчас рассматривается вопрос о возвращении киосков и о том, что все они будут находиться под одной крышей. 

В Мингорисполкоме прорабатывается вопрос открытия торговых объектов шаговой доступности. Предполагается, что их будет около пятидесяти в каждом районе, а по городу в целом будет функционировать 450 объектов такого типа. Приблизительная стоимость одного квадратного метра в них будет равна стоимости одного квадратного метра жилья.

В итоге Всебелорусского саммита предприниматели заявили, что они готовы торговать исключительно белорусским пивом и помогать государству разгружать склады. Что требуется от чиновников и на что они готовы пойти?

К сожалению, мы пока не получили от них никакого ответа. Мы же готовы выполнить свое обещание, но без принуждения и навязывания нам квот, цен, форм оплаты и при условии создания для нашей работыстимулирующих условий. Сегодня рабочая группа во главе с Александром Лихачевским занимается мониторингом ситуации. Готовится к открытию "Минский оптовый рынок", где собираются свести под одной крышей белорусских производителей. Это делается для того, чтобы последние могли работать в тесном контакте с предпринимателями. В прессе прошла информация, что якобы готовится некий указ, который даст нам невиданные льготы, однако в нем речь идет об экспорте. Надо сказать, в информационном плане правительство абсолютно проваливает эту кампанию. Достаточно прийти на рынок и спросить у предпринимателей про "Минский оптовый рынок", и станет понятно, что о нем мало кто знает даже в столице. На мой взгляд, правительству необходимо сконцентрировать свои силы на работе именно с регионами и малыми городами, где имеют место наибольшие финансовые проблемы. В силу своего особого менталитета люди из небольших городов отдают предпочтение именно белорусским товарам.

Что же мешает торговать белорусским товаром?

Приведу маленький пример. Человек приходит на предприятие за товаром, а ему отдают продукцию со склада... по магазинной цене. Конечно же, ни один предприниматель не будет работать на этих условиях. На отечественных складах лежит много продукции. Ну почему бы не дать предпринимателям товар под определенные гарантии? Ведь можно  же создать нормальные условия для работы - и тогда лед тронется.

Как предприниматели относятся к просьбе властей помочь в разгрузке складов, которые они не загружали?

Мы готовы рассмотреть предложения властей.

Это очень похоже на заявление властей, что они готовы помочь предпринимателям. Но тем не менее они еще не помогают...


Были случаи, когда предприниматели приходили на предприятия, но они не смогли даже узнать цену на товар. Людей просто отправляли из одного отдела в другой, а цену  превратили буквально в коммерческую тайну. Приведу другой факт. Совсем недавно предприниматели хотели купить комплектующие к белорусским тракторам. Их отправили в Оршу, где находится российская компания, у которой только и можно покупать этот товар. Ксожалению, директора белорусских предприятий не привыкли работать с предпринимателями. Поэтому наши предприниматели привыкли полагаться только на себя, они прагматичны до мозга костей. У меня есть знакомые предприниматели, которые работают с Москвой: они уже осенью заказывают коллекцию кроссовок на весенний сезон. Предприниматели не могут позволить себе неповоротливость, они делают деньги сегодня и сейчас.

В Беларуси сегодня насчитывается сто тысяч предпринимателей, и это приводит к гигантской конкуренции. А вот белорусские предприятия легкой промышленности можно пересчитать по пальцам. Но ведь не секрет, что без конкуренции и качество товара оставляет желать лучшего.

К примеру, сегодня у какого-то предприятия на складе лежат тапочки с отпускной ценой в сорок тысяч белорусских рублей. Можно отдать их предпринимателям по десять тысяч  и получить живые деньги! У нас же они будут лежать еще несколько лет. А если учесть деноминацию и инфляцию...

ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ.

Какие, на ваш взгляд, белорусские товары могут продаваться лучше всего? Какие товары могут конкурировать с зарубежными аналогами?


Отвечу коротко: нижнее женское белье, колготки и чулочно-носочные изделия, а также пиво.

Анатолий, чем вы занимаетесь в обычной жизни? Случайно не торгуете пивом?

Я любитель пива, но род моей деятельности не позволяет заниматься бизнесом. Защищать бизнес должен человек, который наиболее объективен и наименее уязвим. Я не хочу, чтобы кто-то оказывал на меня давление через бизнес.

Какую цель вы преследуете, отстаивая интересы предпринимателей? Говорят, вы метите на пост президента?

Я не мечу на пост президента. Но если я сделаю в жизни много добрых дел, тогда, возможно, сами люди этого захотят. Я не привык отказывать людям, и мне нравится помогать предпринимателям. Когда-то я сам был предпринимателем, поэтому сейчас защищаю этих людей. Однако если ко мне обратятся учителя или врачи, то я точно так же не откажу им в помощи.

Прокомментируйте, пожалуйста, следующую ситуацию.  Цены на продукцию отечественных производителей намного выше, чем на российские товары, и она не может удовлетворить спрос внутреннего рынка. В России же нам не позволяют купить продукцию, следствием чего становится простой производства, сокращение рабочих мест, недополучение налогов в казну и т.д., и т.п. Как быть в такой ситуации - закрыть компанию и сидеть дома?

Это, скорее, не вопрос, а констатация факта. На мой взгляд, ни в коем случае нельзя сидеть дома, потому что это не в духе предпринимательства. Цены на зарубежные и отечественные товары не позволяют нашему бизнесу работать с национальными производителями.

Я бы посоветовал вам зарабатывать деньги там, где это возможно. Если вам выгодно торговать зарубежными товарами, то торгуйте ими. Пусть отечественные производители думают, как изменить эту ситуацию. К сожалению, альтернативы на сегодняшний день нет.

В каком регионе предпринимательское движение сегодня наиболее активно?


Активность предпринимательского движения зависит от степени давления на него. Меньше всего оказывается такого давления в Могилевской области. Наиболее активное давление на предпринимателей оказывается в Витебской и Гомельской областях. Все помнят, как раньше жители города Гродно выходили на улицы с митингами, а сегодня этот регион очень тихий и спокойный.

Вы так ратуете за предпринимателей, но у покупателей к ним тоже есть претензии: когда приходишь на рынок, то видишь кругом антисанитарию, тебе не выписывают чеки или обвешивают. У меня, например, после этого пропадает доверие к предпринимателям. Когда же они начнут порядочно работать?

Если вы столкнулись с непорядочными предпринимателями, то не нужно судить о всех. Более того, сегодня предпринимателю легче договориться с покупателем, нежели идти на конфликт с ним. Это издержки свободного рынка. Но хочу также сказать, что ответственность в отношениях "продавец - покупатель" должна лежать не только на предпринимателях, но и на потребителях.



 
Теги: Брест, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В период мирового экономического кризиса государство почему-то не дает предпринимателям в полной мере реализовать свои возможности. Чего ждут предприниматели от чиновников? О проблемах малого и среднего бизнеса в эфире Радио TUT.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика