Льготы в обмен на программу развития ТЭК. 21.by

Льготы в обмен на программу развития ТЭК

07.10.2009 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

«Беларусь продолжает пользоваться самыми льготными в СНГ, да и в мире, без всякого преувеличения, ценами на энергоносители. Это касается и газа. Самые дешевые тарифы и самые дешевые цены на газ – у Беларуси. И по нефти – пониженные пошлины, которые дают возможность белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям быть загруженными полностью и осуществлять достаточно большой объем экспорта, который приносит значительные доходы в твердой валюте в белорусский бюджет»,- отметил Путин.

Напоминание об уже полученном Беларусью энергетическом снисхождении, видимо, должно было задать тон переговорам. Потому что белорусский премьер не скрывал, что вопросы, которые ему хотелось бы обсудить, касаются и поставки нефти в Беларусь, и ее переработки на наших заводах. Пониженная экспортная спецпошлина, составляющая в 2009 году 35,6% от экспортной пошлины на нефть, поставляемую в другие страны (именно о ней как о льготе упомянул Путин), как известно, не устраивает Беларусь.

Фактически наличие этой пошлины обеспечивает раздел между бюджетами России и Беларуси доходов от экспорта в третьи страны белорусских нефтепродуктов, вырабатываемых из дешевой российской нефти. Этот механизм раздела экспортных пошлин на белорусские нефтепродукты действует с 2007 года. Тогда он пришел на смену разделу пошлин по факту экспорта белорусских нефтепродуктов.

Формально раздел доходов от экспорта белорусских нефтепродуктов в третьи страны был прописан еще в 1995 году, когда наша страна в обмен на льготные цены на нефть обязалась перечислять в российский бюджет 70% экспортных пошлин. В реальности же в российскую казну не перечислялось ничего, на что долгое время Россия смотрела сквозь пальцы. Терпение союзницы лопнуло три года назад. Взимая свою долю экспортной пошлины еще на стадии входа сырой нефти в Беларусь, Россия фактически застраховалась от жульничества Беларуси и неперечисления пошлин в ее бюджет.

Но если математически новый механизм должен был работать так, чтобы «то на то и вышло» (в 2007 году наличие спецпошлины гарантировало поступление в российский бюджет 70% экспортной пошлины на белорусские нефтепродукты, в 2008 году – 80%, в 2009 году – 85%), то на практике такая схема поставок нефти значительно снизила привлекательность давальческой переработки российской нефти на белорусских НПЗ. Чтобы удержать российских давальцев, в Беларуси был введен механизм компенсации им из бюджета потерь на поставку нефти в нашу страну. Причем размер субсидий быстро перерос размер самой спецпошлины. Кроме того, наличие спецпошлины снизило возможности наших НПЗ закупать российскую нефть самостоятельно.

Поэтому то, о чем российский премьер сказал как о снисхождение, в реальности является для Беларуси наказанием за жульничество в прошлом. Теперь же мы просим о помиловании.

Действие введенного в 2007 году механизма было прописано только до 2009 года включительно, поэтому теперь наша страна настаивает на отмене этого принципа и на возвращении к старому-доброму дележу экспортных пошлин на нефтепродукты по факту их поступления в белорусский бюджет. Тем более что с 2010 года начинает действовать Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана, где не будет внутренних границ, а значит, и таможенных пошлин.

Но если позиция России по этому вопросу довольно лояльна (российские нефтяные компании и сами заинтересованы в давальческой переработке нефти в Беларуси и наличии внятного и прозрачного механизма работы по процессинговым схемам), то с решением в пользу Беларуси газового вопроса все намного сложнее.

Как сообщил журналистам в конце минувшей недели первый вице-премьер Владимир Семашко, белорусская сторона будет настаивать на предложении «приморозить движение по ценам на 2010 год и оставить условия 2009 года по формуле и коэффициенту». Как уже сообщала «БДГ», это значит, что белорусские переговорщики будут просить о сохранении действующей скидки в 20% к европейской цене на газ (минус таможенные пошлины и плата за транзит) против дисконта в 10%, который заложен контрактом от 2006 года.

Чтобы добиться своего, Беларусь должна предъявить России действительно веские аргументы, за которые могла бы сойти, например, приватизация белорусского ТЭК с участием российского капитала.

К чему сводятся предложения Беларуси премьер Сергей Сидорский не сообщил, отметив лишь, что в Беларуси «как и договаривались с Вами (с Путиным), разработали программу совместных действий по развитию топливо-энергетических ресурсов. Такая программа сейчас отправлена в Министерство энергетики Российской Федерации. Мы пригласили господина Сечина к нам в гости по этим вопросам. Идет хороший переговорный процесс». Доложить об этом процессе Сидорский предпочел за закрытыми дверями.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Прошедшая накануне встреча премьеров России и Беларуси Владимира Путина и Сергея Сидорского напоминала общение старшего с младшим. Во всяком случае, та ее часть, что прошла не за закрытыми дверями, а была доступна журналистам. Вступительные слова премьеров опубликовал сайт правительства России. В роли старшего, разумеется, выступил глава правительства РФ. По-отечески радушный («Нам есть о чем поговорить. Мы очень рады Вас видеть. Добро пожаловать!»), он не преминул напомнить Беларуси о тех привилегиях, которые получает наша страна от России в виде дешевых энергоресурсов, открытого рынка сбыта продовольствия и других товаров, а также от приравнивания белорусских производителей к российским при осуществлении госзакупок. Оба премьера предпочли не касаться выпадов Александра Лукашенко в адрес Путина.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика