Тенденция: в кризис дорожает только белорусская госсобственность. 21.by

Тенденция: в кризис дорожает только белорусская госсобственность

26.10.2009 08:37 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Распродажа белорусской госсобственности может затянуться на долгие месяцы и даже годы, если официальный Минск будет упираться в вопросе оценки активов. Цена, по которой власти предлагают объекты, для потенциальных инвесторов неадекватная и не соответствует реальной стоимости, отмечают эксперты. А покупать белорусские предприятия втридорога желающих не много.

Хотя у белорусской стороны свое видение проблемы. Для Александра Лукашенко ответ на вопрос, стоит ли в нынешний кризисный период, когда падают цены, продавать иностранным компаниям крупные финансовые организации и другие объекты в Беларуси, однозначный - стоит. Но вопрос цены до сих пор мешает активному процессу продажи.

«Наш Институт недвижимости оценивает БПС-Банк по международной методике в очень крупную сумму, западные институты, которых нанимают заинтересованные инвесторы, - в два-три раза меньше. Поэтому я не могу единогласно принять сегодня решение, когда цены пляшут», - заявил президент во время совещание по вопросам развития банковского сектора.

По мнению экономиста Ярослава Романчука, цены пляшут, потому что белорусская методика оценки активов отличается от стандартов международной методики: «Потенциальные инвесторы не доверяют нашей методике, поэтому заказывают проведение оценки активов иностранным институтам. Можно настаивать на объективности внутренней оценки, но инвестор готов выложить живые деньги за реальную рыночную цену, которая определяется другими институтами. Оценка стоимости активов независимых западных оценщиков будет превалировать над мнением, может быть не менее обоснованным, белорусских экспертов. Поэтому я бы на месте наших оценщиков присмотрелся к методике оценки активов авторитетных западных компаний».

Что касается стоимости банковских активов, то, как считает эксперт, сейчас государство намерено искусственно ее увеличить посредством рекапитализации. О том, что Беларусь ведет переговоры с МВФ по вопросу увеличения капитала госбанков за счет средств бюджета ранее заявил начальник главного управления банковского надзора Национального банка Сергей Дубков.

Как отмечает Я.Романчук, из бюджета банкам для увеличения капитала может быть выделено около 3-4 трлн. рублей. «Приостановка приватизация «Беларусбанка», БПС-Банка может говорить о решении властей не выходить на рынок с имеющимися активами, а увеличить их путем рекапитализации. Однако если эти деньги будут выделены, то они пойдут на выплату имеющихся долгов. Это, в свою очередь, приведет к всплескам инфляции в первые два-три месяца нового года».

Но даже при использовании этих денег в интересах реального сектора экономики финансовая инъекция окажется слабым утешение для банков.

«Банковские ресурсы часто выдаются под неэффективные госпроекты. Предприятия ссуды тратят на производство продукции, которая либо остается лежать на складах, либо отгружается неплатежеспособным покупателям. В результате банки сталкиваются с ростом невозврата этих ссуд, - отмечает бывший председатель Нацбанка Станислав Богданкевич. - По моим подсчетам, долги экономики нашим банкам в текущем году в долларовом эквиваленте с 1 января по 1 октября выросли на 5 млрд. долларов и составили примерно 23 млрд. долларов».

Впрочем, в Нацбанке осознали необходимость изменения подхода к оценке рисков банковской деятельности, что также связано со стоимостью активов. Нацбанк намерен подготовить согласованные с МВФ и Всемирным банком изменения, предусматривающих ужесточение подходов к классификации реструктуризированной задолженности.

По действующей методике в «плохие» активы зачисляется только просроченная задолженность, в то время как на Западе - вся сумма долга. Таким образом в Беларуси объемы «плохих» активов занижаются.

Есть еще ряд нюансов, с которыми не хотят мириться западные инвесторы. По мнению управляющего по вопросам предоставления консалтинговых услуг в сфере финансирования компании KPMG Александра Загорского, разница в стоимости активов объясняется разным видением ситуации у продавца и покупателя. Продавец оценивает объект с точки зрения вложения ресурсов, исходя из своих стратегий и целей. Покупатель - с точки зрения своих перспектив.

«Стоимость компании можно разделать на две части. Существующая стоимость и то, что может быть получено в будущем. Но не надо забывать, что инвестор не согласится покупать объект по цене, определенной с учетом перспектив работы предприятия. Инвесторы не готовы переплачивать за перспективы. Он тоже хочет что-то заработать».

По мнению эксперта, также у инвесторов возникает много вопросов по непрофильным активам: «Зачастую частный бизнес не готов покупать вместе с предприятием социальные объекты в виде детских садов, которые пытаются включить в общую стоимость активов, которая от этого естественно возрастает».

Вместе с тем, размер цены - это не только экономический аспект. «Нужно уметь договариваться. Насколько хорошо продавец это умеет делать, настолько успешной для него может быть сделка», - отметил А.Загорский.

По мнению эксперта, сейчас наиболее перспективными сегментами для вложения инвестиций являются розничная торговля, производство продуктов питания и IT-сектор.

«У розничной торговли, несмотря на сегодняшнее положение, есть потенциал для роста. Эффективным в этом плане должна стать отмена регулирование цен в рознице. Производство продуктов питания также в перспективе ожидает хороший рост. В IT-секторе есть не только «Белтелеком», но и интернет-провайдеры».

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Распродажа белорусской госсобственности может затянуться на долгие месяцы и даже годы, если официальный Минск будет упираться в вопросе оценки активов. Цена, по которой власти предлагают объекты, для потенциальных инвесторов неадекватная и не соответствует реальной стоимости, отмечают эксперты. А покупать белорусские предприятия втридорога желающих не много.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика