Вся правда о Таможенном союзе. 21.by

Вся правда о Таможенном союзе

28.10.2009 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Что и когда вступит в силу в Таможенном союзе 

В минувший четверг Беларусь, Россия и Казахстан согласовали все учредительные документы Таможенного союза. Как сообщил первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Гошин, в настоящее время эти документы отправлены на согласование в страны-участники. Планируется, что 27 ноября в Минске будут подписаны основные из них: Таможенный кодекс, договор о Едином нетарифном и таможенно-тарифном регулировании и соглашение об организации деятельности комиссии Таможенного союза.

Единый для всех стран таможенный тариф вступит в силу с 1 января 2010 года. Однако в течение переходного периода для каждой из стран останутся т.н. «чувствительные позиции», по которым она сохранит свой особый порядок ввоза.

С 1 июля 2010 года в силу должен вступить Таможенный кодекс. Одновременно с этим должны будут исчезнуть таможни между странами-участниками ТС. Правда, как пояснил В.Гошин, пока только между Россией и Беларусью. Казахстан, по его словам, должен будет это сделать ровно через год - с 1 июля 2011 года. В то же время существует вероятность, что свои таможни следующим летом уберет и Казахстан. По крайней мере, страна выступила с такой инициативой, и рассмотреть этот вопрос планируется в январе будущего года. Отсутствие таможен будет означать, что товары будут перевозиться из одной страны ТС в другую без таможенного контроля и оформления. Напомним, что между Россией и Беларусью таможен и так вроде как нет. С российской стороны там присутствуют т.н. пункты приема уведомлений.

Наряду с едиными правилами на внешних границах и свободой перемещения товаров внутри ТС, важный его элемент - соглашение о разделе таможенных пошлин. Пока Минфины стран-участников не договорились по этому вопросу и активно его обсуждают, сообщил В.Гошин. Кстати, директор департамента регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев сообщил на прошлой неделе, что Россия хотела бы получать 90% этих пошлин в свой бюджет.

Нет пока и документа, который регламентирует правила ввоза товаров населением. Представитель ГТК пояснил, что нормы Таможенного кодекса на население не распространяются. В то же время в странах-участниках имеются принципиальные различия, которые необходимо унифицировать. Особое беспокойство вызывает то, что в Казахстане, граничащем с Китаем, по тарифу, который ниже белорусского в 5 раз, можно ввезти товаров на $10 тыс. Соглашение о единых нормах и порядке ввоза физлицами товаров на территорию ТС должно быть разработано к 1 мая 2010 года, сообщил В.Гошин. Соответственно, в этом документе будут наконец-то названы пошлины на легковые автомобили, что в последнее время больше всего интересует белорусов.

Что изменится для предприятий

На эту тему чиновники говорят не очень охотно. В СМИ прошла информация, что Беларусь сохранит лишь 75% прежних тарифов, однако участники переговорного процесса по созданию ТС говорят о том, что никаких принципиальных изменений в этой сфере не наступит. Во всяком случае, заместитель директора департамента ВЭД МИД Беларуси Антон Кудасов, выступая на вышеупомянутом заседании, заявил, что «никаких революционных изменений в таможенном тарифе Беларуси не предполагается». «С 1 января 2010 года условия доступа европейских товаров на наш рынок в целом улучшаются», - утверждает он. При этом Кудасов уточнил, что «из трех стран по сравнению с сегодняшней ситуацией это улучшение наиболее очевидно для РБ». Он также заверил бизнес, что сохранится имеющийся ныне льготный режим ввоза оборудования, сырья и материалов.

Положительным для субъектов хозяйствования, по оценке чиновников, является то, что производителям не придется получать т.н. сертификат происхождения. Напомним, что сегодня в Россию можно свободно поставлять только те товары, доля местных комплектующих в которых превышает 50%. После 1 июля 2010 года любой товар, произведенный на территории Беларуси, сможет беспрепятственно, без всяких сертификатов получить доступ на рынок России, заверил А.Кудасов. «Отсутствие режима происхождения будет стимулировать работу по созданию новой добавленной стоимости, рабочих мест, новых технологий. Кому как не Беларуси, которая с советских времен считалась сборочным цехом, извлекать дополнительные преимущества», - пояснил он. Не будет проблем и с товарами трех стран: ввезенные легально, они свободно могут перемещаться по территории ТС. В то время как сегодня такие товары, переезжая из одной страны в другую, каждый раз облагаются таможенными пошлинами.

Снова стороны не могут договориться о цене на газ

В настоящее время эксперты Беларуси, России и Казахстана разрабатывают соглашения о единых правилах конкурентной политики в рамках ТС и о единых принципах естественных монополий, рассказал заместитель директора департамента ценовой политики Минэкономики Александр Курильчик. Чиновник признался, что переговорную позицию Беларуси коллеги по ТС не поддерживают. «Мы настаиваем на том, чтобы включить в эти соглашения принцип недискриминации, т.е. принцип равного отношения ко всем субъектам хозяйствования», - пояснил он. «Это значит, что если Россия отпускает нефть и газ для своих субъектов по таким ценам, то чем хуже белорусские субъекты? Мы исходим из того, что если мы строим единое экономическое пространство в рамках ТС, то условия хозяйствования должны быть одинаковыми», - уточнил А.Курильчик. «Если же не предусмотреть этого принципа недискриминации, то это приведет к тому, что российские субъекты получат преимущество в своей хозяйственной деятельности», - уверен он. «Мы будем настаивать и добиваться», - заверил представитель Минэкономики.

Цены сравняются с российскими, а белорусскому производителю придется туго

После формирования ТС цены на территории трех стран-участников будут постепенно выравниваться, считает А.Курильчик. Если учесть, что сегодня в Беларуси они выше по многим позициям, то белорусским предприятиям «придется ужаться».

Хуже всего, по мнению начальника управления нетарифного регулирования Минторга Беларуси Вадима Ламкова, придется производителям потребительских товаров, т.к. конкуренция в этом сегменте после открытия границ «возрастет значительно». «Многие белорусские предприятия не готовы к такому развитию событий. Очевидно, может произойти падение производства», - полагает он. При этом чиновник признался, что белорусские товары в большинстве своем пока еще уступают российским конкурентам. И если по продовольственной группе серьезных проблем не прогнозируется («они доминируют на рынке в хорошем смысле слова»), то производителям промышленных потребительских товаров «будет сложно».

Отечественные производители больше не смогут попросить защиты от импорта у правительства. В.Ламков пояснил, что внешнеторговую политику будет проводить наднациональный орган - комиссия ТС. «Мы привыкли к тому, что если есть проблемы, то мы обращаемся в правительство и оно их решает», - напомнил он сложившуюся практику. «Сейчас это будет проблематично, т.к. любое решение должно быть одобрено партнерами по ТС», - предупредил представитель Минторга.

Угрозы для белорусского бизнеса

Многие новшества, которые вступят в силу вместе с Таможенным кодексом, таят серьезные угрозы для белорусского бизнеса, считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета Вадим Мацкевич. Он обратил внимание на то, что серьезно пострадать, а то и вовсе исчезнуть могут национальные таможенные агенты. «По нашему национальному законодательству таможенный агент должен предоставить страхование своей ответственности на сумму $125 тыс. По новому Таможенному кодексу эта сумма поднимается до 1 млн. евро», - сообщил он и задался вопросом: «Какой таможенный агент реально способен сделать такое обеспечение?». Место белорусских на рынке легко и быстро смогут занять российские таможенные брокеры, полагает В.Мацкевич, т.к. они уже сегодня по российскому Таможенному кодексу предоставляют обеспечение в 2,5 млн. При этом он проинформировал, что такого рода услуги сегодня в Беларуси оказывают 200 предприятий.

Примерно такая же ситуация и с таможенными перевозчиками. По словам В.Мацкевича, их количество и так неуклонно уменьшается: «у нас их сегодня 45, а три года назад было 170». Происходит это из-за того, что обеспечение в $125 тыс., которое требуется по белорусскому законодательству, для них неподъемно. «Взять барьер в 200 тыс. евро после вступления в силу ТК многие не смогут и уйдут с рынка», - уверен он.

Изменится и положение т.н. добросовестных участников ВЭД. И дело не только в том, что они станут называться уполномоченными экономическими операторами (УЭО). Главное в том, что они тоже должны будут предоставлять обеспечение в размере 1 млн. евро, чего нет в настоящее время в Беларуси. «Это жесткая позиция России и Казахстана, т.к. у них этот институт пока не развит и они боятся начинать его с листа», - сказал по этому поводу В.Гошин.

Единственным утешением для перечисленных категорий предприятий является только то, что стороны договорились о переходном периоде: по таможенным агентам - 12 месяцев, по УЭО - 17 месяцев.

Позиции Беларуси в принятии решений в ТС не очень-то сильны, как впрочем, и Казахстана. «На союзном уровне создана комиссия, в которой 57% принадлежит российской стороне и по 21,5% - Беларуси и Казахстану», - пояснил В.Мацкевич истоки такого положения вещей. «Как вы понимаете, решения, принятые этой комиссией, будут действовать на всей территории ТС, и понятно, какие решения будут приниматься», - полагает он.

Вторя представителям предприятий, которые высказывали опасения относительно последствий создания ТС, В.Мацкевич предположил, что стоит еще раз взвесить все за и против, прежде чем с головой бросаться в ТС. «Понятно, что на одной чаше весов условия ТК, а на другой - экспортные пошлины на нефть и цена на газ для Беларуси. Но все равно нужно смотреть так, чтобы белорусские с.х. не потеряли то, что сегодня имеют», - резюмировал он.

Что касается оценок самих представителей бизнеса, то, по их мнению, свободная торговля - «идея хорошая». Только вот прежде чем отпускать предприятия в конкурентное «море» с «акулами», стоило бы отпустить их с поводка регулирования и администрирования - цен, зарплат и т.п. Тогда, может, и выдержали бы конкуренцию - такова тональность выступлений директоров предприятий.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как будет создаваться Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, что это изменит для предприятий, как повлияет на уровень цен в Беларуси? Ответы на эти вопросы пытались дать чиновники на заседании клуба директоров Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика