Эффективный транзит белорусских нефтепродуктов через балтийские порты возможен при наличии у белорусского экспедитора портовых терминалов в собственности или в аренде, поэтому Белоруссии необходимо срочно приступить к переговорам по аренде, покупке или строительству в портах стран Балтии своих терминалов. Такое мнение высказал ПРАЙМ-ТАСС представитель администрации ЗАО "Белорусская нефтяная компания" /БНК/.
"Еще пять лет назад белорусские
экспортеры нефтепродуктов всю свою продукцию продавали у
ворот завода или на белорусской границе - то есть,
фактически не участвовали в логистической цепочке и
теряли на этом весомые транзитные дивиденды. Эти потери
были немалыми, учитывая, что через латвийские порты
переваливается более 50 проц белорусских нефтепродуктов
или около 7 млн т в год", - отметил собеседник
агентства.
Он добавил, что несколько лет назад правительство
Белоруссии поставило задачу переломить ситуацию. С этой
целью в 2004 г в Латвии была создана компания
"Белнефтехим Балтик" со стопроцентным белорусским
капиталом, принадлежащим предприятиям концерна
"Белнефтехим". Позже она была переименована в "Ойл
Логистик".
"После создания в 2007 году Белорусской нефтяной компании
"Ойл Логистик" были переданы сервисные функции по
организации поставок нефтепродуктов на базисе FOB
/доставка продукции на судно/. Оказалось, что реально
влиять на оптимизацию транзитных схем белорусская сторона
не сможет до тех пор, пока не будет иметь в своей
собственности портовой инфраструктуры", - сказал
собеседник.
По его словам, актуальность покупки в собственность или
аренды терминалов по перевалке нефтепродуктов в последнее
время обострилась.
Он пояснил, что еще пять лет назад концепция работы
белорусских экспортеров по транспортировке нефтепродуктов
базировалась на конкурентном факторе. Предполагалось, что
ставка на конкуренцию между портовыми терминалами в
балтийских портах позволит белорусским экспортерам
получить максимальную выгоду. "Однако в последние годы
ситуация кардинально поменялась. Нефть и нефтепродукты
стали одним из основных биржевых товаров, подверженных
высокой спекуляции. В условиях резкого колебания цен на
нефтепродукты нефтетрейдерам стало выгодно накапливать
продукты, чтобы затем вести арбитражные продажи на самом
выгодном рынке", - отметил собеседник.
По его словам, в этих условиях трейдеры стали строить
собственные терминалы, выкупать или брать в аренду уже
имеющиеся мощности и использовать их в качестве базы для
хранения нефтепродуктов.
"В результате доступ третьих лиц, в том числе и
белорусских экспортеров к портовым терминалам стал
ограничен. Белорусская нефтяная компания уже столкнулась
с проблемами отгрузок не только мазута, но и дизельного
топлива и бензина", - сказал собеседник.
Как сообщалось ранее, Белорусская нефтяная компания в
этом году планирует экспортировать более 6,5 млн т
нефтепродуктов. По итогам работы в январе-июне 2009 г БНК
поставила на внешние рынки 3,8 млн т нефтепродуктов на
сумму 1,45 млрд долл. При этом на польский рынок было
поставлено 3 проц от данного объема нефтепродуктов, в
Нидерланды - 74 проц, в Великобританию - 10 проц, на
Украину - 9 проц, оставшийся объем - в страны Балтии и
другие страны.
В структуре экспорта доля дизтоплива составляет 32 проц,
автомобильных бензинов и мазута - по 19 проц, иной
продукции - 30 проц.
Сейчас БНК экспортирует весь объем основных видов
нефтепродуктов, которые производят ее учредители. В целях
повышения эффективности экспорта нефтепродуктов сделки
заключаются по итогам проведения открытых конкурсов.
Около 50 проц всего объема нефтепродуктов реализуется по
долгосрочным контрактам.
ЗАО "Белорусская нефтяная компания" зарегистрировано в
Белоруссии 17 мая 2007 г. Акционерами компании являются
ПО "Белоруснефть", ОАО "Нафтан", ОАО "Мозырский НПЗ",
Белорусский нефтяной торговый дом.
В 2008 г БНК экспортировала более 6,6 млн т
нефтепродуктов на сумму свыше 3,7 млрд долл.
Эффективный транзит белорусских нефтепродуктов через балтийские порты возможен при наличии у белорусского экспедитора портовых терминалов в собственности или в аренде, поэтому Белоруссии необходимо срочно приступить к переговорам по аренде, покупке или строительству в портах стран Балтии своих терминалов. Такое мнение высказал ПРАЙМ-ТАСС представитель администрации ЗАО "Белорусская нефтяная компания" /БНК/.