Движимые своими интересами
04.11.2009
—
Новости Экономики
|
Что же касается документов, регулирующих торговые вопросы в союзе "тройки", то они, как предполагается, будут вступать в силу постепенно. Учредительные документы согласованы. На заседании комиссии Таможенного союза 21 октября представители РФ, Беларуси и Казахстана согласовали все учредительные документы Таможенного союза, в том числе была окончательно согласована и редакция Таможенного кодекса. Это дало основания первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову заявить, что одобрены те необходимые проекты международных договоров и соглашений, которые будут представлены к подписанию главами государств в Минске 27 ноября. Более того, есть желание придать этому процессу даже некоторое ускорение. Ранее было объявлено, что внешний контур границы Таможенного союза с Беларусью заработает с 1 июля 2010 года, а с Казахстаном - с 1 июля 2011 года. Но вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев заявил, что это возможно сделать и раньше - уже к 1 июля 2010 года. К предложенному механизму такого ускорения стороны решили вернуться в январе 2010 года. Видимо, для этого имеются веские причины. Кстати, ранее Казахстан запросил у комиссии Таможенного союза разные переходные периоды на введение новых таможенных пошлин по 400 позициям, в том числе в отношении фармацевтической, сельскохозяйственной продукции и на сырье для нефтехимии, о чем сообщил У. Шукеев 28 сентября на совещании в правительстве Казахстана. По его словам, по всем позициям партнеры пришли к взаимному согласию, кроме комбайнов и тракторов. Видимо, в ходе заседании комиссии Таможенного союза 21 октября партнеры согласовали все проблемные позиции по товарам. Что же касается отмены контроля на границе с Казахстаном к желаемой дате, то этот вопрос решить сложнее. Дело в том, что система таможенного контроля в этой стране отличается от систем РФ и Беларуси: таможенники Казахстана подчиняются Минфину, и полномочия у них уже, чем у российских и белорусских. По распределению пошлин пока не договорились. Инициаторам нового объединения пока не удалось решить очень чувствительный и непростой вопрос - о взимании и распределении таможенных пошлин в рамках Таможенного союза. Следует отметить, что существующие сейчас нормативные акты и соглашения предусматривают распределение только таможенных пошлин трех государств. Что касается таможенных платежей, то они взимаются таможенными органами каждой страны. Здесь никакого распределения не должно быть - то есть НДС, сборы за таможенное оформление будут оставаться в каждом государстве. Тем не менее окончательно этот вопрос не решен. Как отмечают чиновники, этот механизм пока прорабатывается. Как отметил И. Шувалов по итогам заседания комиссии Таможенного союза 21 октября, "есть договоренность, что в общих чертах вопрос о распределении импортных пошлин и взимании таможенных тарифов должен быть согласован до 1 апреля 2010 года". Пока же, как было сказано, "этот механизм подготовлен только наполовину, его нужно снабдить другой половиной - он зависит от согласованной работы национальных банков". Сейчас над согласованием этого вопроса работает рабочая группа представителей минфинов трех стран. Ей предстоит доработать предложения с национальными банками, с тем "чтобы каждый бюджет был застрахован от валютных колебаний". По прогнозам И. Шувалова, "мы будем в состоянии в январе-феврале предложить окончательную схему на нашем уровне и на уровне правительств". Распределение доходов: по формуле. Замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев 1 октября уверенно заявил, что формула распределения доходов от внешнеэкономической деятельности Таможенного союза вступит в силу до 1 июля 2010 года. По его словам, предполагается, что средства от таможенных платежей, полученные участниками Таможенного союза, будут перечисляться на специальные транзитные счета, после чего будут распределяться между сторонами и зачисляться в бюджеты государств. Формула распределения доходов сейчас согласовывается. Ответственный секретарь комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев на заседании круглого стола, которое прошло в ТПП РФ 14 сентября, пояснил, что предполагается ввести "режим единого счета для всех трех стран". Затем после выверок балансов счета будут перераспределяться между странами по макроэкономическим критериям", - заявил С. Глазьев. Причем единый счет будут вести три казначейства - России, Беларуси и Казахстана. "Это необходимо для того, чтобы избежать недоразумений, так как расчеты должны вестись в национальных валютах", - пояснил он. Что же означает "макроэкономические критерии"? По словам С. Глазьева, под этим подразумеваются объем ВВП, а также экспорта и импорта. "Будет разработан взвешенный критерий, исходя из которого и станут распределяться доходы", - подчеркнул он. В острой фазе обсуждения. В свою очередь, директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев сообщил 23 октября в Москве журналистам, что "механизм распределения платежей находится в острой фазе обсуждения". При этом он подчеркнул, что в соответствии с достигнутыми договоренностями таможенные платежи независимо от того, в какую из стран начнет вывозиться товар, должны будут поступать в бюджеты согласно принятой пропорции. "Для России, скорее всего, цифра будет более 90%", - сказал он. Эта пропорция, по его словам, основана на макроэкономическом анализе и отражает пропорции потребительских рынков трех стран. Поскольку единый таможенный тариф (ЕТТ) вступит в силу с 1 января 2011 года, до этого времени платежи будут распределяться в рамках действующего порядка до тех пор, пока не будет согласован наднациональный порядок. А. Лихачев также отметил, что Таможенной комиссии предстоит согласовать список "чувствительных товаров". Он пояснил, что у членов Таможенного союза есть возможность вводить переходные периоды и ставки, отличные от единого таможенного тарифа. В частности, по его словам, Казахстан получил право применять ставки, отличные от ЕТТ по 400 позициям, на период от 1,5 до 4 лет. Предполагается, что импортные пошлины в РФ при введении единого таможенного тарифа с 1 января 2010 года изменятся незначительно. Практически по 80% товарных позиций будут применяться российские тарифы и только 18% номенклатуры поменяется. В единый тариф помещены даже те ставки, которые введены в РФ на временной основе, сказал А. Лихачев. По его словам, каждая временная ставка обсуждалась отдельно и по многим позициям пришлось провести дробление номенклатуры. "Мы выделили товары, которые не производятся (в странах Таможенного союза), и по ним поставили более низкие ставки", - отметил А. Лихачев. Такая диверсификация, произведенная с учетом мнений партнеров, будет способствовать дальнейшему развитию промышленности и подъему в посткризисный период. А. Лихачев подтвердил, что единый таможенный тариф сохранит действующие в России ставки на импорт авиатехники и автомобилей, направленные на поддержку отечественных производителей самолетов и автомашин, хотя Казахстан и Беларусь не производят ни того ни другого, а импортные пошлины на грузовики даже несколько повысятся. По словам А. Лихачева, уже согласовано 11,2 тысячи позиций единого таможенного тарифа. В едином тарифе сохранится 9,3 тысячи номенклатурных позиций, применяемых сейчас в России, для Беларуси сохранится 8,3 тысячи позиций, для Казахстана - около 5 тысяч. Планируется также утвердить единую систему преференций в рамках Таможенного союза. Данная система будет работать по кумулятивному принципу, то есть "ни одна сторона, которая пользуется преференциями в настоящее время, не пострадает", пояснил А. Лихачев. Белорусская сторона больше всего опасается, что после унификации таможенные пошлины на автомобили с 1 января вырастут в Беларуси до уровня российских и автомобили подорожают на 30%. Председатель ГТК Беларуси Александр Шпилевский недавно констатировал, что порядок введения пошлин на легковые автомобили в Беларуси - вне компетенции Государственного таможенного комитета. Между тем определять ввозные пошлины в рамках Таможенного союза должна будет наднациональная структура - комиссия Таможенного союза. Москва в роли интегратора. Руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов 22 октября в Москве на международной конференции обратил внимание, что европейские страны создавали Таможенный союз свыше 30 лет, а Беларусь, Россия и Казахстан формируют подобное объединение в сжатые сроки. При этом, в отличие от Европы, в Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана "нет ярко выраженных исполнительных органов власти". Текущие таможенные противоречия между тремя странами будет решать координационный совет руководителей таможенных органов. "Он почти создан на базе Таможенного комитета Союзного государства, в последних заседаниях которого принимают участие представители Казахстана", - сказал А. Бельянинов. И добавил, что "пример взаимоотношений Беларуси и России в таможенной сфере весьма показателен, поэтому присоединение казахстанской стороны больших сложностей вызвать не должно". Похоже, А. Бельянинов не вкладывал в эти слова ни малейшей иронии. Хотя у многих они вызовут улыбку. Достаточно впомнить недавнюю "молочную войну" России и Беларуси и принятое вслед за этим решение белорусских властей о введении усиленного режима контроля за перемещением грузов на основных российско-белорусских магистралях. Тогда заявлялось, что эти меры являются лишь симметричным ответом на таможенный контроль, который осуществляется с российской стороны. Что движет партнерами по "тройке"? Каждая из участниц Таможенного союза от этого проекта ожидает своего. Для России это, видимо, олицетворение привлекательности ее как интегратора для стран бывшего Союза. Из уст российских чиновников уже прозвучало, что устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле обеспечит к 2015 году дополнительный прирост ВВП государств - участников Таможенного союза до 20%. Казахстан тоже не скрывает своих интересов. До подписания документов по Таможенному союзу он попросил согласовать вопросы, связанные с транспортировкой нефти и газа, а также договориться по железнодорожным тарифам. Директор департамента регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ А. Лихачев 23 октября подтвердил, что Россия, Беларусь и Казахстан ведут переговоры об унификации железнодорожных тарифов, а также тарифов на услуги по перекачке нефти и газа. По его словам, переговоры об унификации транспортных тарифов не имеют прямого отношения к формированию единого Таможенного союза, но переговоры по данному вопросу ведутся. "Как только железнодорожники и транспортники договорятся, правительство примет участие в обсуждении", - дипломатично заметил А. Лихачев. Очевидно, что официальный Минск возлагает надежды, на создание в Таможенном союзе более комфортных условий для торговли с РФ и, конечно же, для поставок энергоносителей. Сохраняется и голубая мечта - создание единого энергорынка с РФ. Заместитель директора департамента ценовой политики Минэкономики Александр Курильчик в ходе заседании 23 октября Республиканского клуба директоров Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского заявил, что для создания равной конкуренции в Таможенном союзе Беларусь предлагает снизить цены на газ до российского уровня. "Если Россия отпускает нефть и газ своим субъектам хозяйствования по более низким ценам, то чем хуже Беларусь? Мы считаем, что если мы строим единое экономическое пространство в рамках Таможенного союза, то условия хозяйствования должны быть одинаковыми для всех", - сказал А. Курильчик. И далее добавил: "Конечно, Россия на это не соглашается". Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Таможенный кодекс и единый таможенный тариф Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана намечено утвердить на уровне глав государств 27 ноября на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС. |
|