За десять дней до минского заседания ЕврАзЭС, на котором президенты Беларуси, России и Казахстана должны подписать ключевые документы по запуску Таможенного союза трех стран с 2010 года, Александр Лукашенко вдруг усомнился, а надо ли это Беларуси.
«Прямо скажу, меня беспокоит, достаточно ли защищены и полностью ли учтены белорусские экономические и внешнеполитические интересы на этапе согласования условий Таможенного союза», — заявил президент 17 ноября на совещании по вопросу формирования Таможенного союза.
Лукашенко высказал сомнения по поводу единого таможенного тарифа, который планируется ввести с 1 января: «Сделаны ли четкие расчеты и анализ по каждому направлению и по каждой товарной позиции на предмет возможных выгод или потерь? Проведена ли работа белорусскими организациями и предприятиями по учету их интересов и подготовке к новым условиям хозяйствования?», — цитирует главу государства его пресс-служба.
При этом президент считает, что белорусские переговорщики пошли по пути наименьшего сопротивления, уступая свои позиции в переговорах по ставкам таможенного тарифа и не получая ничего взамен, кроме общих заверений и обещаний.
В данном случае речь, в частности, идет о повышении таможенных пошлин на автомобили после создания Таможенного союза трех стран. Ранее председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский, ссылаясь на экспертные оценки, озвучивал цифру в 200 млн. долларов, которую потеряет белорусский бюджет в результате таких мер.
Между тем, по словам Лукашенко, Россия и Казахстан уже зарезервировали для себя наиболее чувствительные товарные позиции, на которые сохранится действие прежних таможенных ставок (например, у Казахстана таких позиций около 400. — «БН»). Однако «никакие заверения, обещания и клятвы» (со стороны России и Казахстана. — БН) не принимаются, заявил Лукашенко.
На совещании Лукашенко заявил, что от оценки, которую сделает правительство по поводу возможных негативных последствий от участия Беларуси в Таможенном союзе, будет зависеть окончательное решение, вступать в него или не вступать. «Вы должны понимать, что любая ошибка, любой просчет здесь будет очень дорого стоить стране и народу. Так что, выводы делайте сами, я жду от вас абсолютно объективных оценок», — заявил президент.
Между тем на минувшей неделе на брифинге для журналистов заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности МИД Антон Кудасовзаявил, что в Таможенном союзе наша страна будет гнуть прагматичную линию, а опасаться потери конкурентоспособности белорусских предприятий оснований нет. По его словам, никаких кардинальных изменений в таможенном тарифе Беларуси не предполагается. Кроме того, сохранится имеющийся сегодня льготный режим ввоза оборудования, сырья и материалов.
Впрочем, до сих пор никакого негатива в адрес Таможенного союза со стороны правительства практически не звучало. Информация, которую озвучивали представители госорганов, в основном сводилась к тому, что вхождение Беларуси в Таможенный союз будет выгодно для нашей страны. Когда в сентябре к активному обсуждению этого вопроса подключился бизнес, выяснилось, что никто толком не знает, что ждет белорусские предприятия после нового года и как им придется работать в новых конкурентных условиях.
Опасения по поводу того, выдержат ли предприятия конкуренцию в Таможенном союзе, и предложения не торопиться с вступлением в него бизнес высказывал также в октябре на заседании клуба директоров Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского. Как сообщил «Белорусским новостям» его председатель Георгий Бадей, мнениями, высказанными руководителями предприятий в ходе клуба, интересовалась Администрация президента. По всей видимости, к сегодняшнему совещанию по Таможенному союзу.
Экономист Леонид Злотников считает, что заявления президента в канун подписания документов следует рассматривать как предмет торга за одинаковые с Россией цены на газ и беспошлинную российскую нефть. А именно такие условия выставляет Беларусь в качестве своего участия в Таможенном союзе, но пока безрезультатно.
На совещании Лукашенко с сожалением констатировал, что пока нет никакой ясности ни по вопросу об отмене экспортных пошлин на нефть, которые применяет Россия, ни по единому ценообразованию на природный газ и другие энергоресурсы на территории Таможенного союза. Предполагается, что эти вопросы страны урегулируют на следующей стадии интеграции — в рамках Единого экономического пространства. То есть после 2011 года, когда полноценно заработает Таможенный союз. Лукашенко это не устраивает.
Однако, как считает Злотников, Россия не пойдет на снижение цен на газ и не будет отменять спецпошлину на нефть (она была введена в 2007 году из-за нежелания выполнять Беларусью соглашения о разделе пошлин на нефтепродукты с Россией от 1995 года). «Сегодня с каждой тонны переработанной нефти Беларусь должна отдавать России 90 долларов. В год набегает около 2 млрд. долларов — сумма, за которую можно бороться», — отметил экономист.
То, что экономика Беларуси столкнется с проблемами при вступлении в Таможенный союз, по мнению Злотникова, известно давно, поэтому вряд ли это должно быть откровением для президента. Эксперт полагает, что таможенный союз будет в целом не в нашу пользу.
«Сегодня ни легкая промышленность, ни машиностроение, ни ряд других отраслей, за исключением отдельных позиций, на равных конкурировать с российскими и казахскими товарами не смогут. Это касается бытовой техники, других потребительских товаров», — отметил собеседник «Белорусских новостей». По его словам, сегодня все российские производители работают совместно с западными компаниями, тогда как Беларусь варится в собственном соку. Извлечь пользу от Таможенного союза Беларусь могла бы в том случае, если бы открыла границы для иностранного капитала и с его помощью модернизировала производство. Однако для этого необходимы структурные реформы в экономике, на что у властей пока нет политической воли.
Напомним, 27 ноября в Минске главы трех государств намерены подписать основные документы по созданию и функционированию Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана: Таможенный кодекс, договор о Едином нетарифном и таможенно-тарифном регулировании (Единый таможенный тариф) и соглашение об организации деятельности комиссии Таможенного союза.