Планы Беларуси по созданию в стране сборочных производств легковых автомобилей могут так и остаться на бумаге.
По имеющейся информации, в ходе состоявшегося 27 ноября заседания Межгоссовета ЕврАзЭС было принято решение, согласно которому без уплаты пошлин по территории Таможенного союза будут перемещаться автомобили только тех сборочных производств, которые были созданы до 1 октября 2009 года и имеют мощности по выпуску не менее 5 тыс. автомобилей в год.
Комиссия Таможенного союза установила ряд критериев, по которым собранные в трех странах легковушки будут подпадать под понятие «промышленная сборка», что, в свою очередь, позволит им беспошлинно перемещаться по территории Беларуси, России и Казахстана. В частности, с 1 июля такие сборочные производства должны будут выпускать не менее 25 тыс. машин в год, выполнять операции по сварке, сборке, окраске кузова, а также использовать при сборке не более 70% импортных комплектующих.
Белорусская сторона в ходе переговоров предлагала распространить эти нормы на производства, которые будут созданы до 1 июля. С расчетом, что они могут появиться и в Беларуси. Однако с этим не согласились Россия и Казахстан, имеющие свои предприятия по сборке легковых автомобилей.
«Если бы мы перенесли возможность создания производств до 1 июля 2010 года, то тем самым за это время могло появиться еще несколько сборочных производств, которые в течение многих лет ввозили бы импортные комплектующие со льготами. Мы же, наоборот, хотим как можно быстрее уйти от таких льгот и заинтересованы в том, чтобы была высокая доля отечественных компонентов при производстве автомобилей», — пояснил «Белорусским новостям» информированный российский источник.
Как известно, Беларусь пока только планирует развивать сборочные производства легковушек и привлекать в эту сферу крупных инвесторов. Для этого была создана законодательная база. Еще в апреле президент подписал указ № 175, который направлен на развитие в стране сборочных производств легковых автомобилей. Указ предоставляет инвесторам различные налоговые и таможенные льготы при сборке авто на территории страны и при ввозе импортных комплектующих. Документом предусмотрено создание в Беларуси более выгодных условий для выпуска легковых автомобилей по сравнению с существующими условиями работы в свободных экономических зонах Беларуси, а также в России.
Правда, большого рвения со стороны инвесторов не наблюдается, что подтвердила белорусская сторона в ходе переговоров на минувшей неделе.
В последнее время Беларусь рассматривала возможность прихода крупных инвесторов в эту сферу как раз с учетом своего участия в Таможенном союзе. Ведь благодаря единому таможенному пространству и отсутствию таможенного контроля на границах между странами инвесторы будут выстраивать свои планы по сбыту продукции с учетом не только Беларуси, но и России и Казахстана, говорил в начале ноября заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности МИД Антон Кудасов.
По его словам, на стадии переговоров участники Таможенного союза договорились о том, «какие бы по наполнению автомобили ни производились на территориях участников Таможенного союза, они беспрепятственно, то есть беспошлинно, будут продаваться на единой таможенной территории, чего сейчас нет». Это, по мнению представителя МИД, позволит создать общий свободный рынок автомобилей и автокомплектующих, что создаст благоприятные условия «для реализации как собственных возможностей, так и для привлечения зарубежных инвесторов». Однако установленные критерии «промышленной сборки» для сборочных производств легковушек делают приход инвесторов в эту сферу маловероятным.
Сегодня в Беларуси пока есть лишь одно сборочное производство легковых автомобилей. С августа 2006 года СП ЗАО «Юнисон» собирает из импортных комплектующих иранские автомобили «Саманд». Однако под установленные критерии промышленной сборки они сегодня не подпадают.
Иное дело грузовые автомобили. Для белорусского автопрома условия сбыта транспортных средств в условиях Таможенного союза будут наиболее выгодны, считают эксперты. Россия и Казахстан вводят по сути запретительные таможенные пошлины на импортные грузовые автомобили (в Беларуси они действуют давно) и покупать будут прежде всего белорусскую технику. К примеру, в Россию в 2008 году было ввезено импортных грузовиков, в том числе из Беларуси, на сумму 4,7 млрд. долларов. Теперь практически на весь этот «пирог», пускай даже сократившийся из-за кризиса, с 2010 года сможет претендовать Беларусь.
А вот для России белорусский рынок легковых автомобилей слишком мал. В 2008 году в нашу страну было ввезено импортных «легковушек» на 1,4 млрд. долларов. Эксперты отмечают, что таким образом российский рынок будет открыт для белорусских грузовиков более чем в 3 раза больше, чем для российских легковых авто — белорусский.