Флагман белорусской промышленности ОАО «МАЗ» обзавелся новым руководителем. 4 декабря президент назначил на должность генерального директора Александра Боровского. Перед бывшим главой концерна «Белнефтехим» поставлена задача вытянуть предприятие из кювета, в котором флагман машиностроения оказался во время мирового кризиса.
Представляя 7 декабря коллективу нового рулевого, глава Администрации президента Владимир Макей заявил, что в последнее время с потерей экономических показателей на МАЗе уходила и уверенность, что предприятие справится со сложной ситуацией. И причина, по его мнению, не только в мировом кризисе. «Есть откровенные просчеты в маркетинговой политике предприятия, нужна действенная товаропроводящая сеть», — приводит его слова БЕЛТА.
Глава президентской администрации считает, что МАЗ — это не то предприятие, стабильностью которого можно пренебрегать. Его успешная работа жизненно важна как для коллектива, так и для его смежников, которых насчитывается на предприятиях около 100 тыс. человек.
Макей сравнил МАЗ с «национальным достоянием», которое наряду с другими флагманами белорусского машиностроения, а также нефтепереработки занимает особое место в экономике и страны и вносит большой вклад в ВВП. А потому «потерять такое предприятие равноценно потере полкового знамени».
По словам министра промышленности Александра Радевича, если рынок автомобилестроения ухудшился в пять раз, то положение на МАЗе — в десять, и если не принять «кардинальных мер, МАЗ может уйти с основных рынков». При этом министр отметил, что МАЗ сохранил прибыльную работу, «но сегодня этого мало».
Руководитель Агентства деловых связей Валентин Лопан сомневается, что МАЗ в настоящее время приносит прибыль. «То, что в балансе предприятия указана прибыль, еще не значит, что оно получает от своей деятельности доход», — отметил он «Белорусским новостям». Собеседник предположил, что операционной прибыли там, скорее всего, нет, и она образовалась благодаря государственной поддержке, «то есть деньги упали с неба». По его мнению, более трезвое понимание того, что происходит на предприятии, появится, когда государство как собственник осознает, что на самом деле приносит МАЗ: прибыль или убытки. «Пока же есть успокоение от того, что на бумаге есть какая-то прибыль», — считает Лопан.
По его мнению, следствием неправильных управленческих решений являются складские запасы предприятия: «Понятно, что сверху навязывают объемы производства, но руководитель предприятия должен отстаивать свою позицию, ведь запасы — это омертвление денег на складах».
Сегодня МАЗ одно из самых затоваренных предприятий машиностроения. По данным Белстата, на 1 ноября запасы грузовых автомобилей в 4 раза превышали среднемесячный объем производства и достигли 3955 штук. Для сравнения: по тракторам и зерноуборочным комбайнам этот показатель в разы меньше и равен соответственно 124,3% и 130,1%.
Основным рынком сбыта белорусских грузовиков является российский. На него всегда приходилось до 70% от общего объема производства, отметил Лопан. В 2009 году МАЗ сократил поставки в Россию в 10 раз, хотя сам рынок из-за кризиса упал в первом полугодии примерно в 5 раз: «Там осталось только 20% от уровня 2008 года». Эксперт отметил, что в 2008 году МАЗ продал в России около 17 тыс. машин. По его данным, за 10 месяцев этого года предприятие отгрузило в Россию всего около 1700 грузовиков. При этом не факт, что смогло их там продать. Доля на российском рынке белорусского флагмана в первом полугодии сократилась до 4,2% с 9,9% год назад. Чтобы сохранить свою долю на сократившемся российском рынке, МАЗу нужно продать по итогам 2009 года примерно 3600 машин, пояснил эксперт.
Между тем непосредственный конкурент МАЗа — российский КамАЗ, свою долю на собственном рынке нарастил почти в два раза. В первом полугодии 2009 года она достигла 53,5% против 29,3% в аналогичном периоде прошлого года. Не в последнюю очередь этому поспособствовали меры государственной поддержки российского правительства по защите своих производителей в период кризиса. С 2009 года правительство субсидирует процентные ставки по кредитам, направленным на приобретение сельхозтехники российского производства. Кроме того, белорусские МАЗ, МТЗ и «Амкодор» исключены из реестра сельскохозяйственной техники и оборудования для реализации сельхозпроизводителям и потребительским кооперативам на условиях лизинга. Все попытки белорусской стороны в течение года решить этот вопрос в свою пользу эффекта не возымели.
Ранее белорусский президент неоднократно говорил, что проблему сбыта техники можно решить за счет расширения рынков. «Не хотят пускать нас (россияне. — БН) на свои рынки — нам надо искать другие векторы экспорта. Жизнь заставляет лезть нас на другие рынки», — ставил задачу Александр Лукашенко в апреле текущего года. Однако эксперты говорили, что быстро заместить потери на российском рынке за счет расширения продаж в других регионах вряд ли получится.
К слову, как сообщала газета «Белорусы и рынок», Лукашенко в начале года лично занимался распределением грузовиков по организациям страны. Из «реализованных» в марте 1100 автомобилей в Беларуси было разнаряжено 839, в том числе через систему «Белагросервиса» ушло 560.
Как считает экономист исследовательского центра ИПМ Дмитрий Крук, снижение доли белорусских грузовиков на российском рынке будет продолжаться. Это он объясняет, в частности, их слабыми конкурентными позициями и невозможностью увеличить экспорт за счет повышения производительности труда. В таких условиях на первый план выходят, по его словам, такие специфические факторы конкурентоспособности, как доступ к российским госзакупкам, преференциальные схемы кредитования и т.д.
Однако даже при сохранении этих факторов без дополнительных мер, направленных на развитие конкурентоспособности производителей белорусских грузовиков, переломить долгосрочную тенденцию снижения конкурентоспособности на российском рынке вряд ли удастся. Это касается не только грузовиков, но и другой продукции машиностроения.
Впрочем, белорусская сторона рассчитывает, что благодаря Таможенному союзу МАЗу и другим предприятиям станет легче поставлять свою продукцию на рынки России и Казахстана.