Правительство в несколько раз сократило объем финансирования строительства лесохозяйственных дорог в лесах Беларуси, которые должны были сыграть важную роль в восстановлении национального богатства страны.
В 2006 году правительство Беларуси утвердило Программу транспортного освоения лесного фонда и строительства лесохозяйственных дорог в лесах Республики Беларусь на период до 2010 года. Согласно ей, в стране с 2007 года ежегодно должно строиться не менее 100 километров лесохозяйственных дорог. Для этих целей Министерству финансов, Министерству транспорта и коммуникаций, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды должны были выделить 46,4 млрд рублей. Дороги планировалось возвести для более бережного лесопользования и сохранения окружающей среды. Как сказано в документе, хорошо развитая сеть лесохозяйственных дорог позволяет не только более полно использовать расчетную лесосеку, но и своевременно вести лесовосстановительные работы, налаживать необходимый уход за лесом, обеспечивать эффективную борьбу с пожарами и вредителями леса. Предполагалось, что только за счет развитой дорожной инфраструктуры леса можно будет повысить эффективность лесопользования, в первую очередь лесовосстановительных работ, минимум на 25%. Кроме того, в большинстве случаев лесохозяйственные дороги являются одновременно дорогами общего пользования, связывающими сельские населенные пункты, и, следовательно, имеют большое значение для возрождения села, чему в Беларуси также уделяется немало внимания. В 2007-м и 2008 годах проблем с финансированием строительства лесных дорог не возникло; как и предусмотрено программой, на эти цели было выделено соответственно 10 и 11 млрд рублей. Но в 2009 году в связи с мировым финансовым кризисом ситуация коренным образом изменилась. Предполагалось, что в 2009 году на строительство лесохозяйственных дорог будет направлено 12,1 млрд рублей, а реально поступило всего 5,1 миллиард. Республиканский фонд охраны природы свои обязательства выполнил полностью, выделив 2,4 млрд рублей. А вот республиканский дорожный фонд выделил всего 2,7 млрд рублей вместо 3,6 млрд рублей. Из республиканского бюджета и вовсе не поступило ни рубля, хотя запланировало было выделить 6 млрд рублей. В итоге с учетом проведенной в январе 2009 года девальвации рубля реальное финансирование программы было сокращено в четыре раза. Такая острая нехватка средств привела к тому, что в 2009 году в Беларуси вместо 100 км лесных дорог было построено всего 25 км. На 2010 год финансирование программы будет урезано еще более существенно. Согласно новым данным, которые утвердило правительство, в 2010 году на строительство лесных дорог будет направлено всего 5,2 млрд рублей вместо 13,3 млрд, как планировалось ранее. В результате за весь 2010 год удастся построить не более 20 км лесных дорог, а не 100 км. Сокращение коснется в первую очередь строительства дорог на загрязненных радиацией территориях, где планировалось провести в ближайшее время активную санитарную рубку с использованием древесины в хозяйствах Беларуси, а также для экспорта. Кстати, согласно утвержденным правительством основным показателям развития лесной отрасли, в 2010 году на 20% в сравнении с 2009 годом снижены показатели лесовосстановления и лесоразведения, зато в два раза увеличены площади санитарных рубок промежуточной древесины, которую, в том числе, планируется поставлять на экспорт. Получается, что ради сиюминутной выгоды в условиях кризиса мы принесем в жертву свои национальные богатства. Согласно данным Минлесхоза, уже в сентябре 2009 года мировой рынок древесины начал восстанавливаться после рецессии, и хоть цены на древесину еще далеки от тех, которые были до кризиса, в 2010 году министерство все равно планирует восстановить докризисные показатели по экспорту леса, увеличив его физический объем на 35%.
Правительство в несколько раз сократило объем финансирования строительства лесохозяйственных дорог в лесах Беларуси, которые должны были сыграть важную роль в восстановлении национального богатства страны.